» » » Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям


Авторские права

Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям

Здесь можно скачать бесплатно "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Издательский Дом: "Хроникер", год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям
Автор:
Издательство:
Издательский Дом: "Хроникер"
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-901238-20-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Описание и краткое содержание "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать бесплатно онлайн.



Словарь содержит 293 статьи о буддизме и других учениях, которые формировались в русле религиозно-философских традиций древней Индии. Представлены трактовки важнейших терминов, применяемых в буддизме разных стран, школ и направлений.

В кратком комментарии рассмотрены некоторые вопросы, которые, ввиду их сложности, не могут быть достаточно полно изложены в рамках словарной статьи.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся восточной философией, религиоведением, психологией и историей культуры.






74.1. БОДХИСАТТВА. Авалокитешвара. Падмапани. «Наблюдающий за звуками мира». Эманация будды Амитабхи. С ним, также связано направление амидаизма. Авалокитешвара обладает великим состраданием (махакаруна). Из его слезы родилась бодхисаттва-богиня Тара. Его воплощением (тибет. — тулку, тюльку) считается тибетский Далай-Лама. Множество голов и рук на изображениях Авалокитешвары свидетельствует о его способности одновременно помогать всем нуждающимся. Женский облик бодхисаттвы в дальневосточном буддизме (Гуань-инь, Гуань ши инь в Китае, Каннон в Японии) отражает его женский аспект, в котором он помогает всем женщинам, обращающимся к нему с самими интимными проблемами.

74.2. БОДХИСАТТВА. Ваджрапани. Разрушитель заблуждений. Изображается в виде гневного божества со скипетром (ваджра) в руке. Защитник высшего закона. Эманация будды Акшобхьи.

74.3. БОДХИСАТТВА. Манджушри (Маньчужшри). Олицетворение высшей мудрости (праджня, праджняпарамита). Персонифицирует всеведение. Покровитель искусств и всех стремящихся к знаниям. Выступает как будда знания. Изображается с книгой и с мечом, символом просвещения, который рассекает тьму неведения. Величественно-прекрасный. Его воплощение — Цонкапа, Цонкаба, основатель школы гелуг (гелукпа) тибетского буддизма.

74.4. БОДХИСАТТВА. Тара. Воплощение богини Шакти. Родившаяся из слезы Авалокитешвары. Почитается не только в буддизме, но и в индуизме, и в джайнизме. Имя Тары входит в титулы и имена других богинь. Изображается с белым, голубым или зеленым телом. Раздутый живот символизирует продолжение рода, воспроизводство. Образ восходит к архетипу великой матери. Тара готова прийти на помощь в любой ситуации и широко почитаема не только женщинами, но и мужчинами. В иконографии присутствуют животные и символы смерти

75. Брахмалока

75. БРАХМАЛОКА — сс. Мир (лока) Брахмы. «Седьмое небо». В индуизме — рай. Термин впервые встречается в упанишадах. Согласно веданте, души праведников, сопровождаемые богами, уходят в брахмалоку по пути богов (деваяна). В ней они обретают силы Брахмана, за исключением способности творить, поддерживать и разрушать мир. В буддийском психокосме брахмалока означает второй и третий уровни в трехступенчатой модели. Мир образов, форм и цвета (рупалока) называется рупабрахмалока. На этом уровне сознание адепта различает светящиеся божественные сущности (брахмы). Третий уровень (арупабрахмалока) не содержит образов, форм и цвета (арупалока).

