Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
менитом ответе, данном на следующий день, он сказал, что если
его не переубедят на основании Священного Писания или ясных
доказательств разума, он не сможет отречься. Переговоры, кото-
рые затем велись в Вормсе между Лютером и ведущими
католическими богословами, еще яснее показали, что никакое
взаимопонимание с католическим богословием и римской
церковью более уже невозможно.
БОГОСЛОВИЕ ЛЮТЕРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОККАМИЗМУ И К МИСТИКЕ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Ранее было показано, как произошел решительный разрыв Лю-
тера с оккамизмом, с тем направлением в схоластике, к которому
вначале принадлежал он сам. Выше также говорилось о критике,
которой Лютер подверг оккамистское учение о благодати. Основ-
ная причина несогласия Лютера с учением оккамизма
состоит в том, что в оккамизме благодать рассматривается как
новое состояние человека («habitus infusus»), передаваемое как
вознаграждение тому, кто сделал все от него зависящее для того,
чтобы подготовиться к принятию благодати, тогда как, по мнению
Лютера, благодать — это прощение грехов, которое может быть
принято лишь тем, кто сам по себе является грешником,
ничтожным перед Богом. Приписывать человеку естественную
возможность любить Бога или подготовиться к благодати —
значит уничтожать Евангелие.
Однако сейчас отдельные католические ученые указывают на
то, что в некоторых других вопросах вероучения Лютер в
существенной степени находится в зависимости от оккамистской
традиции. Это относится, например, к идее вменения и к вопросу о
соотношении между теологией и философией. Однако даже в этих
вопросах можно отметить отличие лютеранского богословия от
оккамистского, несмотря на сходство некоторых категорий и
рассуждений.
178
В рамках оккамизма, кроме общепринятого учения об оправ-
дании, существовала следующая идея: Бог в Своей «potentia abso-
luta» независимо от существующего порядка спасения может сде-
лать грешника праведным, вне зависимости от какой-то спо-
собности благодати. Оправдание происходит лишь через вменение
(«imputatio») или через божественное принятие («acceptatio»). Когда
Лютер в определенном контексте говорит о том, что Бог «объяв-
ляет» грешника праведным, или о том, что оправдание имеет един-
ственное основание в свободном милосердии Божием, то у него эта
идея имеет совершенно иную основу: это не произвольное иг-
норирование греха и не отмена установленного порядка спасения, а
именно установленный Богом порядок, который состоит в том, что
грешник оправдывается ради Христа («propter Christum») без
какой-либо собственной заслуги. Основа спасения — не в произ-
вольном всемогуществе Божием, а в заместительном страдании и
абсолютном значении заслуги Христа. Таким образом, идея Лю-
тера о вменении, несмотря на некоторое внешнее сходство, отли-
чается от номиналистской.
В вопросе о соотношении между теологией и философией но-
минализм разрушает гармоничное единство, характерное для вы-
сокой схоластики: богословская истина не может быть предметом
«знания» в собственном смысле слова, поскольку она не построена
на непосредственном наблюдении или присущих разуму аксиомах
и, следовательно, также не может быть строго доказана. Бо-
гословское знание предполагает откровение, и уверенность в нем
основана на внешнем авторитете. Однако вопреки этому окка-
мизм в то же время признает тесную связь между знанием веры и
разума: рациональное рассуждение без колебаний принимается как
вспомогательное средство для толкования вероучения. Тем самым
богословское знание, по существу, ставится на один уровень с
философским рассуждением.
Лютер в основном соглашается с оккамистским разграничени-
ем веры и разума, но в то же время он также порывает с рацио-
нальным рассуждением и утверждает, что с помощью разума
нельзя судить об истине откровения или исследовать ее. Для него
разрыв между верой и разумом заключается не только в том, что
знание веры построено на авторитете, но прежде всего в том, что
разум человека из-за испорченности его природы ослеплен и
поэтому не может понимать того, «что от Духа Божия». Поэтому
рассуждения номинализма о вопросах веры представляются
Лютеру неприемлемым смешением теологии и философии.
