» » » Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям


Авторские права

Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям

Здесь можно скачать бесплатно "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Издательский Дом: "Хроникер", год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям
Автор:
Издательство:
Издательский Дом: "Хроникер"
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-901238-20-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Описание и краткое содержание "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать бесплатно онлайн.



Словарь содержит 293 статьи о буддизме и других учениях, которые формировались в русле религиозно-философских традиций древней Индии. Представлены трактовки важнейших терминов, применяемых в буддизме разных стран, школ и направлений.

В кратком комментарии рассмотрены некоторые вопросы, которые, ввиду их сложности, не могут быть достаточно полно изложены в рамках словарной статьи.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся восточной философией, религиоведением, психологией и историей культуры.






68. Аштанга-Йога

68. АШТАНГА-ЙОГА — сс. Восьмичастная, восьмистадийная йога, одна из интегральных йог, описанная Патанджали и, как предполагают, объединяющая практики, существовавшие ранее. Задача йоги — совершенствование, освобождение души от материи и соединение сс. с богом. Элементы аштанга-йоги полностью или частично восприняты всеми индийскими школами. Восемь аспектов, этапов йоги: яма (воздержание, самоограничение, самоконтроль), ньяма, нияма (самодисциплина, дисциплина духа, духовное совершенствование), асана (правильные позы), пранаяма (правильное контролируемое дыхание), пратьяхара (отрешенность от внешнего мира, раздражителей), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (овладение техникой изменения состояния сознания, медитации), самадхи (транс). В процессе занятий адепт должен сочетать все аспекты под руководством опытного наставника.

69. Аюрведа

69. АЮРВЕДА — сс. Учение о долголетии и здоровье. Традиционная индийская медицина, свидетельства о которой имеются в ведах и упанишадах. В основе философии аюрведы лежит идея о том, что непроявленное (авьякта) порождает дух и материю. Нарушение гармонии между ними ведет к болезни. Врач должен знать теорию гун и уметь оперировать первоэлементами материи (бхута), чтобы регулировать состояние в организме ветра (вата, вайю), желчи (питта) и флегмы или слизи (капха). В аюрведе присутствует представление о передаче потомкам свойств, признаков через семя, сперму (шукра, биджа). В аюрведе рассматриваются вопросы профилактики, врачебной этики, врачебной тайны. Считается, что каждый врач должен уметь лечить и людей, и животных. Буддийские монахи изучали медицинские тексты и переводили их на различные языки, так как для занятий духовной практикой нужно иметь хорошее здоровье, а сострадание — одна из добродетелей буддиста. Все это сыграло большую роль в распространении медицинских знаний.

70. Аятана, Айатана

70. АЯТАНА, АЙАТАНА — сс. Место. Область. Локализация. Сфера. База. Опора восприятия. Основа сознания. Согласно буддийскому учению о дхармах, двенадцать аятан соответствуют двенадцати комплексам вспышек дхарм. Шесть внутренних аятан (адхьятма-аятана) связаны с познавательными способностями человека. Их называют шестью субъективными источниками сознания, шестью входами в сознание, каналами, через которые информация поступает в сознание. Шесть внешних аятан (бахья-аятана) называют шестью объективными источниками сознания, которым соответствуют шесть органов чувств. Согласно учению буддийской школы мадхьямика, дхармы пустотны. Следовательно, пустотны и аятаны как комплексы их вспышек. Классификация дхарм по аятанам — одна из трех, наряду с классификацией их по группам (скандха) и по классам (дхату), имеющим родовые признаки.

71. Биджа

71. БИДЖА — сс. Семя. Зародыш. Потенция. Сперма. Зерно. Семя — носитель информации о прошлом и будущем. Оно находится на грани непроявленного (авьякта) и проявленного (вьякта). Любое творение начинается с семени, будь то семя звука или семя мысли. Согласно буддийскому учению, все впечатления хранятся в сознании в виде следов, семян, которые при определенных условиях актуализируются и оказывают воздействие на поступки, мысли, внешние объекты. Семя звука, например, воздействует через мантры, слова, крик, вызывая боль, смех или сход лавины в горах. Семена впечатлений, аффектов (клеша) становятся причиной иллюзорных образов, ментальных конструкций. Семя — причинное состояние кармы, находящейся в скрытом, латентном, состоянии. Оно может прорасти, проявиться в отдаленном будущем, вызывая кармические последствия. Семя обладает потенциальной энергией. В тантризме потенциальную энергию семени-спермы (биджа, шукра, бинду) преобразуют в энергию-силу (оджас), улучшающую здоровье и повышающую творческие способности человека. В буддийской практике адепт обучается предотвращать созревание и актуализацию кармических семян, их проявление. Он может уничтожить свою карму на стадии семян в поле своего сознания, что позволяет достичь нирваны, освобождения при жизни тела. Синоним: бинду.

72. Бинду

72. БИНДУ — сс. Точка. Капля. Семя. Понятие, связанное с представлением о топологии бытия, топологии сознания. Означает место, в котором происходит возникновение чего-либо. Символ зарождения и исчезновения. Первый и последний знак бытия, находящийся между «нечто» и «ничто», между проявленным и непроявленным. Бинду — название точки анусвара, которая ставится в конце сакрального графического знака звука Ом. Она показывает его постепенное исчезновение при произнесении. Точка начала и конца. Подчеркивая, что творение начинается с триединства сил (бала) знания, воли и действия, точку их приложения называют «трибинду». Один из наиболее эффективных методов достижения высшего состояния сознания в буддийской практике заключается в сведении сознания в одну точку, достижении состояния, называемого одноточечным (экаграта, экагатта). Синоним: биджа.

