» » » » Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие


Авторские права

Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психологическая безопасность: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-358-00865-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическая безопасность: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психологическая безопасность: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются факторы, влияющие на психологическую безопасность личности, средства психологической саморегуляции, приводятся методики, позволяющие определить структуру и основные характеристики личности, а также способность человека правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», а также для широкого круги специалистов.






3. Распадающаяся семья живет в условиях обострившейся конфликтной ситуации: уход из семьи одного из родителей назревает или его риск постоянно высок, фактически разрыв между родителями уже произошел, но юридически развод еще не оформлен, и супруги продолжают жить вместе.

4. Распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один из родителей уже отделился от семьи, может иметь другую семью, но в какой-то мере продолжает сохранять контакты с прежней семьей и выполняет еще часть функций ее члена.

5. Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается от всех предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с зависимым пассивным положением других, отсутствием двухсторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.

Все эти типы представляют собой разные ступени перехода от гармонии к полному распаду. У детей из подобных семей развиваются неврозы и другие психопатические реакции.

Родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компенсаторный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Крайние типы отношений, будь то авторитарные или либеральные, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у ребенка чувство отчуждения от родителей, своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования кажутся необоснованными, вызывают либо агрессию и протест, либо апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости при либеральных отношениях вызывает ощущение, что родителям нет никакого дела до ребенка, а это способствует формированию личности со слабым «Я».

Рассмотрим виды неправильного воспитания. К ним относятся гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

Гипопротекция. Ее крайняя форма – безнадзорность, но чаще всего она проявляется в недостатке опеки и контроля, а главное – в отсутствии истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Безнадзорность влечет за собой неудовлетворенность основных физиологических и духовных потребностей ребенка, который оказывается ненакормленным, неодетым, живет в тяжелых бытовых условиях и полностью предоставлен сам себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка носит формальный характер. Ребенок чувствует, что старшим членам семьи нет до него никакого дела, что он для них обуза. Скрытая гипопротекция вызывает скрытое эмоциональное отвержение. В данном случае ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Потворствующая гипопротекция имеет место в том случае, если недостаток родительского контроля сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Они выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. У таких детей наблюдается склонность к истерическим реакциям (суицид и т. п.) при малейших трудностях и конфликтах.

Гиперпротекция не дает ребенку возможности с ранних лет учиться на собственном опыте, пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ребенок приходит к убеждению, что сам он ни за что не отвечает.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, за каждой минутой, каждой мыслью вырастают в целую систему постоянных запретов и бдительного неусыпного (вплоть до слежки) наблюдения за ребенком. Непрерывные запреты, невозможность принять когда-либо собственное решение создают у него впечатление, что самому «все нельзя», а другим «все можно».

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок становится «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении уберечь любимое чадо от малейших трудностей, освободить от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. В результате культивируется эгоцентричное желание всегда быть в центре внимания окружающих, слышать похвалы себе, получать все, что захочешь, без особого труда. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для ребенка создается кризисная ситуация: с одной стороны, он хочет всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой – совершенно не способен осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

Воспитание «в культе болезни». Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Ребенок привыкает к мысли, что она дает ему многие права, освобождая от обязанностей, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, ограждать от неприятностей, освобождать даже от посильных обязанностей, прощать проступки и позволять то, что непозволительно другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и завышенные притязания. В результате при столкновении с жизненными трудностями у ребенка, как правило, возникает истерическая реакция с «уходом в болезнь».

Эмоциональное отвержение. При этом стиле воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он обуза, что без него было бы легче. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой – брат или сестра, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью и возмущаются, если кто-либо им укажет на это. Как правило, оно сопровождается гипертрофированно подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто – суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание – или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, – все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера душевной жестокости крайне негативно отражается на развивающейся личности.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что он воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.

Противоречивое воспитание. В одной семье родители, а тем более прародители (бабушки и дедушки) могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, применять несовместимые воспитательные подходы, осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации пагубно сказываются на формировании личности, усугубляют слабые черты характера.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическая безопасность: учебное пособие"

Книги похожие на "Психологическая безопасность: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Соломин

Валерий Соломин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Соломин - Психологическая безопасность: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психологическая безопасность: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.