Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
Реформации и схоластики.
147 «Духовный смысл». — Прим. перев.
184
б. Закон и Евангелие. Евангельское покаяние. Согласно
известному высказыванию Лютера, правильное различие между
Законом и Евангелием является высочайшим искусством
христиан. Диалектика, которую он при этом имеет в виду,
может быть с полным правом названа основополагающей для его
богословия в целом.
При рассмотрении многих высказываний может сложиться впе-
чатление, что Закон и Евангелие представляют собой два различ-
ных порядка и что порядок Закона у христиан должен быть заменен
евангельским. Однако Лютер резко отвергал такое истолкование
(например, в споре с антиномистами, см. ниже). Так же
как Закон обретает свое исполнение лишь в Евангелии, Евангелие
должно проповедоваться на фоне Закона и в связи с Законом.
Иначе оно утратило бы смысл. Ибо как можно проповедовать о
прощении грехов, не предполагая, что Закон разоблачает грех и
обвиняет человека в его совести? Лишь потому, что Закон
указывает на грех и осуждает человека, он побуждает человека
искать помощи у Христа (Рим. 3:20; Гал. 3:19, 24). Следовательно, в
конкретном применении Закон и Евангелие теснейшим образом
соединены друг с другом и взаимообусловлены, но при этом между
ними следует проводить четкое различие.
Закон, угрожая наказанием, говорит о том, что мы должны
делать. Евангелие, напротив, обещает и дарует прощение грехов.
Так же как человек должен проводить различие между праведнос-
тью, которая действительна перед людьми и той, которая дей-
ствительна перед Богом, нужно различать проповедь Закона и
Евангелия. Цель Закона — побуждать к делам, способствовать
добру и препятствовать злу. Поэтому он также включает весь
внешний порядок и деятельность в различных областях. Лютер
называет это гражданским использованием Закона («usus legis
civilis»). Но когда речь идет об отношениях человека с
Богом, о его праведности в высшем смысле слова, цель Закона
становится совсем иной. Он не может произвести ни единого
доброго дела, но направляет человека к слову Евангелия, которое
провозглашает ему прощение грехов ради Христа. Как говорилось
ранее, в этом случае функция Закона заключается лишь в том,
чтобы указать на грех и оживить угрозу гнева, под которой
находится человек из-за своей греховной природы. Это Лютер
называет теологическим или духовным использованием Закона
(«usus theologicus seu spiritualis»).
Закон и Евангелие обозначают два вида проповеди, действую-
щие одновременно: Закон обвиняет и осуждает, тогда как Еванге-
лие пробуждает в сердце веру и тем самым исправляет и вновь
185
создает человека, так что тот начинает любить Бога и ближнего,
то есть жить настроением, которого требует заповедь любви.
В самой взаимосвязи Закона и Евангелия состоит евангельское
покаяние, которое в богословии Лютера постепенно заменило офи-
циальную систему покаяния, сформировавшуюся в период Сред-
невековья, против злоупотреблений которой Лютер выступил уже в
95 тезисах 1517 года. Некоторые из основных пунктов его критики
католического учения о покаянии вытекают из следующих
положений:
Покаяние в новозаветном смысле слова («metanoia») — это не
только однократное действие покаяния, как «poenitentia» католи-
ческой церкви, но продолжающееся в течение всей жизни обра-
щение через умерщвление ветхого человека и через
сопричастность заместительному удовлетворению гнева Божия
Христом. Это основополагающее открытие, о котором
свидетельствуют уже 95 тезисов (ср. например, тезис 1),
постепенно повлекло за собой глубокую переработку учения о
покаянии в целом.
Истинное раскаяние («contritio») — не то, которое обращено
лишь на отдельные недостатки человека, но состоит в сокрушении,
пробуждаемом к жизни Законом через осознание того, что все в
человеке находится под проклятием греха. Поэтому раскаяние не
является делом, достойным заслуги, но скорее есть пассивное
принятие обвинений Закона, оно предполагает веру в осуждение
грешного человека, которое высказывается в Слове Божием.
