» » » » Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)


Авторские права

Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия (Конспект лекций)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия (Конспект лекций)"

Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.








Прагматическая концепция истины. Американский философ Джон Дьюи (1859 1952) смысл истины видит не в адекватности мышления бытию, а в постоянно растущем числе гарантированных утверждений, которые не абсолютны и не вечны, а потому подлежат корректировке и усовершенствованию по мере возникновения новых ситуаций тревог и сомнений. Отсюда и функциональная концепция истины, последовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и обеспечивающая апробированность и надежность ведущей идеи. Истинно то, во что лучше верить.

Конвенциональная концепция истины. Французский математик Анри Пуанкаре (1854 - 1912) считал, что научное знание (или его логические основания) не относится к реальному миру, а представляет собой произвольные соглашения (гипотезы), которые должны служить наиболее удобному и полезному описанию соответствующих явлений. Любая гипотеза, по мнению ученого, при первой возможности и как можно чаще должна подвергаться верификации. От гипотезы, не прошедшей должную проверку, следует отказаться. Стало быть, опыт остается единственным источником истины, заключает Пуанкаре.

Русская философия рубежа XIX - XX вв. выделила особую телеологическую форму понятия истины, где истина определяется как цель человеческого бытия и познания. Телеологическая формулировка проблемы истины предполагает, что полнота истины - это полнота достижения цели. Только тогда, когда путь к истине определен, только тогда перед нами действительно истина. Путь достижения истины немыслим без определения цели этого пути. Поэтому телеологическая концепция истины не просто акцентирует внимание на особых путях бытия, познания, но и формирует цель - реальное изменение бытия, познавательных способностей, человеческого существования, которое возникает как осуществление истинного бытия, истинного познания, истинного существования. Тем самым философия из чистой теории превращается в особого рода духовную практику (или подготовку к ней), где цель осознается, формулируется и где раскрываются универсальные средства достижения этой цели.

Онтологическая концепция. М. Хайдеггер и Г. Гадамер видят в истине открывающуюся сущность вещи. Человеческое познание мыслится ими прежде всего как относительное раскрытие тайны конкретного бытия и - со стороны человека - осознание истины бытия, а значит - подчинение бытию. Человек призван утвердить себя в качестве хранителя бытия. Истина - это не столько естественный свет, освещение реальности со стороны человека, сколько узнавание самораскрывающейся реальности, которая обнаруживает себя в человеке, достигшем подлинного существования. В этом смысле истина - всегда результат индивидуального прорыва к миру. Истина, полученная таким путем, всегда индивидуальна, живая и больше всего на свете боится воплощения, боится стать общеупотребительной и для всех понятной.

Теория двойственности истины

Наиболее распространенная среди христианских теологов от Августина до Фомы Аквинского позиция теории "двойственной истины": истины разума и истины веры существуют раздельно. По своей сути, теория Двойственности истины была нацелена на размежевание философии и религии. Одна и та же истина может быть высказана на языке Корана и на философском языке. Одно и то же положение в Библии может быть интерпретировано двояко. "Богу богово, кесарю кесарево".

Идея существования разных истин привела к идее двух книг - книге бытия (откровение Библии) и книге Природы (на языке математики). Христианский философ должен в первую очередь произвести выбор между философскими проблемами, сосредоточиваясь в первую очередь на тех из них, которые связаны с его религиозной жизнью: существование и природа Бога, отношение Бога к миру и судьба души после смерти.

Уильям Оккам (ок. 1280 - 1349) - фигура, замыкающая эпоху Средневековья, - острее других понимает всю непрочность хрупкой гармонии разума и веры, растущую ассиметричность рационального, основанного на логической очевидности, и истины Откровения, принципиально избегающей царства рационального. В таком контексте английский философ-схоласт выдвигает учение о существовании двух родов истины - истины разума и истины веры. Истинная миссия теолога не в демонстрации разумности принимаемых верой постулатов, но в показе недосягаемости их высоты для разума. С этой целью Оккам редуцирует разум к его законным пределам, где царствуют лишь точные понятия, спасая истины веры во всей их специфичности. Вера, наконец, обретает чистый голос Откровения в его изначальной прелести. Дар веры исключительное условие принятия или непринятия христианских догм. Вот настоящий фундамент веры и ее истинности. Волей Оккама универсум природы и универсум веры разъединены по разные стороны на собственные сваи. Оккам провозглашает "Credo et intelligo" ("Верю и понимаю").

