» » » » Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики


Авторские права

Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики
Рейтинг:
Название:
Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-7107-8190-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Описание и краткое содержание "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассказывается о создании Объединенной Европы, играющей сегодня важнейшую роль в мировой экономике и политике. Характеризуются национальные экономики стран Европы – членов ЕС. Рассматриваются европейские экономические модели, особенности динамики постиндустриальной экономики стран Европы, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. Раскрывается процесс консолидации экономики европейских стран как составной части глобализации экономики и политики. Анализируются новые направления в отношениях стран Евросоюза, России, Индии и Китая.

Для студентов экономических факультетов вузов, изучающих курс мировой экономики, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий экономического профиля






НЕФТЯНОЕ И ГАЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. Ведущую роль в топливно-энергетическом комплексе играет нефтяное и газовое хозяйство. После того как в некоторых странах Западной Европы были обнаружены запасы нефти и природного газа, эти страны увеличили собственное производство топлива.

Разработка значительных месторождений нефти и природного газа на шельфе Северного моря позволила Великобритании ежегодно добывать 150 млн т нефти и свыше 9б млрд м3 природного газа, что не только удовлетворило внутренние запросы, но и дало возможность экспортировать топливо (4,2 % мирового экспорта нефти). В целом продажа топлива обеспечивает почти 6,0 % экспортных доходов страны.

Недавно обнаружены запасы газа в Нидерландах. В 2000 г. в стране было добыто 75,2 млрд м3 природного газа (3,1 % мировой добычи). Доход от продажи энергоносителей составляет 10,0 % общей стоимости нидерландского экспорта.

Крупными разведанными запасами нефти (более 1,9 млрд т) и газа (1,7 млрд м3) обладает Норвегия. В 2000 г. среднесуточная добыча нефти здесь составляла 3 млн баррелей, газа – 37 млн м3. Нефть и газ обеспечивают 23 % ВВП страны и около 50 % всех доходов от экспорта.

Но, несмотря на активное развитие топливно-энергетического комплекса, в Западной Европе и сегодня не хватает собственных источников энергии. Страны Евросоюза продолжают закупать нефть, нефтепродукты и природный газ. Основную часть топливного импорта обеспечивают Россия (около трети всего потребляемого в ЕС газа) и страны Среднего и Ближнего Востока. В конце XX в. страны ЕС импортировали топлива на 130,2 млрд долл. в год (30,6 % мирового топливного импорта).

Один из способов уменьшить энергетическую зависимость от других стран – создать собственную нефтеперерабатывающую промышленность и продавать на экспорт нефтепродукты, а не сырую нефть. В настоящее время в Западной Европе расположено 20 % нефтеперерабатывающих заводов мира (в США – 21 %).

Развитие топливно-энергетического комплекса предусматривает достижение так называемой дизельной независимости. Дело в том, что все больше европейских автомобилистов переходят с бензина на более дешевое дизельное топливо. Так, компании «Royal Dutch-Shell» и «British Petroleum», занимающие соответственно 3-е и 4-е места по объемам нефтепереработки в Европе, готовы потратить несколько миллиардов долларов на переоборудование своих нефтеперерабатывающих заводов. Обе компании планируют приобрести 12 установок по гидрокрекингу, чтобы удовлетворить спрос на дизельное топливо в Европе.

Согласно прогнозам аналитиков германского концерна «Volkswagen», к 2010 г. около половины всех автомобилей в странах Евросоюза будут дизельными. Закупив новое оборудование, компании «British Petroleum» (13 заводов) и «Royal Dutch-Shell» (10 заводов) попытаются вытеснить иностранных конкурентов с европейского рынка дизельного топлива.

К сожалению, мировой энергетический кризис неизбежен. Пессимисты говорят о том, что дефицит нефти и газа станет катастрофическим уже через 20 лет. Оптимисты откладывают наступление этого момента на 50 лет.


ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. В Западной Европе традиционная электроэнергетика (тепловые и гидравлические станции) принадлежит к числу быстро развивающихся отраслей. Такие страны, как Германия, Франция, Великобритания, Италия, являются крупнейшими в мире производителями электроэнергии. Но даже по суммарному производству (в 2000 г. – 1,7 трлн кВт-ч) существенно уступают лидеру мировой электроэнергетики – США (3,8 трлн кВт ч).

К электростанциям, использующим альтернативные источники энергии, относятся:

1) приливно-отливные – довольно крупные станции функционируют во Франции и в некоторых других странах, но они имеют в основном экспериментальный характер;

2) ветровые – мелкие электростанции успешно работают в Дании (они обеспечивают энергией часть железных дорог), в Германии, Нидерландах, России и других странах;

3) геотермальные – работают в Исландии и Италии.

