» » » » Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды


Авторские права

Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Гидрометеоиздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды
Рейтинг:
Название:
Атлантика без Атлантиды
Издательство:
Гидрометеоиздат
Жанр:
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Атлантика без Атлантиды"

Описание и краткое содержание "Атлантика без Атлантиды" читать бесплатно онлайн.



Об Атлантиде, стране, затонувшей, если верить легенде, в водах Атлантического океана, написано множество книг. Но загадки Атлантики — это не только и не столько загадки Атлантиды. С изучением Атлантического океана, его подводного рельефа и вод связано множество нерешенных проблем планетологии, геологии, этнографии, антропологии, археологии и других наук о Земле и о человеке.

Об открытии Атлантики, о находках на дне ее затонувших судов, древних и современных, о поисках и находках под водою древних поселений, о загадках древней истории и географии, решить которые помогает океанография, о судьбах таинственных «народов моря», исчезнувших с лица земли, и судьбах Атлантики, ее морей и островов рассказывает в своей новой книге Александр Кондратов.

Книгу с интересом прочтут широкие круги читателей.


Atlantis — the country sunk, according to the legend, in waters of Atlantic — is the subject of a number of books. But enigma of Atlantis is not the only or major among the riddles of the Atlantic. Exploration of the ocean, its waters and bottom configuration is related to a variety of unsolved problems in geology, ethnography, anthropology, archaeology and other sciences of Earth and man.

Discovery of the Atlantic, ancient and modern ships sunk on its bottom; underwater search and discovery of ancient settlements; riddles of geography and ancient history solution of which is much helped by oceanography; fortunes of mysterious «sea people» vanished from the face of the earth; fortunes of the Atlantic, its seas and islands — all this is the subject of narration in this new book by Alexander Kondratov.

It will be of interest to a wide range of readers.


Рецензенты:

д-р геогр. наук О. К. Леонтьев

и д-р филол. наук В. В. Шеворошкин






Шедевры искусства, как известно, не обязательно должны быть изготовлены из золота. Материалом для них служат и глина, и мрамор, и камень, и медь. Ровно 170 лет назад со дна моря были подняты статуи и фрагменты фриза, украшавшие Парфенон, гениальное создание Фидия (1802 год считается датой рождения подводной археологии). На дно фриз попал так. Лорд Элджин, английский посол в Оттоманской империи, решил взять на себя благородную миссию: спасти фриз Парфенона, по праву считающегося одним из величайших произведений мирового искусства. В Греции, в то время находившейся под гнетом турков, назревало восстание. Дабы уберечь сокровища от последствий войны, Элджин отдал приказ своим агентам в Афинах выломать наиболее сохранившиеся части фриза (не беда, что остальные при этом погибнут!) и… отправить их морем в Англию.

Приказание лорда было исполнено. Фрагменты фриза запаковали в огромные ящики и погрузили на корабль «Ментор», взявший курс к берегам туманного Альбиона. По дороге, у берегов острова Антикифера судно наскочило на скалы и большая часть корабля ушла под воду, вместе с бесценным грузом. Попытки снять судно, крепко засевшее в расщелине, к успеху не привели. Лишь осенью того же 1802 года опытные греческие ныряльщики, ловцы губок, начали поднимать драгоценные ящики с глубины около 10 метров. Операция затянулась до весны следующего года, пока наконец весь груз не был поднят и передан лорду Элджину. Последний же продал греческие шедевры Британскому музею, где они хранятся и по сей день.

В 1900 году около острова Антикифера ловцы губок обнаружили на дне статуи и прочие произведения античного искусства. На дне они оказались по той же причине, что и сокровища Парфенона. Только грабил землю Эллады не британский лорд, а кто-то из римлян, торопившихся вывезти из оккупированной римскими легионами страны памятники великого греческого искусства. Корабль пошел ко дну вместе со своим грузом: мраморными статуями, серебряными чашами и бронзовыми изваяниями. До того времени античные статуи из бронзы можно было буквально перечесть по пальцам — в средние века их превращали в металл, ибо «языческие идолы» считались у христиан «богопротивными», а бронза была в большой цене. Со дна греческие ныряльщики — ловцы губок — подняли замечательные образцы античного искусства. Одна из статуй, изображающая юного бога, по праву считается гордостью Национального музея в Афинах.

«Добытчиками» статуй были не только ловцы губок; произведения искусства времен античности не раз извлекали на поверхность рыбаки. Например, еще в 1830 году у побережья Тосканы рыбаки подняли из воды несколько античных статуй. Одна из них, так называемый «Аполлон из Пьомбино», обрела свое место в хранилищах знаменитого Лувра. Еще раньше, в XVIII веке, в Лигурийском заливе рыбаки «выловили» бронзовый торс и несколько голов статуй эпохи античности. Вне всякого сомнения, это были остатки груза корабля, перевозившего статуи. Однако серьезных исследований никто не вел. Первый древний корабль, груженный произведениями античного искусства, был обнаружен в 1907 году в водах Средиземного моря, неподалеку от порта Махдия (Тунис). Ученые сразу же принялись за него. Их напряженный труд продолжался вплоть до 1914 года, когда работы прервала начавшаяся мировая война. Со дна были подняты керамика и другие изделия, колонны и плиты из мрамора и главное — скульптуры.