Заблуждение и его роль в познании

Заблуждение - несоответствие знания его предмету, расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом. Заблуждение есть абсолютизированный момент процесса познания, который возникает и существует как односторонность познания, закрепляемая в сознании ограниченным практическим интересом отдельного человека или класса.

Заблуждение как диалектическая противоположность истины. Истина становится тем заблуждением, в котором нуждаются люди. Исторические события движутся больше заблуждениями, нежели истинами. Обыденная жизнь редко пересекается с мудростью, что не мешает большинству жить без ощущения неудобств. Абсолютизированная истина есть заблуждение.

Заблуждение отличается от ошибки как результата неправильного теоретического или практического действия, вызванного личными, случайными причинами. Заблуждение отличается от лжи как преднамеренного распространения заведомо неправильных представлений.

Позитивную сторону погрешимости истины отмечает британский философ Карл Раймунд Поппер (1902 - 1994). Заблуждение, по его мнению, должно служить предостережением от догматизма и авторитаризма, постоянно напоминать нам о том, что у научных идей нет привилегированных источников и что так или иначе они должны подтверждаться фактами, быть контролируемыми и обоснованными. "Все открыто для критики" - таков главный вывод философа.

Проблема заблуждения в истории философии

В античности источник заблуждения видели либо в природном несовершенстве познавательных способностей, в ограничении чувственного знания, в недостатке образованности индивида, либо в совместном действии этих факторов. Религиозная идеология средневековья истолковывала заблуждение как искажение готовой, раз навсегда заданной человеку истины, производимое злой волей, персонифицированной в виде дьявола, как дьявольское наваждение.

Проблема заблуждения и его отношения к истине особенно остро встала в философии Нового времени в связи с борьбой возникавшего научного мировоззрения против религиозно-теологических представлений. Ф. Бэкон различает четыре типа заблуждений (идолов), которые обманывают не в частных вопросах, а заражают и извращают все восприятия интеллекта. Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатами ограниченности человеческого ума и органов чувств. Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления, происходящие под влиянием внутреннего субъективного мира каждого отдельного человека. Наиболее тягостными считал Бэкон идолы рынка или площади ошибочные взгляды людей, порожденные неправильным употреблением слов. Под идолами театра Бэкон подразумевал представления о мире, некритически заимствованные из разных философских систем.

Фридрих Энгельс (1820 - 1895) исходил из относительной противоположности между истиной и заблуждением, если последнее понимается не просто как логическая ошибка, а как содержательное заблуждение, которое имеет место в научном познании. Типичными формами заблуждения, по его мнению, являются религия и философский идеализм.

Истина и ложь

Ложь как злонамеренная неправда. Она есть преднамеренное, умышленное, осознанное искажение действительности. Ложь, по мнению Р. Декарта, не отвечает требованиям несомненности и достоверности, но в качестве заблуждения она воспринимается как преднамеренное возведение в истину. Ницше, напротив, считал различие между истиной и ложью вообще неважным: истина вовсе не есть соответствие наших понятий вещам мира. Мы в конце концов находим в вещах то, что сами туда вложили. Это нахождение называет себя наукой, а вкладывание - это искусство, религия, любовь. Таким образом, что есть правда и что есть ложь - зависит от нашей интерпретации, эти интерпретации в каждую эпоху разные.

Истина и правда. Множественность правд. Принадлежность понятия правды сфере жизни, миру человека. Правда как выражение конкретности (а не отвлеченности) истины и человеческого существования. Превращение искусством вымысла в правду.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"

Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Гайдадымов

Евгений Гайдадымов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"

Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.