Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
избрание относится лишь к тем, кто по вере во Христа обретет
вечное блаженство. Обетования Евангелия и проповедь покаяния
носят вселенский характер. Осуждение нечестивых зависит от
того, что они презирают слово или уклоняются от него. Причина
этого—их собственная злая воля, а не божественное избрание. От-
вергнута также пелагианская идея о том, что избрание обусловлено
отношением человека. «Ибо не только прежде того, чем мы
сделали что-то доброе, но даже прежде того, как мы родились, Бог
избрал нас во Христе, да, это произошло «прежде создания мира»
(Sol. decl. 88).
В последнем артикуле Формулы Согласия (XII) приводится
краткое описание некоторых сект, не принявших Аугсбургское Ве-
роисповедание: анабаптисты, швенкфельдеры и антитринитарии. Их
учения отвергнуты, как противоречащие слову Божию и веро-
исповеданию.
28. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ. КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
В католической церкви на протяжении XVI и значительной час-
ти XVII века продолжалось развитие схоластической теологии,
хотя и в новых условиях. Главными центрами богословской
учености вместо Парижа стали другие школы, в меньшей степени
затронутые новыми учениями, например, Саламанка в Испании и
Коимб-ра в Португалии. Важным фактором стала организация
новых орденов, ордена иезуитов и реформированного ордена
кармелитов.
Среди доминиканских богословов видное место занимает италь-
янец ТОМАС ДЕ ВИО КАЭТАН (Cajetanus, ум. 1534 г.). Он
участвовал в дискуссиях, обусловленных Реформацией Лютера, но
наиболее известен своим комментарием к «Сумме теологии»
Фомы Аквинского (официальное издание этого труда перепечатано
в 1882 году Editio Leonina). Вообще в этот период теология Фомы
Аквинского все больше становится основой богословского
образования. Его «Сумма теологии» заменяет «Сентенции» Петра
Ломбардского в качестве учебника догматики. Носителем
томистской традиции стала прежде всего доминиканская школа в
Саламанке (Доминик Сото, Soto, ум. 1560 г., и МЕЛЬХИОР КАНО,
Сапо, умерший в том же году, были авторами «Loci theologici»,
первого в своем роде труда об основах теологии).
Среди богословов, принимавших непосредственное участие в
полемике с реформаторами, прежде всего с Лютером, выделя-
239
ются ИОГАНН ЭКК («Enchridion locorum communium adversus
Lutheranos», 1525 г.) и ПЕТР КАНИЗИЙ (Canisius, иезуит; ум. 1597 г.),
лидеры немецкой контрреформации.
Определяющим событием для католического лагеря эпохи кон-
трреформации стал церковный собор, созванный в
Триденте 13 декабря 1545 года и затем проходивший в течение
трех периодов с различными промежутками времени до 4 декабря
1563 года (25 сессий). Тридентский Собор знаменует собой
завершение развития некоторых тенденций, наметившихся в
Средние Века, и имеет важнейшее значение для будущего,
поскольку на нем были зафиксированы католическое учение и
практика в новой ситуации, создавшейся в связи с Реформацией.
Среди решений Собора, имеющих определяющее значение для
католических учения и практики, рассмотрим прежде всего декрет
четвертой сессии о канонических Писаниях и декрет шестой
сессии относительно вопроса об оправдании.
В решениях Тридентского Собора был зафиксирован состав ка-
нона (в который также вошли ветхозаветные апокрифы) и латинс-
кий перевод Библии — Вульгата был объявлен официальным текс-
том (нормативное издание вышло в 1590 году). Но наряду
с каноническими Писаниями в качестве равноценной им нормы
веры были приняты «предания», происходящие от Христа или апо-
столов и сохранившиеся во времени благодаря преемственности
церкви. Их «принимают и чтят с тем же почтением, как и Писание
(«pan pietatis affectu ас reverentia suscipit et venerator»). Как канони-
ческие Писания, так и понимаемое таким образом предание рас-
сматривается как «продиктованное Святым Духом). В наше время
подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Писание и
традиция соотносятся друг с другом (являются ли они двумя
независимыми источниками, или же можно сказать, что предание
каким-то образом включено в Писание). Но толкование того
времени исходит из существования двух параллельных норм веры,
что означает резкое противоречие с реформаторским принципом
писания.
