Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
нализма, но позднее принял реалистическое понимание, поскольку
считал, что оно лучше соответствует содержанию откровения.
Уиклиф находил поддержку своих оппозиционных настроений по от-
ношению к средневековой церкви у Августина. Он также обраща-
ется к августинианскои точке зрения в своей острой критике учения
о пресуществлении, которое, по его мнению, не имеет библейского
основания. Он противопоставляет такому пониманию сим-
волическое толкование Причастия, обращаясь к августинианско-му
различию между знаком Таинства и его духовным содержанием
(«signum» — «res»). Обширная критика Уиклифом господствующей
церковной и догматической системы включает также критику ис-
кажения учения о покаянии и торговлю индульгенциями.
Позднее идеи Уиклифа воспринял Ян ГУС (ум. 1415), деятель-
ность которого привела к широким оппозиционным движениям в
Богемии.
ЖАН ЖЕРСОН (ум. 1429) относится к средневековым авторам, с
которыми во многих отношениях мог бы согласиться Лютер. Он
принадлежит к номиналистам, но подвергает критике схоласти-
ческую науку и в противовес ей подчеркивает субъективный опыт
веры. Таким образом, Жерсон соединяет богословскую точку зре-
ния номинализма с мистическим взглядом на жизнь.
Реформация является не только продолжением оппозиции рим-
ской церкви периода позднего Средневековья, но означает более
глубокое и всеохватывающее обновление. Она ни в коем случае не
становится независимым переворотом, но имеет глубокие корни в
средневековом развитии богословия.
20. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИСТИКА
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Средневековая мистика имеет происхождение среди прочего в
богословии Августина и в монашеском благочестии. Святой БЕР-
НАР КЛЕРВОСКИЙ (ум. 1153 г.) первым в Средние Века оформил
мистику как своеобразное богословское направление. Исходная
точка его богословия — человек Иисус как Господь и Царь.
Размышление о земной жизни Христа, особенно о Его страдании,
является цен-
167
тром мистики Бернара. В первую очередь он основывается на мо-
тиве «Иисус как жених души», который получает
оформление в контексте Песни Песней. Среди ранних
схоластиков мистическое направление продолжили прежде всего
ГУГО И РИШАР СЕН-ВИКТОР-СКИЕ. Они облекли мистические идеи
в форму научного богословского изложения.
Мистика и схоластика часто рассматриваются как
противоположности, что, однако, не соответствует их соотношению
в действительности. Мистика была не чужда богословию
схоластики, а последнее — мистике. Некоторые из схоластиков
бьши ярко выраженными диалектиками, как, например, Абеляр и
Дуне Скот, тогда как другие соединили в своем творчестве
схоластическое богословие и мистику. Уже упоминались
представители Сен-Викторской школы. Другой пример этого —
ФОМА АКВИНСКИЙ. В своем богословском творчестве он выразил
опыт и настроения мистики. В схоластическом мышлении есть
элементы, родственные мистике. Францисканское богословие
говорит о познании Бога как о непосредственном просвещении
души; Фома рассматривает созерцание божественного как
достижение вершины теологии («visio beatifica») и считает науку
подготовительной стадией такого созерцания. В основе схоласти-
ческих трудов часто лежало мистическое размышление. Фома Ак-
винский однажды сказал, что он больше узнал через созерцание
креста Христова, чем через изучение научных трудов. Как
упоминалось ранее, францисканским богословом, в значительной
степени соединившим в своем творчестве мистику и схоластику,
был БОНАВЕНТУРА.
В период позднего Средневековья мистическому благочестию
способствуют некоторые общие черты культуры того времени.
Возрастает интерес к человеку. Возникает потребность
личностного, переживаемого христианства. Подчеркивается
индивидуальный опыт, что не было обычным в классической
средневековой культуре. В связи с расширением образования
растет влияние и религиозная активность мирян.
В мистике позднего Средневековья преобладает направление,
которое из-за сферы своего распространения обычно называют не-
мецкой мистикой. В верхней и западной Германии выросло дви-
жение, называвшее себя «die Gottesfreunde». К его кругу принадле-
жали ведущие авторы немецкой мистики. Обычно они происходили
из доминиканской школы и в некоторых отношениях бьши связаны
с богословием Фомы Аквинского.