Граница между верой и разумом, которую проводит он сам,
проходит не только в обла-
179
сти теории познания, но затрагивает основные вопросы богословия.
Противопоставление веры и разума в его теологии связано с сугубо
богословским противопоставлением плоти и Духа, Закона и
Евангелия. Следовательно, и в этом вопросе нельзя обнаружить
глубокого сходства между Лютером и оккамизмом, но напротив,
существует самое резкое противопоставление.
Отношение Лютера к мистике позднего Средневековья также
является предметом пристального внимания исследователей.
Здесь существуют некоторые явные точки соприкосновения —
возможно, более важные, нежели те, которые объединяют Лютера
с номиналистами — но также существует глубокое различие по
определяющим вопросам.
Мистика представляет собой личную, основанную на индиви-
дуальном опыте религию, в противоположность как официальному
церковному христианству, так и схоластической учености. Мистики
подчеркивают, насколько бесполезна и обманчива философская
мудрость. Лютер мог в определенной мере сочувствовать таким
тенденциям, но в то же время его критика схоластики более
фундаментальна.
Другие точки соприкосновения существуют, например, в ре-
лигиозной антропологии. Мистика говорит о «ветхом человеке» как
об отвернувшейся от Бога и враждебной Богу собственной воле, а о
«новом человеке» как о воле, соединенной с Богом. Это про-
тивопоставление напоминает различие, проводимое Лютером
между ветхим и новым человеком. Далее, мистика сильно
подчеркивает значение страдания и искушения для воспитания
христианина. Также говорится об умерщвлении эгоистичной воли и
о противопоставлении «внешнего» и «внутреннего» в человеке. Эти
мысли имеют параллели в трудах Лютера. Он во многих
отношениях усвоил отношение мистики к жизни и выразил
подобный опыт общности Бога и человека.
Однако в богословском взгляде на человека, например, в по-
нимании греха, также проявляется решающее различие между Лю-
тером и мистикой. Когда мистика признает неиспорченное ядро
божественной сущности в душе человека, это противоречит уче-
нию Лютера о первородном грехе. Путь мистики состоит в том,
чтобы отвернуться от всего внешнего, мирского. При этом даже
грех иногда считается чем-то внешним, не затрагивающим сущно-
сти человека. К тому же, как и мир вообще, он рассматривается
как нечто нереальное, нечто несущественное, над чем должен воз-
выситься мистик. По мнению Лютера, нельзя таким образом иг-
180
норировать грех, поскольку человек целиком и полностью является
грешником. Его самосознание состоит именно в том, что он
ощущает себя грешником. Для мистика важно уйти вглубь самого
себя и тем самым испытать освобождение; для Лютера
обращение означает осознание Божия суда над собой.
Из сказанного ясно, что соединение с Богом также мыслится в
мистике по-иному, чем у Лютера. По мнению мистиков, со-
единение происходит внутри человека, вне греха и преходящего
мира. Лютер также говорит о вере как о сокрытом в глубине души,
как о чем-то, что находится вне всякого опыта. Но она является не
переживанием божественного как чего-то обитающего в нашей
сущности, а сохранением прочной связи с внешним Словом. Для
Лютера речь также идет о реальном общении, но об общении меж-
ду Богом и греховным человеком. Со стороны человека оно стано-
вится не восхождением к божественному, но признанием греха и
призывом к милости.
Мистика, однако, выступает в таком многообразии форм, что
мы не имеем права рассматривать ее как единство во взглядах.
Сам Лютер высоко ценил немецкую мистику Таулера и «Theologia
deutsch». Возможно, он также высоко оценивал мистику Бернара,
хотя критиковал ее некоторые стороны. При этом он категорически
не принимает платоновской мистики, представленной в произ-
ведениях Ареопагита (см. выше). У Таулера Лютер нашел учение
о спасении, которое было свободно от общепринятой идеи заслуг и
воспринимало христианскую праведность не только как «доброде-
тель», но как сверхъестественную сопричастность сущности
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.