Стиль, в котором были исполнены эти статуи, позволял предполагать, что они изготовлены в Афинах. Вскоре «афинский адрес», указанный искусствоведами, подтвердили данные другой науки — эпиграфики. Со дна вместе со статуями удалось поднять две мраморные плиты, покрытые надписями. На одной плите упоминалось святилище Аммона в Пирее, а Пирей, как известно, был и остается афинской гаванью. Вторая плита говорила о команде афинской триремы (корабля с тремя рядами гребцов по каждому из бортов).

Больше того: ученые сумели определить даже дату гибели судна, после того как в его обломках был найден светильник с неприкрученным обгорелым фитилем, — очевидно, он продолжал гореть до тех пор, пока судно не пошло ко дну. Светильниками такой формы в Греции пользовались только в конце II — начале I веков до н. э. А характер груза затонувшего корабля (создавалось впечатление, будто в трюмы погружен целый храм в разобранном виде!) позволял указать единственно возможную дату гибели корабля с таким грузом на борту — 86 год до н. э. Именно в этом году римский диктатор Сулла взял штурмом Афины и отдал город на разграбление. И только тогда на римский корабль могло попасть столь большое число произведений греческого искусства, а также плит, колонн, цоколей, капителей и даже дверей и оконных рам.

Добыча римской военщины должна бы, по логике вещей, следовать из Греции к берегам Италии. Почему же судно найдено далеко от этой трассы, у ливийских берегов? И хотя его спустя много лет после первых археологов-подводников исследовали ученые, вооруженные современными аквалангами, на этот вопрос у нас нет точного ответа. Возможно, корабль попал в сильный шторм, когда проходил Мессинским проливом, отделяющим Сицилию от Италии, и был унесен к берегам Африки. Быть может, судно принадлежало не жителю Рима и его курс лежал не к «вечному городу»… Словом, версий можно высказать множество, но ни одна из них не выглядит убедительной. Недаром же, сопоставляя эти версии, один из пионеров подводной археологии Филипп Диоле остроумно заметил: «Иногда, когда история хранит молчание, археология склонна проявлять чрезмерную болтливость».

В двадцатые годы в водах, омывающих берега Эллады, со дна вновь были подняты произведения античного искусства, причем многие из них могут быть причислены к его шедеврам. Например, бронзовая статуя Гермеса (в бухте у Марафона), фигура мальчика, скачущего на коне, и двухметровая статуя бородатого Зевса (у мыса Артемисия, неподалеку от острова Эвбея).

Последнюю скульптуру, впрочем, пришлось отнимать не только у моря, но и у грабителей. Ученые, узнав, что под водой у мыса Артемисия лежит затонувший корабль, решили обследовать его. А тем временем сюда нагрянула частная компания. В обломках судна была найдена статуя Зевса. Грабители продолжали бы свои действия и дальше, если бы прибывшая в 1928 году археологическая экспедиция не застала их на месте преступления. Бронзовый Зевс был конфискован и отправлен в Национальный музей Афин (где стал одним из самых ценных экспонатов). Археологи обнаружили на дне еще несколько статуй.

Примерно в то же время, ведя работы в Пирейском порту, рабочие нашли в иле рельеф из мрамора; он изображал сцены «амазономахии», борьбы с амазонками, мотив, очень популярный в античном искусстве. В 1941 году на дне Пирейской бухты был обнаружен корабль, битком набитый скульптурами, барельефами и другими произведениями искусства Эллады. Причем среди них находились и скульптуры с главного фриза Парфенона.

К произведениям античного искусства специалисты относят и керамику. Ведь античные вазы и амфоры выполнены с великолепным мастерством, а порой их украшают замечательные изображения богов, людей и целые сценки из жизни античного общества. Счет скульптур, поднятых из трюмов затонувших кораблей, идет на десятки. Счет керамических изделий, в особенности амфор, — на тысячи. Ибо амфоры являлись самой распространенной «тарой» у жителей Средиземноморья. Тысячи этих сосудов емкостью в 26 литров грузились на сотни кораблей, больших и малых, бороздивших воды Средиземного моря. Далеко не все суда благополучно приходили в пункт назначения, значительная их часть тонула. И сейчас из трюмов и обломков погибших кораблей извлекают на свет божий драгоценные сосуды, в которых зачастую сохранилось их содержимое, после двух тысяч лет пребывания на дне морском.

В 1925 году итальянскому рыбаку возле маленького городка Альбенга на побережье Лигурийского моря посчастливилось поймать в сети не рыбу, а две античные амфоры. Четверть века спустя юный ученик лицея по имени Родольфо, ныряя в море, обнаружил на дне великое множество амфор. Об этом открытии стало известно молодому энергичному ученому Нино Ламболья. Ламболья резонно предположил, что амфоры на дне — это груз корабля, затонувшего в море.

Организовать научную экспедицию для проведения раскопок под водой было не так-то просто. Итальянское правительство считало, что средства, которые оно отпускает на археологические исследования (надо сказать, весьма скудные), могут быть с большим эффектом истрачены на «сухопутные» раскопки. Обращение Ламбольи к водолазам-любителям не увенчалось на первых порах успехом, ибо они мечтали найти золотые слитки и другие сокровища, а не какие-то амфоры. Но наконец такой водолаз нашелся. Это был Джованни Кавалья, имя которого хорошо известно всем энтузиастам подводного дела: Кавалья руководил подъемом золота с судна «Иджипт» («Египет»), лежавшего на глубине свыше 100 метров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Атлантика без Атлантиды"

Книги похожие на "Атлантика без Атлантиды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Кондратов

Александр Кондратов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Кондратов - Атлантика без Атлантиды"

Отзывы читателей о книге "Атлантика без Атлантиды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.