76. Брахман, Брахма, Брама

76. БРАХМАН, БРАХМА, БРАМА — сс. Безличностное безатрибутное начало. Безличный абсолютный дух. Сущность, творящая самое себя и мир, имеющая различные аспекты и обретающая в процессе творения из себя самой признаки, которые отсутствовали ранее. Бог. Абсолют. Впервые термин встречается в ведах. В упанишадах Брахман — абсолютная единая реальность. Процесс творения цикличен. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние. В индуизме он персонифицирован и имеет свою иконографию. Брахман входит в индуистскую троицу (Тримурти) наряду с богами Вишну и Шивой. Брахман — творец, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель мира. В начале каждого нового цикла (кальпа) Брахман творит по следам, сохранившимся в его памяти. Творческий аспект Брахмана (ишвара) в некоторых учениях выступает как самостоятельное божество. В творении принимает участие майя, причина иллюзорного восприятия мира человеком. В результате сс. активности мир предстает как разделенный (бхеда). На уровне высшей истины мир един, и Брахман не имеет признаков (ниргуна-Брахман), но на мирском уровне он воспринимается как обладающий признаками (сагуна-Брахман). Древнейшие определения Брахмана строятся по апофатическому принципу как «не то, не то» (нети, нети), что подчеркивает его неописуемость, трансцендентность, но затем он стал считаться вечным (нитья), непреходящим (акшара), лоном (йони), порождающим мир, блаженством (ананда) и т. д. Согласно одному из мифов, он появился из Золотого Зародыша (хираньягарбха), или из Золотого Яйца, которое плавало в космических водах. Выйдя из него, Брахман создал землю и небеса (сварга). Культ Брахмана как бога называют брахманизмом, его жрецов — брахманами, как и представителей высшего сословия (варна). Брахманы — это произведения, содержащие руководства по совершению ритуалов, обрядов. В джайнизме брахман — зарок, отказ от совершения прелюбодеяний. В буддизме брахманы, брахмы — иллюзорные сущности, воспринимаемые в процессе духовной практики. Будда Шакьямуни боролся с брахманизмом, но среди брахманов у него были единомышленники. Брахманы становились его последователями и учениками. Среди них были образованные люди, стремящиеся к духовному совершенству. «В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман». Эти слова, как считают, сказаны Буддой («Дхаммапада»). Термин «буддист» (бауддха) появился позднеё Брахмой называют один из пранических каналов (брахма-нади).

77. Брахманизм

77. БРАХМАНИЗМ. Культ Брахмана. Достиг расцвета в VIII–V вв. до н. э. в период взаимодействия арийской и ведической культур, формирования новой государственной структуры и разделения общества на сословия, касты (варна). В этих условиях брахманизм сыграл стабилизирующую, положительную роль в сохранении национального самосознания. В разработке единой национальной идеи на основе новых концепций и моделей принимали участие мудрецы (риши). Возникла угроза образования теократического государства во главе со жречеством, и между брахманами и светскими властями началось противостояние. Появление буддизма, джайнизма, течения адживиков ослабляло брахманизм. Возрос авторитет отдельных мудрецов-философов. Многие брахманы вступали в буддийские общины. Брахманизм постепенно «растворился» в индуизме, а Брахман стал играть роль рядового персонифицированного бога, имеющего свою иконографию и конкретные функции. Брахманизм называют смартизмом, т. е. учением, опирающимся на тексты, созданные ранее. (смарта), на веды, литературу воспоминаний (смрити), пураны и упанишады. Собственной философской концепции и литературы брахманизм не создал. Термин «брахманизм» иногда выступает как синоним индуизма, который кроме культа Брахмана включает культы Шивы, Вишну, Шакти и других многочисленных богов.