Вследствие этого, исповедание грехов становится чем-то иным,
нежели перечислением всех совершенных прегрешений на испове-
ди. К тому же требование такого исповедания невозможно испол-
нить. Грех заключается не в отдельных нарушениях, но в испор-
ченности всей природы, что становится очевидным лишь через
проповедь Слова. Лютер, однако, все время подчеркивает боль-
шую пользу частной исповеди: но при этом отпущение грехов яв-
ляется не привилегией священника, но братским служением, ис-
полнить которое имеет право каждый христианин для того, для того
чтобы укрепить и утешить совесть кающегося.
Так же как прощение грехов не зависит от раскаяния, если оно
трактуется как заслуга, оно не может ставиться в зависимость от
сатисфакций; но даруется верующему исключительно ради мило-
сердия Христова. Подлинной «сатисфакцией» является страдание и
смерть Христа, в то время как общее требование сатисфакции, как
и торговля индульгенциями, противоречит сути Евангелия.
Следовательно, при таком новом толковании покаяние уже
нельзя назвать делом, достойным награды; оно предстает как плод
186
проповеди Закона и Евангелия. Через закон совершается осужде-
ние, совесть обвиняется, и человек приходит к осознанию того, что
все в нем — грех. Через Евангелие проповедуется слово прощения,
пробуждающее веру в милосердие и благодать Бога и пре-
ображающее человека, так что он обретает новое
настроение и отвращается от своего, обращаясь к тому, что
делает и кем является Христос. При таком понимании покаяние
охватывает всю жизнь христианина, показывая что происходит,
когда действуют Закон и Евангелие и совершается оправдание
через веру.
в. Учение об оправдании. По мнению Лютера, существует два
вида праведности, внешняя и внутренняя праведность. Первая
состоит во внешних делах и приобретается через праведное
действие. Ее также можно назвать гражданской праведностью.
Ибо она рассматривает человека как члена общества и его
оценивает поведение как отношение к другим людям (coram
hominibus)148 — праведное или неправедное.
Внутренняя же праведность состоит в чистоте и совершенстве
сердца. Поэтому ее нельзя обрести через внешние дела — для
человека это так же невозможно, как сделать себя Богом. Ибо эта
праведность является божественной и появляется только когда
даруется по вере в Иисуса Христа. Она предусматривает оценку не
перед людьми, но перед судом Божиим. Поскольку человек
грешен, она для него недостижима и противоречит всякому
разумению, превосходя все, что можно помыслить или совершить
человеческими силами. Она состоит в том, что Бог делает
грешника праведным ради Христа. Она приобретается Его
страданиями и смертью и вменяется человеку по вере, без его
собственных заслуг или достоинств. Такая праведность обретается
лишь когда человек смиряется перед Богом и признает, что он
грешник, а также взывает к милосердию и благодати Божией.
Тогда человек приписывает себе лишь грех, ложь, безумие,
недостоинство, погибель пред Богом, а Богу — всяческое благо. В
этой вере и молитве его сердце становится единым с Божией
праведностью и добродетелью. Христос становится его
оправданием, освящением и искуплением. Это внутренняя пра-
ведность («iustitia ab intra», «ex fide», «ex gratia»), представленная в
соответствии со словами апостола Павла: «Мы признаем, что че-
ловек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.
3:28).
В учении реформаторов об оправдании через веру также подра-
зумевается переосмысление самого понятия веры, которое
теперь отличается от принятого в схоластике.
148 «Перед людьми». — Прим. перев.
187
В схоластической традиции говорят о вере, которая возможна на
уровне разума и которая может быть обретена через обучение и
проповедь («fides acquisita»).149 От нее отличают влитую веру
(«fides infusa»), которая является даром благодати и означает
полное принятие всего содержания откровения. Лютер отвергает
это различие: вера «от проповеди» совпадает с той, которая
согласно Рим. 3:28, оправдывает и является целиком и полностью
даром Божиим, «fides vere infusa».150 Она находится за пределами
возможностей разума и означает не только интеллектуальное
согласие с истиной веры, но и подлинное общение с Богом, в
котором человек возлагает все свое упование на Него и ожидает от
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.