» » » » Мишель Фуко - Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности


Авторские права

Мишель Фуко - Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности

Здесь можно скачать бесплатно "Мишель Фуко - Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности"

Описание и краткое содержание "Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности" читать бесплатно онлайн.








Тут нужно не упускать из виду две вещи. Во-первых, сильный накал страстей - и политических в том числе - во Франции в 60-е годы вокруг структурализма вообще и вокруг отношения Фуко к структурализму, в частности. В 1967 году, когда в Фуко видят "жреца структурализма", он скромно отвечает, что он - лишь "певчий в хоре" и что служба началась задолго до него. И в текстах и в интервью этого времени Фуко посвящает структурализму

{i}352{/i}

пространные анализы. Он различает структурализм как {i}метод,{/i} с успехом используемый в {i}частных{/i} областях: в лингвистике, в истории религий, в этнологии и т.д.,- и "{i}общий структурализм{/i}"{i},{/i} имеющий дело с тем, "что есть наша культура, наш сегодняшний мир, с совокупностью практических или теоретических отношений, которые определяют нашу современность. Именно здесь структурализм получает значение {i}философской деятельности-{/i} если принять, что роль философии состоит в том, чтобы {i}диагносцировать{/i}" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.I, р.581; см. также лекцию, прочитанную в Тунисе в 1967 году. "Structuralisme et l' analyse litteraire").

А уже в 1968 году одного упоминания при нем о структурализме или о его к нему причастности было достаточно для того, чтобы вызвать у Фуко в лучшем случае сарказм и насмешки (скажем, Фуко загадывал собеседнику "загадку": "Какая разница между Бернардом Шоу и Чарли Чаплиным? Никакой, поскольку они оба носят бороду - за исключением, конечно же, Чаплина!", -{i}Dits et ecrits,{/i} t.I, р.788), а чаще всего - ярость. Вот только один из многочисленных примеров. На вопрос журналиста, как он на данный момент мог бы определить структурализм, Фуко отвечает: "Если спросить тех, кого включают в рубрику "структуралисты" - {i}Леви-Стросса{/i} или {i}Лакана, Алътюс-сера{/i} или {i}лингвистов, -{/i} они бы ответили вам, что у них друг с другом нет ничего общего или мало чего общего. Структурализм - это категория, которая существует {i}для других,{/i} для тех, кто не имеет к нему отношения. Только {i}извне{/i} можно сказать, что такой-то, такой-то и такой-то - структуралисты. Это у {i}Сартра{/i} нужно спрашивать, кто такие структуралисты, поскольку он считает, что структуралисты представляют собой сплоченную группу (Леви-Стросс, Альтюссер, Дюмезиль, Лакан и я), группу, которая образует своего рода единство; но как раз этого вот единства заметьте себе это хорошенько, - его-то мы как раз и не обнаруживаем" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.I, р.665). Фуко настаивает, стало быть, не только на том, что он {i}никогда не был{/i} структуралистом ("Я никогда не был фрейдистом, никогда не был марксистом и я никогда не был структуралистом", скажет он в беседе 1982 года "Структурализм и постструктурализм" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.IV, Р.435), но также и на том, что никогда не было и самого "структурализма"! Было нечто, что называли этим

{i}353{/i}

словом (в заключительной части {i}Археологии знания{/i} Фуко подчеркивает, что всей этой книгой он пытается "снять с себя ярлык "структурализма" - или того, что под этим словом имеют обыкновение понимать", - {i}L'Archeologie du savoir,{/i} р.259). И были отдельные люди, которые в различных областях выполняли конкретные анализы, исследования. Не отрицая того, что в работах этих исследователей, как и в его собственных, действительно было что-то "не чуждое методам структурного анализа" (но только Леви-Стросс, считает он, практиковал собственно структурный {i}метод),{/i} Фуко не устает повторять, что если у этих исследователей и было что-то общее, то только не "метод". Этим "общим" был у них "общий враг": {i}классическая рефлексивная философия{/i} и {i}философия субъекта.{/i} В беседе 1978 года с {i}Тромбадори{/i} (наряду с уже цитировавшимся "Структурализмом и постструктурализмом" она имеет исключительное значение для понимания не только философского пути Фуко, но и общей атмосферы интеллектуальных и духовных исканий во Франции после второй мировой войны), в ходе которой, в силу ее временной дистанции, ряд мыслей был высказан Фуко с гораздо большей ясностью и определенностью, чем, скажем, в {i}Археологии знания,{/i} Фуко говорит, что для тех, кого объединяли под именем "структуралистов", наиболее острой и настоятельной проблемой было "каким-то иным образом поставить вопрос о {i}субъекте,{/i} иначе говоря преодолеть некий фундаментальный постулат, от которого французская философия, начиная с {i}Декарта,{/i} никогда не отступала и который феноменологией был только усилен" ({i}Dits et eс-rits,{/i} t.IV, p.52). Вся современная философия, будь то {i}марксизм с{/i} его навязчивой идеей {i}отчуждения,{/i} имевший во Франции сильную феноменологическую окраску, или же {i}феноменологический экзистенциализм,{/i} центрированный на {i}проживаемом опыте,{/i} так же, как и современная {i}психология{/i} с ее принципом {i}соразмерности опыта - человеку, -{/i} все это было только разными "формами рефлексии и анализа", которые вдохновлялись "философией субъекта" и ориентировались на "теорию субъекта". И в этом отношении традиция, идущая от {i}Соссюра{/i} к {i}Леви-Строссу,{/i} стала стратегической "точкой опоры для того, чтобы {i}поставить под вопрос{/i} теорию субъекта, но эту постановку под вопрос ни в коем случае не сле