Характерной чертой этой мистики было ограничение сферы тео-
логии по отношению к схоластическим суммам. Предметом рас-
168
смотрения становятся, прежде всего, следующие пункты: учение о
Боге, учение об ангелах и о сущности души человека, а также
содержание Таинств и литургических действий.
Богословом, прежде всего придавшим своеобразие мистике
позднего Средневековья был МЕЙСТЕР ЭКХАРТ ИЗ ХОХХАЙМА (ум.
1327; преподавал в Париже, Страсбурге и Кельне). Среди его
учеников выделяется ИОГАНН ТАУЛЕР (ум. 1361; выступал прежде
всего как проповедник в Страсбурге, Кельне и Базеле), который
пользовался большим уважением также и среди протестантов. К
этой группе принадлежат ГЕНРИХ СУЗО (ум. 1366) и фламандец Ян
ВАН РЁЙСБРУК (ум. 1381). Произведение неизвестного автора
«Theologia deutsch» также появилось в кругу «друзей Божиих».
Мейстер Экхарт связан в своем богословии с Фомой Аквинс-
ким, но также соединяет содержание христианской
традиции с неоплатонической мистикой. Наряду с латынью он
пользовался немецким языком. Вскоре после его смерти 28
положений его учения были объявлены еретическими. В связи с
этим его имя не было широко известно богословам вплоть до XIX
века, когда эпоха романтизма выдвинула Экхарта на передний план
среди мистиков. Немецкий идеализм также в измененной форме
заимствовал некоторые из его основных идей. Взгляды Экхарта
имели некоторое влияние в философии уходящего Средневековья и
эпохи Возрождения. Сходные идеи можно встретить прежде всего
в трудах известного философа Николая Кузанского (ум. 1464).
Для Мейстера Экхарта Бог есть абсолютное Единство за преде-
лами многообразия сотворенного мира и даже за пределами Тро-
ицы. Возникновение мира описывается то как сотворение, то как
эманация. Существует абсолютный разрыв между Богом и творе-
нием. Только душа человека занимает промежуточное положение.
Она содержит внутреннее божественное ядро сущности, основание
души или искра души, «scintilla animae». Это основание души,
идентичное Единому, есть то место, где Бог рождается в душе.
Мейстер Экхарт отождествляет Бога и бытие — пантеистическая
черта, которой, однако, противостоит вышеупомянутое различие
между Богом и творением.
Христос — прообраз для соединения Бога и человека. Тем са-
мым Он является примером для всех верующих. В центр ставится
не крест и воскресение, а воплощение, в котором проявилось это
соединение.
Спасение состоит в том, что человек через умирание для мира
и погружение в себя соединяется с божественным. Он проходит
три стадии: очищение, просвещение и соединение.
169
Первая стадия, очищение, заключается в раскаянии и отмира-
нии греховного эго, в борьбе против чувственности.
Вторая стадия, просвещение, состоит в подражании послушанию
и смирению Христа, главными средствами для чего являются
созерцание страданий Христа, оставление собственной
воли и вхождение в волю Божию. Было бы ошибочно
воспринимать идеал мистики как чистую пассивность.
Соединение Божией и человеческой воли может также иметь
место в деятельной жизни. Нужно желать добра и делать добро,
чего хочет Бог, и отвращаться от зла, которое исходит от нас
самих. Любовь к ближнему есть высшая форма любви к Богу.
Мейстер Экхарт пишет: «Если бы кто-то был в том же восхищении,
как однажды апостол Павел, и узнал бы о больном человеке,
которому нужна от него тарелка супа, я считаю, что было бы
намного лучше для тебя оставить любовь восхищения и служить
Богу в большей любви». Но прежде всего умиранию эго
способствует страдание. Тот же автор говорит: «Самое быстрое
животное, которое привезет вас к совершенству — это страдание».
Созерцание часто связано с мучительным умерщвлением плоти,
многочисленные примеры чего приводит другой из
вышеупомянутых мистиков, Генрих Сузо.
Третья и высшая стадия, соединение души с Богом, наступает,
когда человек освобождается от сотворенного мира и его вле-
чений, а также от самого себя. В душе рождается Христос. Чело-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.