» » » » Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики


Авторские права

Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики
Рейтинг:
Название:
Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-7107-8190-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Описание и краткое содержание "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассказывается о создании Объединенной Европы, играющей сегодня важнейшую роль в мировой экономике и политике. Характеризуются национальные экономики стран Европы – членов ЕС. Рассматриваются европейские экономические модели, особенности динамики постиндустриальной экономики стран Европы, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. Раскрывается процесс консолидации экономики европейских стран как составной части глобализации экономики и политики. Анализируются новые направления в отношениях стран Евросоюза, России, Индии и Китая.

Для студентов экономических факультетов вузов, изучающих курс мировой экономики, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий экономического профиля






План колонизации Луны – это не столько космическая, сколько экономическая программа. Следуя своей стратегии, США через 20 лет могут захватить энергетический рынок на планете, которая как раз к тому моменту вступит в период глобального энергетического кризиса, связанного с истощением углеводородного топлива.

Металлургический комплекс

Несмотря на создание и использование новых конструкционных материалов, в настоящее время металл по-прежнему остается основой современной промышленности, и в частности машиностроения.


ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. В течение ряда лет металлургический комплекс в Западной Европе переживал довольно тяжелый период приспособления к структурным сдвигам в экономике. В наибольшей степени эти проблемы коснулись черной металлургии. В последние десятилетия отмечалась тенденция к экономии металла во всех сферах хозяйства. В связи с этим уменьшилось удельное потребление стальной продукции на единицу ВВП.

Для большинства европейских стран характерны сравнительно низкие темпы наращивания производства и потребления стали, что связано со структурной реорганизацией хозяйства. В странах Западной Европы усиливается концентрация производства, меняется соотношение сил между крупнейшими производственными объединениями. В 2001 г. на 1-е место в мире по объему производственных мощностей (более 50 млн т стали в год) вышла группа компаний, контролируемых капиталом Франции («Usinord – Sasilor») и Люксембурга («Arbed»), Ведущие сталеплавильные корпорации проводят широкомасштабную рационализацию производства.

Большие изменения происходят и в международной торговле металлами. Растет конкуренция между традиционными экспортерами продукции из черных металлов, в частности между странами Евросоюза и США.

Объем производства стали (в том числе на душу населения), который еще недавно служил одним из главных показателей уровня развития экономики страны, в определенной степени утратил свое значение, хотя сталь продолжают использовать в качестве конструкционного материала. Надо иметь в виду и общее повышение требований к качеству металла. Кроме того, в Западной Европе, где очень хорошо развито производство пластических масс, потребление стали уменьшается вследствие замены ее новыми конструкционными материалами.

Надо помнить и о международной конкуренции основных производителей стали. Речь идет не только о США, но и о ряде государств Азии и Латинской Америки. Например, по выплавке стали Республика Корея (в 2001 г. – 33,1 млн т) быстро догоняет Германию (44,8 млн т), а Бразилия уже опередила Великобританию и Францию.

В результате кризиса в черной металлургии и угольной промышленности в угольно-металлургических районах Западной Европы (север Франции, юг Бельгии, Рур и Саар в Германии, Мидленд и Уэльс в Великобритании) были закрыты шахты, уменьшено производство чугуна, стали, проката, что повлекло за собой безработицу, рост социальной напряженности, отток населения. Частные корпорации стремятся диверсифицировать свою структуру. Так, лидеры металлургии ФРГ, компании «Krupp» и «Thyssen», с 1999 г. создали общий концерн, причем это уже концерн не металлургический, а в первую очередь машиностроительный.


ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. На протяжении длительного периода развитие цветной металлургии в Европе характеризовалось устойчивым ростом. За последнее тридцатилетие XX в. потребление основных цветных металлов возросло с 26 до 37 млн т в год. Но под влиянием ряда факторов (замедление темпов роста экономики в некоторых странах и др.) появились трудности. В 1998–1999 гг. на Лондонской бирже металлов цены на многие цветные металлы упали. Но в начале XXI в. положение в цветной металлургии начало улучшаться.

В настоящее время в мире производится приблизительно 70 видов цветных металлов. Прежде всего это алюминий, медь, цинк, никель, свинец, а также олово, кобальт, хром, вольфрам, молибден.