78. Будда, Буддха

78. БУДДА, БУДДХА — сс. Пробужденный. Просветленный. Святой. Мудрец. Тот, кто достиг просветления или нирваны. Собственное имя Будды Шакьямуни, создателя учения, называемого буддизмом. Точные даты его жизни не установлены, указания относятся к VII–V вв. до н. э. Считается, что умер он в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти четырех лет. Его отец Суддходана (Шуддходана, Шуддодана) принадлежал к варне кшатриев и был правителем небольшого государства Капилавасту. В племени шакиев (сакиев, шакьев, шаков) он происходил из рода Готамов (Гаутамов). Мирское имя Будды — Сиддхартха (Сиддхата, Сиддхарта) Готама (Гаутама). Его мать Махамайя (Майя, Майадеви) была дочерью правителя соседнего государства. Она родила сына в роще или деревне Лумбини (Ламбини), через которую направлялась навестить родителей. Существуют легенды о непорочном зачатии Сиддхартхи, о знамениях при его рождении и о предсказаниях великого пути и великого ухода из мира, которые его ожидали. В связи с ранней смертью матери мальчик был воспитан сс. сестрой, мачехой Махападжапати (Махапраджапати). В 16 лет его женили на юной Ясодхире (Яшодхира, Яшодхара): Их сын Рахула впоследствии вступил в буддийскую общину отца, но рано умер. Сиддхартха не раз тайком покидал дворец, но видел за его стенами голод, нищету, болезни, старость и смерть. В двадцать девять лет он обрил голову, надел оранжевую накидку, что свидетельствовало о принадлежности к неимущим, отрекшимся от мирской жизни, и навсегда ушел из дома. Нищенствуя, он странствовал, знакомясь с аскетами, йогами, мудрецами, философами. У бродячего аскета (Алара Калама) он учился йоге, у шрамана (Удрака Рамапутра, Уддака Рамапутта) постигал технику медитации. После нескольких лет поисков он провел семь недель, медитируя под деревом в Урувельском лесу (Урувилва, Урувела) у местечка Гайя. Переборов искушения злого духа Мары, Сиддхартха получил просветление (бодхи), став пробужденным (буддха, будда), победителем (Джина). То, что открылось ему при этом, он впервые изложил перед пятью искателями истины в Оленьем (Антилопьем) парке у Паталигамы (Патна) вблизи Исипатана (Сарнатх) и Варанаси (Бенарес). Эту проповедь называют бенаресской. В ней Сиддхартха сформулировал четыре благородные истины, ставшие основой его учения. Это событие называют первым поворотом колеса учения (дхарма чакра правартана, дхамма чакка паваттана). Слух о нем быстро распространился. Авторитет Сиддхартхи так возрос, что термин «будда» стал его собственным именем (Будда). Его ста ли называть Буддой Шакьямуни, мудрецом из племени шакиев. Он создал монашескую общину (сангха), учение о благородном восьмеричном пути, прецедент просветления и достижения нирваны при жизни тела, делился опытом и постоянно проповедовал. Будда обладал чарующим голосом, слыл выдающимся организатором, владел всеми видами духовной практики и сверхъестественными способностями (сиддхи, риддхи, иддхи). Его признавали образованным человеком. Ему покровительствовали богатые влиятельные люди, в том числе царь Бимбисара. Ученики и оппоненты записывали и распространяли его слова, но не обнаружено записей, сделанных его рукой. В старости Будда стал болеть, но продолжал путешествовать в сопровождении двоюродного брата Ананды, обладавшего феноменальной памятью. Отравившись грибами или мясом, Будда с трудом прошел путь от местечка Пава (Вайшали) до рощи перед Кушинагарой. Ученики расстелили на земле плащ. Будда лег на него и, достигнув высшего состояния сознания, ушел в высшее состояние нирваны (даринирвана). Погребальный костер был увит гирляндами цветов. Прах поделили несколько городов. Впоследствии Будда был канонизирован и обожествлен. В индуизме его считают аватарой Вишну и называют Бхагаваном Буддхадевой. В буддизме махаяны признают бодхисаттвой и воплощением вечного космического принципа, трансцендентного Будды, который в различных мировых циклах (кальпа) появляется в мире. Международный день Будды отмечается в майское полнолуние, когда, согласно легенде, он родился, получил просветление и ушел в паринирвану. Его слова, записанные учениками, вошли в палийский канон («Трипитака»). Первые скульптурные изображения Будды появились в конце I тыс. до н. э. Пять его биографий написаны через сотни лет после его смерти. Учение Будды и основанная им практика целенаправленного изменения состояния сознания продолжают развиваться и распространяться, в том числе в России.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Книги похожие на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Голуб

Л. Голуб - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Отзывы читателей о книге "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.