В 2004 г. в Германии, неподалеку от Лейпцига, ввели в строй крупнейшую в мире солнечную электростанцию. Ее мощностей хватит для обеспечения годичного потребления 1800 домов. Германия занимает 2-е место в мире по производству «солнечной» электроэнергии, уступая лишь Японии. Но общее значение альтернативных источников энергии в решении хозяйственных проблем пока невелико.

Огромное значение для развития топливно-энергетического комплекса в Европе имеет атомная энергетика. Инициатором ее развития выступила Франция, причем сразу после окончания Второй мировой войны. Исследования, которые велись под руководством Комиссариата по атомной энергии, шли по двум направлениям: военному и гражданскому. Осуществление военной программы обеспечило Франции создание собственной атомной бомбы и независимых «сил сдерживания», что создало основу для проведения нового внешнеполитического курса страны.

Гражданская, мирная программа была нацелена на решение энергетической проблемы. Нефтяные кризисы 70 – 80-х годов XX в. показали неустойчивость французской экономики и ее чрезмерную зависимость от внешних закупок источников энергии. Государство признало развитие ядерного направления в топливно-энергетическом хозяйстве главным средством для обеспечения энергетической независимости страны. Большие капиталовложения в эту сферу обеспечили Франции 2-е место в мире в сфере ядерной энергетики.

Французская атомная промышленность состоит из трех основных секторов: 1) разведка и добыча радиоактивных материалов; 2) производство обогащенного урана и переработка радиоактивных материалов; 3) атомные электростанции (АЭС).

Атомные электростанции стали основой французской энергетики. Они обеспечивают примерно 84 % производства электроэнергии в стране. Уступая США по абсолютным размерам производства электроэнергии, Франция в 4 раза больше энергии получает на АЭС.

Атомная энергетика развивается и в других странах Евросоюза. Всего в Западной Европе сейчас действуют более 150 АЭС (в США – 105). Они обеспечивают значительные объемы производства электроэнергии:



Вариант выхода из кризиса путем развития атомной энергетики перспективен, но это временная мера. В США, России, Франции, Китае и некоторых других странах приняты государственные программы по ускоренному развитию этой отрасли. Но атомная энергетика зависит от наличия у страны запасов урана. Кроме того, хранилища радиоактивных отходов наносят вред окружающей среде. Пока будущее атомной энергетики остается под вопросом, темпы ее развития замедлились.

Впервые о колоссальных возможностях термоядерной энергетики заговорили еще в середине 50-х годов XX в. Сегодня все мировое научное сообщество едино в том, что именно термоядерная энергия способна спасти цивилизацию от энергетического голода. Термояд – это неистощимый источник энергии, по существу второе Солнце.

Лучшее термоядерное топливо – изотоп гелий-3. На Земле этого изотопа практически нет, а на Луне гелий в изобилии. Но, для того чтобы решить глобальную энергетическую проблему с помощью гелия-3, должна быть создана технология термоядерного синтеза и соответствующая инфраструктура.

Огромное значение для будущего термоядерной энергетики имеет судьба научного суперпроекта «Международный термоядерный экспериментальный реактор» («ITER»), В конце 2003 г. на специальном заседании Совета министров Евросоюза в Брюсселе было принято решение утвердить Францию в качестве страны – организатора строительства реактора и город Кадарат (в департаменте Буш-дю-Рон, неподалеку от Марселя) в качестве места его создания. Реализация этого проекта может стать завершающим шагом в осуществлении управляемого термоядерного синтеза. Если расчеты окажутся верными, то первый экспериментальный термоядерный реактор может быть запущен через несколько десятилетий.

Поэтому столь острая борьба происходит вокруг суперпроекта «ITER», основными участниками которого первоначально были страны Евросоюза и США. Однако впоследствии США вышли из проекта «ITER» и решили построить термоядерный реактор собственными силами. На это им потребуется 15–20 лет. Над термоядерным проектом в США работают несколько национальных лабораторий и университетов. Предложена уже и площадка для строительства экспериментального реактора на базе Висконсинского университета.

В январе 2004 г. Президент США Дж. Буш обнародовал новую национальную космическую программу, конечная цель которой – через 20–30 лет доставить американских астронавтов на Марс. Полету на Красную планету должна предшествовать экспедиция на Луну (примерно через 10–15 лет), где планируется построить постоянную базу. Здесь немало зависит и от содействия России: только наша страна имеет опыт автоматической доставки грузов с Луны, только наши роботы подолгу работали на Луне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Книги похожие на "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Черников

Геннадий Черников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Отзывы читателей о книге "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.