» » » » Игорь Вачков - Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников


Авторские права

Игорь Вачков - Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников

Здесь можно купить и скачать "Игорь Вачков - Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство 046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Вачков - Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Рейтинг:
Название:
Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978–5–388–00262–4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников"

Описание и краткое содержание "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников" читать бесплатно онлайн.



Если вы интересуетесь психологией и хотите лучше разобраться в самом себе – эта книга для вас! Изучив ее, вы сможете узнать: как устроена наша память, что такое мышление, как развивать свой ум, каковы истоки нашего настроения, что такое темперамент и в чем заключаются его свойства, как формируется характер, как оценить собственные возможности и сделать правильный профессиональный выбор. Вы поймете, что ваш внутренний мир доступен для познания и изменения. В этом вам помогут включенные в книгу задания для самоанализа и самоизучения.

Это пособие для молодых, вступающих в самостоятельную жизнь людей. Из всего богатого психологического багажа в него вошло все самое актуальное, интересное и полезное. Преподаватели курса психологии в школе смогут использовать его в качестве методического материала. Книга также будет интересна студентам первых курсов факультетов педагогики и психологии и педагогических колледжей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.






По нашему мнению, в душевном аппарате человека имеются две мыслеобразующие инстанции, из которых вторая обладает тем преимуществом, что ее продукты находят доступ в сферу сознания; деятельность же первой инстанции бессознательна… На месте перехода от первой ко второй находится цензура, которая пропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает.

Зигмунд Фрейд

Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Каким-то образом культура, традиции, ценности и даже стиль жизни наших предков передаются нам по наследству и влияют на нас. Мы не осознаем этой памяти, лишены возможности сказать: «Я точно помню, что у нас в роду было принято… (то-то и то-то)». Но в каком-то сложном, пока мало понятном для нас виде память рода, культурная память существует в бессознательном нашего внутреннего мира.

Наконец, в бессознательном «живут» переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. И он вытеснил, переместил их в бессознательное. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру ХХ века Зигмунду Фрейду. «Вытеснение» – это его термин. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет мучительные переживания и воспоминания. Но избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека психические переживания – неврозы.

Основной путь избавления от таких недугов – осознание вытесненных переживаний, решение человеком своей психологической проблемы. Так или иначе, мы выходим на то, что «главный» уровень внутреннего мира – сознательный. Именно здесь разворачивается психическая жизнь человека, доступная его пониманию, контролю, оценке и изменению.

Что влияет на человеческую жизнь сильнее – сознательные решения или бессознательные влечения и реакции? Были ли в вашей жизни случаи, о которых вы можете уверенно сказать: да, здесь повлияло бессознательное?

Внутренний мир и его психологическое время

Окружающий мир существует в пространстве и времени. Внутренний мир – тоже. Пространство, в котором разворачивается жизнь нашего Я, мы рассмотрели. А время? Известно, что время в том трехмерном мире, в котором живет человечество, нельзя остановить, повернуть вспять или ускорить.

Распространяются ли эти законы на психологическое время человека? Конечно, нет, и каждый из нас об этом знает не понаслышке. Это известно каждому человеку из его личного опыта.

«Мы знаем – время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его», – писал С. Маршак. Психологическое время действительно растяжимо. Бывают минуты и дни особой психологической наполненности. Они пролетают быстро, но оставляют после себя замечательное чувство полноты и осмысленности существования. Бывают целые периоды в жизни, когда время тягостно тянется, оставляя после себя только чувство пустоты. Время невероятно растягивается в моменты ожидания.

Многие люди в зрелые и пожилые годы говорят о том, что время очень по-разному воспринимается в детстве, юности и взрослой жизни. Между 13–ю и 14–ю годами – целая эпоха, между 45–ю и 46–ю очень часто – мгновение, наполненное ежедневной суетой. Но это – не всеобщий психологический закон. Вокруг нас множество подростков, проживающих свои годы в однообразно-скучной повседневности, и множество пожилых и просто очень старых людей, живущих ярко, полноценно, осознающих каждый миг своего бытия.

Психологическое время не только течет по-другому. Оно еще умеет останавливаться, застревать и поворачивать вспять. Три важных понятия описывают психологическое время человека: «прошлое», «настоящее» и «будущее». Для всех нас каждое из этих понятий имеет разное личное значение, разное эмоциональное звучание. Прошлое, настоящее и будущее присутствуют в нашей жизни постоянно. Живя в настоящем, мы строим планы, связанные с будущим, и сверяем их с прошлым опытом. Однако психологически, субъективно, в каждый момент времени мы живем в одном из этих времен. Мы можем быть поглощены воспоминаниями, и тогда наша связь с настоящим ослабевает, а будущее вообще застилает туман. Мы можем жить в мечтах о том, чего пока нет, жить будущим, и тогда настоящее теряет свою собственную ценность, превращается в мостик, связывающий «вчера» и «завтра». И конечно же, мы можем жить в настоящем, относясь к прошлому с уважением и понимая, что от настоящего зависит наше «завтра».

Время есть деление. Время есть мысль… Если обсуждаются истинные ценности человечества, то прежде всего для обращения с ними нужно будет время, прекрасно наполненное.

Николай Рерих

Жить настоящим и жить сегодняшним, сиюминутным – это разные вещи. Человек, живущий сегодняшним днем («Однова живем!», «Завтра хоть потоп!»), психологически зачеркивает свои личные «вчера» и «завтра», не думает о последствиях совершаемых поступков, не строит свою жизнь, а плывет по течению. Человек, живущий настоящим, с уважением относится к каждой минуте своей жизни. Он понимает, что вся она состоит из кратких мгновений, которые мы либо наполняем, либо не наполняем смыслом существования.

САМОИССЛЕДОВАНИЕ

Кто я?

Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Однако мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу, если мы зададим себе нужные вопросы. Чтобы узнать о том, что представляет собой ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой я?»

Итак, какой (какая) я? Задайте себе этот вопрос и ниже, непосредственно в тексте, дайте на него 20 ответов (сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение вопроса будет как бы не про вас, чужим и непонятным, а при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!).

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, – автопортрет вашего Я. Поговорим о нем.

Образ Я человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «ученик», а также образные выражения – метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот». Их все, включая даже самые оригинальные, можно объединить в три группы: образ Я состоит из характеристик социального Я, физического Я и психологического Я.

Вернитесь к тексту тематического блока, в котором рассказывается о том, что такое социальное, физическое и психологическое Я, и прочитайте его еще раз. А теперь проанализируйте ваш собственный автопортрет. Сколько характеристик социального Я в вашем личном списке? Подсчитайте и запишите ответ на этот вопрос.

______________________________________________________________________________________

Отвечая на вопрос «Какой я?», вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т. д. Есть ли в вашем Я-образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они по преимуществу положительные. Сколько их, подсчитайте.

Доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рисковый… Русский язык невероятно богат словами, позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе?

Вернемся к списку из 20 характеристик Я и выполним еще одну процедуру. Она поможет нам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа Я может рассматриваться вами и как положительное, и как отрицательное качество. Каких качеств в вашем Я-образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак «+» или «-». Важно, чтобы это была ваша, личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой.

Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных или отрицательных – больше в образе вашего Я?

Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.

У кого-то образ Я в целом окрашен позитивными эмоциями, он принимает свое Я (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего Я. Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников"

Книги похожие на "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Вачков

Игорь Вачков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Вачков - Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников"

Отзывы читателей о книге "Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.