{i}354{/i}

дует отождествлять со структурализмом" ({i}ibid.).{/i} Про себя Фуко говорит, что эту проблематизацию теории субъекта он нашел у {i}Ницше, Батая{/i} или {i}Бланшо,{/i} т.е. у тех, кто был максимально далек от структурализма, а также у {i}Башляра{/i} и {i}Кангилема-{/i} в истории науки. Такой же точкой "прорыва", возможностью выйти за пределы философии субъекта был, для очень многих, и психоанализ. "Покончить с основополагающим актом субъекта", или, как его еще называет Фуко, с "конституирующим субъектом", "субъектом-дарителем смысла", - вот что было главным для Фуко и что определяло его интерес к тем исследованиям и практикам, которые обычно собирают под именем "структурализм". Подобного рода выпады против "привилегий основополагающего субъекта" находим мы не только в "Структурализме и постструктурализме", но и в {i}Порядке дискурса{/i} и в "Что такое автор?".

В этом контексте станут понятны - в их интонации, в их интенции слова, сказанные Фуко в интервью 1966 года, т.е. еще изнутри, так сказать, "структуралистского" периода. В силу важности того, что говорит здесь Фуко, позволим себе привести несколько выдержек из этого интервью. "Мы ощущали поколение Сартра как, несомненно, мужественное и благородное, со страстью к жизни, к политике, к существованию... Но что касается нас, мы открыли для себя нечто другое, другую страсть: страсть к понятию и к тому, что я назвал бы "система"". На вопрос собеседника: "В чем состоял интерес Сартра как философа?" Фуко отвечает: "...столкнувшись с таким историческим миром, который буржуазная традиция, себя в нем не узнававшая, склонна была рассматривать как абсурдный, Сартр хотел показать, напротив, что всюду имеется {i}смысл{/i}"{i}.{/i} На вопрос же о том, когда Фуко перестал "верить в смысл", - он отвечает: "Точка разрыва - это тот момент, когда {i}Леви-Стросс{/i} для обществ, а {i}Лакан -{/i}для бессознательного показали нам, что "смысл", возможно, есть лишь своего рода {i}поверхностный аффект,{/i} отсвет, пена, а то, что глубинным образом пронизывает нас, что есть до нас и что нас поддерживает во времени и в пространстве, - это {i}система{/i}"{i}.{/i} И дальше: "Значение Лакана как раз в том, что он показал, как через дискурс больного и через симптомы его невроза говорят именно {i}структуры,{/i} сама система языка - а не субъект... Как ес

355

ли бы до любого человеческого существования уже имелось некое знание, некая система, которую мы переоткрываем...". И на вполне естественный вопрос: "Но кто же тогда продуцирует эту систему?" Фуко отвечает: "Что это за такая анонимная система без субъекта, хотите Вы спросить, что именно мыслит? {i}"Я"-{/i} взорвано; взгляните на современную литературу происходит открытие некоего {i}имеется".{/i} [...] В некотором роде здесь происходит возврат к точке зрения XVII века, с одним различием: не человека ставить на место Бога, но анонимную мысль, знание без субъекта, теоретическое без идентифицируемой субъективности {i}[identite]...{/i}" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.I, pp. 514-515).

За шумным конфликтом в связи со структурализмом Фуко, стало быть, видит прежде всего попытку поставить такие теоретические проблемы и нащупать такие формы анализа, которые, будучи рациональными, не апеллировали бы при этом к идее субъекта. Именно поэтому его не устраивали формы рациональности, стоящие за марксизмом или за феноменологией, и именно в этом контексте Фуко не устает подчеркивать роль {i}Леви-Стросса,{/i} давшего "своего рода {i}рациональную точку опоры{/i} для этой постановки под вопрос [...] теории субъекта" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.IV, р.52).

с. 91 ** О том месте, которое {i}Жорж Катилем{/i} и его работы по истории наук о жизни занимали во французской философии послевоенных десятилетий, см. "Жизнь: опыт и наука" ({i}Вопросы философии,{/i} 1993, 5, сс.43-53) - перевод статьи Фуко "La vie: Г experience et la science" ({i}Dits et ecrits,{/i} t.IV, pp.763-776), впервые опубликованной на французском языке в 1985 году.

с. 94 Ср. в уже цитировавшейся небольшой статье Фуко о {i}Жане Ипполите-.{/i} "Гегель обозначал для него тот момент, когда философский дискурс поставил перед самим собой, и внутри себя самого, проблему своего {i}мчала{/i} и своего {i}конца,{/i} момент, когда философская мысль берет на себя тяжкий неисчерпаемый труд, труд высказать все поле {i}не-философии{/i} в целом, а также берется возвестить, совершенно самодержавно, о собственном конце. [...] Философия, которая, начиная по крайней мере с {i}Декарта,{/i} была неустранимым образом связана с не-философией, стала вместе с Гегелем не только {i}сознанием{/i} этой связи, но и действительным {i}дискурсом{/i} этой связи: серьезное задействование игры философии и не-философии. Тогда как дру


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности"

Книги похожие на "Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мишель Фуко

Мишель Фуко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мишель Фуко - Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности"

Отзывы читателей о книге "Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.