Западная Европа стала одним из лидеров в развитии алюминиевой промышленности. Начала производство алюминия Франция, имевшая большие запасы бокситов (в 1975 г. добыто 3 млн т) и энергоресурсов. Но конкуренция более дешевого и качественного зарубежного сырья привела к тому, что с 1993 г. добычу бокситов прекратили. Особенно быстро французская алюминиевая промышленность развивалась в начале XX в., когда на ее долю приходилось 20 % мирового производства алюминия. После окончания Второй мировой войны производство алюминия выросло в 10 раз. Большие изменения коснулись корпоративной структуры отрасли. В 1969 г. произошло слияние двух независимых производителей, в результате чего возникла группа «Pechiney», которая стала контролировать все производство алюминия в стране. Группа «Pechiney» превратилась в мощную транснациональную корпорацию с предприятиями в Гвинее, Камеруне, Греции, Нидерландах, Австралии и США.

Но с 2003 г. над нею установила контроль канадская компания «Alcan» – крупнейший мировой производитель первичного алюминия. Для покупки «Pechiney» компания «Alcan» выпустила облигации на сумму свыше 1 млрд долл. Суммарная годовая выручка канадско-французского концерна – около 24 млрд долл. Однако американской компании «Alcoa» (годовой доход – 20 млрд долл.) удается сохранять лидерство в общемировой добыче сырья – 13,0 % («Alcan» и «Pechiney» – 12,5 %).

Другие отрасли цветной металлургии в странах Евросоюза развиты слабо. Добыча руд цветных металлов (медная, свинцо-во-цинковые и др.) здесь невелика. Но европейский капитал имеет в этой отрасли существенные интересы за рубежом. Так, группа «Metalleuron» (филиал французской и германской компаний) является 1-м в мире производителем свинца и 3-м – цинка. Группа Ротшильдов удерживает контроль над производством никеля в Новой Каледонии, обеспечивая примерно 10 % мирового производства этого металла.

Машиностроение

В западноевропейской экономике машиностроение занимает 1-е место среди всех отраслей промышленности и по числу занятых, и по стоимости продукции. На долю машиностроительного комплекса приходится до 40 % стоимости европейского промышленного продукта. Ключевая роль машиностроения определяется несколькими факторами:

• именно в продукции машиностроения получают материальное воплощение многие новейшие достижения научно-технического прогресса;

• машиностроение является главной капитализирующей отраслью хозяйства, обеспечивая более 50 % общего объема капиталовложений в экономику, в решающей мере определяет уровень, темпы и масштабы технико-технологического перевооружения хозяйства, способствует дальнейшему повышению его эффективности;

• продукция машиностроения играет важную роль в удовлетворении спроса населения на разнообразные технические средства.

В структуре машиностроительного комплекса стран Западной Европы действует около 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Отрасли обычно условно подразделяют на три группы, на долю каждой из которых приходится примерно треть общей стоимости продукции машиностроения. Каждая группа обладает своей спецификой:

1) отрасли общего машиностроения – станкостроение, роботостроение, а также производство разнообразного промышленного оборудования,

2) отрасли транспортного машиностроения,

3) разнообразные электротехнические и электронные производства, сюда же нередко включают отдельные наукоемкие и т. п. производства.

В современном мире сформировалось три крупнейших центра машиностроительной промышленности США, страны Западной Европы и Япония. Более половины мирового производства продукции машиностроения сосредоточено в США Стоимость условно чистой продукции машиностроения в 2000 г. составляла (в млрд долл. в ценах 1996 г).

Весь мир – 1474,95.

США – 883,50.

Западная Европа – 283,47

в том числе

Германия – 69,41.

Франция – 59,64.

Великобритания – 40,77.

Италия – 35,24.

Япония – 205,13.

Сегодня в некоторых отраслях машиностроения Евросоюз не только не уступает США, но даже превосходит достижения американцев.

В течение XX в объем продукции западноевропейского машиностроения вырос в 33 раза, а для последних десятилетий характерны необычайно высокие темпы роста отрасли. Но различия в темпах роста в каждой из трех отраслевых групп все же имели место.


ОБЩЕЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. Из отраслей общего машиностроения наиболее быстро развиваются станкостроение и роботостроение. Главное направление развития станкостроительной промышленности – повышение уровня автоматизации производства. Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и станкам-автоматам. Лидером в производстве различных видов специальных станков издавна была Германия. В течение долгого времени она занимала 1-е место в мире по качеству изделий и общим объемам производства и экспорта станков. Но в 90-е годы XX в активное использование достижений научно-технической революции позволило Японии значительно опередить Германию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Книги похожие на "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Черников

Геннадий Черников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Черников - Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики"

Отзывы читателей о книге "Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.