Учение об оправдании в решениях Тридентского Собора по-
строено, главным образом, на двух основных идеях, в которых
яснее всего проявляется разногласие между католическим и еван-
гелическим пониманием спасения: во-первых, при обретении спа-
сения человеческая воля действует вместе с благодатью; во-вто-
рых, дела необходимы для того, чтобы сохранить обретенную
праведность и достичь вечной жизни.
В документах Триденского Собора не было выражено ясной
позиции по спорным вопросам между более близкой к августини-
240
анству томистской теологией и полупелагианским направлением
скотизма. Некоторое приготовление к оправданию считается не-
обходимым, но не говорится о том, является ли оно заслугой или
нет; оно состоит в согласии с призывом благодати и в содействии в
совершении тех деяний, которые следуют за призванием и пред-
шествуют крещению (скорбь, покаяние, любовь к Богу,
вера в откровение и т.д.). Принимается точка зрения томистов, со-
гласно которой призывающая благодать является первой в обраще-
нии, но в то же время подчеркивается содействие воли и подгото-
вительные деяния. Отвергнута идея реформаторов о полной
уверенности в спасении («vana haec ab omni pietate remota fidu-
cia»).189 Напротив, говорится о том, что человек никогда не может
с уверенностью знать, имеет ли он благодать Божию, и что для
сохранения благодати и возрастания в ней он должен исполнять
заповеди Бога и церкви. В связи с этим приводятся слова о том,
что вера без дел мертва. Вечная жизнь одновременно представле-
на и как дар благодати ради Христа и как вознаграждение заслуг
человека. Анафеме предается прежде всего представление о том,
что оправдание человека заключается в прощении грехов и вечная
жизнь даруется исключительно по милости Христа.
Поскольку оправдание рассматривается, по существу, как вли-
вание благодати, и утверждается, что оно происходит через Таин-
ства, решения Собора об оправдании естественным образом по-
влекли за собой рассмотрение вопроса о Таинствах. Декрет,
принятый на пятой сессии, а также некоторые материалы других
сессий посвящены вопросам, относящимся к этой теме; в дей-
ствительности, учение о Таинствах вышло на первый план в тече-
ние всего оставшегося времени работы Собора. Здесь были четко
сформулированы многие пункты вероучения, которые с тех пор
считаются характерными для католической церкви, например,
учение о пресуществлении (13-я сессия), учение об
исповеди и покаянии (14-я сессия), о жертвоприношении мессы
(22-я сессия), о поклонении святым и реликвиям, о чистилище, об
индульгенциях (25-я сессия).
Тридентский Собор положил начало продолжавшемуся в тече-
ние столетия периоду расцвета схоластического богословия. Но-
вый вклад в развитие схоластики внесла философия гуманизма с ее
требованием возвращения к античным источникам. Следствием
этой программы стал новый интерес к изучению Аристотеля и дру-
гих античных философов. Старые ордена завершили свои бого-
189 «Это пустое и чуждое всякого благочестия упование». — Прим. перев.
241
словские традиции. Наибольшее влияние имело томистское бого-
словие. Скотизм существовал в основном в францисканской школе.
Новый орден иезуитов был по своему характеру эклектичным. Он
также был в большой степени открыт для новой философии.
Между томистами и иезуитами проходили продолжительные
споры.
Одним из тех, кто способствовал проникновению испанской
гуманистической схоластики в Германию, был ГРЕГОР
ВАЛЕНСИЙС-кий (ум. 1603; профессор в Инголыптадте), который
тем самым обновил католическую схоластику в Германии. Самым
выдающимся из богословов-иезуитов и из новых схоластиков
вообще был ФРАНСИСКО СУАРЕС (Suarez, ум. 1617; работал в
Саламанке). Его соединение схоластической теологии и
неоаристотелианской метафизики имело большое значение для
богословия того времени. Написанный им учебник метафизики,
«Disputationes metaphysicae» также широко использовался среди
протестантов. Таким образом, Суарес стал одним из
предшественников неоаристотелианского течения в Германии (о
чем более подробно будет сказано ниже).
Наиболее видным богословом-полемистом был РОБЕРТ
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.