73. Бодхи

73. БОДХИ — сс. Просветление. Совершенное состояние сознания. В буддизме предшествует состоянию нирваны, абсолюта. Испытав просветление, Сиддхартха Гаутама стал Буддой. Дерево, под которым это случилось, называют древом просветления, древом познания, древом бодхи. Его традиционно выращивают на территории монастырей. Просветление возникает внезапно, спонтанно или в результате длительной духовной практики, может продолжаться мгновения или всю жизнь, случиться однажды или повторяться неоднократно, углубляясь и продлеваясь, быть врожденным (сахаджа) или не произойти никогда. Один из признаков просветления — ощущение необычного яркого внутреннего света. В описаниях этого состояния говорится, что внезапно «будто лопается пузырь», появляется небывалое блаженство и легкость, постигается изначальное присутствие полной свободы. Личность гармонизируется, исчезает агрессия, проходят комплексы и страхи, появляется терпимость и мудрость, понимание единства, целостности мира, открываются его таковость (татхата) и пустотность (шуньята). Эти явления относят к состоянию нирваны, их трудно дифференцировать, они становятся неописуемыми. Вербальное мышление прекращается, сохраняется мышление интуитивно-образное. При наиболее глубоких изменениях состояния сознания оно воспринимается как завершенное (паринишпанна) и сверхценное. Возможность постепенного перехода просветления в нирвану отрицается, считают, что это различные формы измененного состояния сознания. Необратимый процесс оценивается специалистами системы здравоохранения как «духовная авария», но в условиях монастырей и буддийской культуры в целом существуют другие оценки. При просветлении могут возникать сверхъестественные способности, но это не должно быть самоцелью. Главные препятствия на пути к просветлению: желания (кама, тришна, танха, чханда), страсть (рага), жадность, алчность (лобха), привязанности (абхинивеша, адана, упадана, асакти), неведение (авидья). Их называют язвами (асава, ашава), не дающими возможности успокоить сознание. Термин «бодхи» образует словосочетания «бодхичитта» (мысль о просветлении и стремление к нему, мысль просветленная, просветленное сознание), «бодхи-садхана» (практика, ведущая к просветлению), «бодхи-читтопада» (путь к просветлению). Синонимы: самбодхи, ануттара-самьяк-самбодхи.

74. Бодхисаттва, Бодхисатта, Бодисатта

74. БОДХИСАТТВА, БОДХИСАТТА, БОДИСАТТА — сс. Пробужденный. Просветленный. Святой. Термин индийской культуры. Статус бодхисаттвы и практика достижения состояния бодхисаттвы разработаны в буддизме махаяны. Бодхисаттва противопоставляется архату и пратьекабудде, положения о которых были разработаны в раннем буддизме и действуют в современных школах тхеравады (хинаяна). Бодхисаттва, пребывающий в состоянии высшего просветления (ануттара-самьяк-самбодхи), не уходит в нирвану, чтобы продолжать оказывать помощь людям на пути к спасению. С его помощью каждый может рассчитывать на освобождение. Это сравнивают с камнем, который переплывает реку, лежа в лодке. Главное качество бодхисаттвы — сострадание, великое сострадание (каруна, махакаруна) ко всем живым существам (аю, айю). Чтобы стать бодхисаттвой, необходимо пройти длинный путь, поднявшись по пятидесяти двум ступеням (бхуми), обретая совершенства (парамита), способствующие переправе «на тот берег», т. е. в нирвану. Обычно упоминаются десять последних ступеней (даша-бхуми). Адепт должен преодолеть чувственные желания (кама-рага, камаччхедана), недоброжелательность (вьяпада), лень (тхина-миддха, каушидья), нетерпение (уддхачча-кукачча), сомнения (вичикиччха, вичикитса) и др. После смерти тела бодхисаттва пребывает в теле блаженства Будды (самбхогакая) или в теле Закона (дхармакая), что приравнивается к состоянию абсолюта. Институт бодхисаттвы быстро обрел популярность в различных странах. Бодхисаттвами объявляли императоров, буддийских иерархов, богатых сограждан, поддерживающих монастыри. В японской школе тэндай, чтобы стать бодхисаттвой (махасаттва), нужно было пройти специальную аттестацию. Бодхисаттвами считаются буддийские учителя Асанга, Нагарджуна и др. Различают три типа Бодхисаттв. Бодхисаттва-царь помогает людям с высоты своего величия. Бодхисаттва-лодочник направляется к нирване вместе с другими («в одной лодке»). Бодхисаттва-пастух уходит в нирвану последним, после того, как «загонит последнюю овцу». Каждый бодхисаттва олицетворяет какое-либо совершенство. Наиболее почитаемы четыре бодхисаттвы, пребывающие в теле (в поле) космического Будды и продолжающие поддерживать людей на пути к освобождению. Бодхисаттва — один из титулов Будды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Книги похожие на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Голуб

Л. Голуб - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Отзывы читателей о книге "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.