» » » » Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие


Авторские права

Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психологическая безопасность: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-358-00865-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая безопасность: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психологическая безопасность: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются факторы, влияющие на психологическую безопасность личности, средства психологической саморегуляции, приводятся методики, позволяющие определить структуру и основные характеристики личности, а также способность человека правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», а также для широкого круги специалистов.






• не имеющая каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций;

• с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;

• с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.

Особого внимания заслуживает вопрос о психологической готовности к чрезвычайным ситуациям. Современный человек более или менее подготовлен к таким событиям, как транспортная авария, пожар, нападение бандитов, стихийное бедствие, эпидемия и пр., причем некоторые люди в силу своей профессии находятся в состоянии повышенной готовности к подобным событиям (пожарные, милиционеры, спасатели, врачи и др.). Военные, естественно, готовы к неожиданностям боя, сражений (особенно те, кто участвовали не только в учебных, но и в реальных операциях, например, «афганцы»).

Состояние психологической неготовности к адекватному восприятию случившегося можно объяснить следующими причинами:

1) уникальностью экстремальной ситуации, которая создает чрезвычайное напряжение при оценке данного события;

2) слабой подготовкой подавляющего большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

3) недостатком конкретной информации и одновременно своего рода информационной анархией, определяющей часто стихийное и неразумное поведение многих людей, низким порогом критичности к поступающим сведениям (слухам);

4) эмоциональной неустойчивостью, обусловленной, в частности, директивными формами управления, заторможенностью собственной инициативы, что проявляется в условиях нарушения каналов управления (предоставленность самим себе в сложных условиях переживается особенно остро).

Таким образом, складывается достаточно благоприятная почва для возникновения индивидуальных и массовых эмоциональных реакций панического характера, основывающихся на постоянной тревоге и сильном чувстве страха.

Микросоциальная среда

Микросреда определяется рядом социально-психологических особенностей человека, особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и направленностью референтной группы.

На безопасность личности оказывают влияние следующие факторы микросреды (рис. 4): семья и особенности взаимоотношений в семье и воспитания, референтная группа (группа людей, мнение которых значимо для индивида), реальная формальная группа (профессиональная, учебная и другие, называемые малыми функциональными группами), так называемое фоновое окружение, включающее соседей, «дворовое окружение» и т. д.


Рис. 4. Факторы микросреды


Семья и семейное воспитание. В семье удовлетворяется часть потребностей, в том числе материально-бытовые и потребность в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если этого не происходит, то возникает скрытая или явная семейная неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревога. Подобные состояния могут понижать уровень безопасности индивида. Функция контроля, которую выполняет семья, способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю. В противном случае у него возникают не только нарушения поведения, но и нарушения в личностном развитии.

По составу семьи подразделяются следующим образом: на полные (наличие отца и матери) и неполные (отсутствие одного из них), расширенные (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженные, или деформированные (если есть отчим или мачеха).

Воспитание – процесс, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать. Семья играет в этом процессе огромную роль. Причем на формирование и развитие личности влияют и психологический климат в семье, и ее социальный уровень, и материальное благополучие. Важная составляющая семейного воспитания – общение с ребенком.

Если он недостаточно общается в семье, то не умеет строить отношения с окружающими. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны. Он одновременно стремится к вниманию со стороны окружающих и отвергает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви и внимании, ребенок не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Накапливая опыт неудач, ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

На формирование личности влияют частые переезды (особенно это характерно для семей военнослужащих). Дети в подобных семьях излишне недоверчивы, собственное «Я» выступает для них главной точкой отсчета. Эти особенности – реакция на непрерывно изменяющуюся среду.

Влияние на личность и ее развитие оказывает и наличие в семье других детей. Первенцы взрослеют быстрее. Например, из 23 американских космонавтов 20 – первенцы, из поступающих в колледжи – большинство первенцев. Родители ставят перед ними более высокие цели, налагают большие обязательства, что, с одной стороны, делает их более целеустремленными, а с другой (при наложении слишком больших обязанностей) – провоцирует к отклонению в развитии личности или поведения.

На особенности поведения и взаимодействия с окружающими влияет состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Ухудшение отношений между родителями очень часто приводит к торможению интеллектуального развития ребенка. Неблагоприятные семейные условия, характерные для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, могут снижать адаптивные способности, стрессоустойчивость, повышать тревожность и неуверенность в себе и своих силах.

Таким образом, семья – это фундамент, на котором строятся все взаимодействия с окружающими. Она способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой устойчивости к действию психических травм.

В гармоничной семье ее члены испытывают теплую эмоциональную привязанность друг к другу, они не конкурируют между собой, никто из них не узурпирует функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли остальных членов. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества или противопоставляет себя ему.

Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению и реализации его возможностей. Его основные принципы:

1) забота о ребенке;

2) поощрение;

3) наказание, если таковое неизбежно, должно быть конкретным, сразу следовать за проступком, нельзя несколько раз наказывать за один проступок;

4) запреты должны учитывать возраст и возможность их выполнить и не являться следствием эмоционального состояния взрослого (страха, гнева, раздражения). Их нужно делать в такой форме, чтобы они не мешали познавательному развитию;

5) требования, предъявляемые ребенку, должны быть понятными, одинаковыми;

6) обязательным условием гармоничного воспитания должно быть безусловное эмоциональное принятие ребенка (когда ребенок любим со всеми его особенностями) и гармоничные супружеские отношения. (Соответственно, дисгармоничное воспитание отличается блокированием какой-то потребности, в крайнем варианте – сразу нескольких.)

Негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения, снижения адаптивных способностей, формирующих различные невротические состояния. В ней нарушены внутренние функциональные отношения. Подобные семьи подразделяются на несколько типов:

1. Собственно негармоничная семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой, напротив, слишком зависимое положение («семейный перекос»). Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

2. Деструктогенная семья отличается отсутствием способности ее членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем, чрезмерной автономией отдельных членов, наносящей ущерб семье в целом, неравномерностью или отсутствием взаимности в эмоциональных привязанностях.

3. Распадающаяся семья живет в условиях обострившейся конфликтной ситуации: уход из семьи одного из родителей назревает или его риск постоянно высок, фактически разрыв между родителями уже произошел, но юридически развод еще не оформлен, и супруги продолжают жить вместе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая безопасность: учебное пособие"

Книги похожие на "Психологическая безопасность: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Соломин

Валерий Соломин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психологическая безопасность: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.