Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
Бенгель внес наиболее значительный вклад в области изучения
Библии. Его издание греческого Нового Завета, в котором он впер-
вые разделяет рукописи на группы согласно их происхождению,
стало отправной точкой для современной критики текста. Коммен-
тарий «Gnomon Novi Testamenti», ставший его самым распростра-
ненным произведением, отличается острой наблюдательностью и
глубокой проработкой деталей текста. Конкретное историческое
рассмотрение без какого-либо доктринального формализма — вот
тот идеал, который стремится осуществить Бенгель. При толкова-
нии Книги Откровения он пытается использовать пророческое ис-
толкование истории; он даже считает, что можно точно определить
год конца света (1836 г.).
Роос в отношении толкования Писания идет по стопам Бенге-ля,
а в отношении существенных вопросов вероучения придерживается
основ ортодоксального богословия. Вместе с тем, основные идеи
пиетизма, а также борьба с рационализмом того времени наложили
отпечаток на его взгляды. Наиболее известное произведении Рооса
— «Christliches Hausbuch», наряду с другими его трудами бьшо
переведено на шведский язык и распространилось прежде всего в
регионах, где проходило движение Шартау.
СПОР О ПИЕТИЗМЕ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Уже довольно рано пиетистсткое движение столкнулось с жест-
ким противостоянием со стороны ортодоксальных богословов.
Пиетистов осуждали за то, что они дают пищу всевозможным
заблуждениям, а также своей индифферентностью размывают
границы чистого учения. На протяжении десятилетий в конце XVII
— начале XVIII века произошел обмен многочисленными
полемическими произведениями. Среди видных борцов против
пиетизма были некоторые преподаватели Виттенбергского
факультета, далее, работавший в Лейпциге БЕНЕДИКТ КАРПЦОВ
(Carpzov), а также получивший высокую оценку Карла XII Й.
ФРИДРИХ МАЙЕР (Mayer, ум. 1712; профессор в Грейфсвальде).
Среди прочего, в пиетизме видели платоновские тенденции,
отношение к Слову и Таинствам, подобное взглядам энтузиастов и
озиандрическое учение об оправдании. Обсуждалось бесчисленное
множество спорных вопросов. Некоторые основные проблемы уже
были рассмотрены выше: воп-
283
рос о действенной силе Слова и о соотношении между Словом и
Духом, вопрос о «theologia regenitorum», о «fides mortua», о за-
конническом понимании освящения (отрицательное отношение к
естественному и к адиафоре). Так называемый терминистский спор
возник из-за распространенного среди пиетистов мнения о том, что
для некоторых, явно нечестивых людей, время благодати или
возможность обращения могут быть утрачены еще прежде смерти
(«terminus gratiae»). Наконец, к спорным вопросам относился встре-
чавшийся в среде пиетистов хилиазм.
Наиболее глубокой конфронтацией между
ортодоксальным и пиетистским пониманием стал спор между
ВАЛЕНТИНОМ ЭРНСТОМ ЛЁШЕРОМ (Loscher, ум. 1749; генерал-
суперинтендент Дрездена) и богословом из Галле ИОАХИМОМ
ЛАНГЕ (Lange). Первый в своем произведении «Timotheus Verinus»
(1711-1717) представил обстоятельную критику взглядов пиетизма
с ортодоксальной точки зрения и в то же время протянул руку для
примирения. На его произведение Ланге ответил резкой, но
уступающей по качеству, полемикой. Однако Лёшер боролся не
только против данного течения, недостатки которого он мог
показать, но и против нового духа времени, тенденции которого к
«энтузиазму» и индифферентности разрушали изнутри предпосылки
ортодоксального мышления. Поэтому его критика также не
достигла намеченной цели.
Субъективное, антропоцентричное отношение в пиетизме при-
ходит на смену объективному восприятию действительности, об-
ретшему выражение в прежней академической философии и в бо-
гословии лютеранской ортодоксии. Или, как выражается Лёшер в
своей оценке пиетизма, «habitus religionis» превращается в саму
религию и спасение.
32. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Если рассматривать понятие Просвещения в широком смысле
слова, можно сказать, что на континенте его эпоха
совпадает с XVIII веком. В это время происходит
всестороннее научное и общекультурное преобразование, и
условия для богословских исследований полностью изменяются.
Корни мышления эпохи Просвещения следует искать отчасти в
гуманизме Ренессанса и в социнианстве, а также в деизме, сфор-
мировавшемся в Англии в XVII веке. Философские системы, кото-
284
рые во второй половине XVII столетия начали выдвигать иные
идеи на смену прежней философской науке (ДЕКАРТ, ЛОКК,
ЛЕЙБНИЦ), также по-своему подготовили почву для эпохи
Просвещения. Новые открытия и теории в области естествознания
(Ньютон) и правоведения (ГРОЦИЙ, ПУФЕНДОРФ) способствовали
формированию новых концепций, которые в течение XVIII века
постепенно становятся общепринятыми. В области богословия
определенным образом подобному развитию способствовал
пиетизм.
Рассматриваемая эпоха означает прорыв в новое время. Новое
мировоззрение начинает оказывать влияние на развитие культурной
жизни, выдвигает новые идейные предпосылки. Для того чтобы
яснее понять значение этого коренного преобразования, важно по
некоторым направлениям сравнить его с прежней традицией и ее
основными научными идеями.
Философское мышление претерпевает коренные изменения
под влиянием новых обширных философских систем, а также новой
академической философии, которая в течение XVIII века приходит
на смену аристотелианской схоластике в немецких университетах
(ТОМАЗИЙ, ВОЛЬФ).
Метафизика субстанциональных форм сменяется эмпирическим
и атомистическим мировосприятием. Раньше духовный мир,
обретающий обобщенное выражение в Боге, «ens supermini», рас-
сматривался как высшая и первичная реальность. Сейчас взгляды
обращаются к эмпирическому восприятию чувственного мира в его
многообразии. На смену прежней, имеющей объективное
направление, философии приходит подчеркивающая полезность
вещей практическая жизненная мудрость, главная цель которой —
научить человека понимать и подчинять себе окружающий мир, а
также достичь счастья во всем мире (так называемая придворная
философия).
Прежнее мышление исходило из объекта; метафизика имела
целью объективное понимание глубинных связей реальности. Но-
вая философия исходит из субъекта как первичного в познании.
Самосознание, внутреннее переживание рассматривается как фун-
даментальный и наиболее очевидный фактор, непосредственно
связанный с мыслящим и чувствующим субъектом. Тем самым
задана тенденция к рационалистическому мышлению: есть стрем-
ление предложить объяснение мира, исходя из принципов чело-
веческого разума.
Одной из важнейших предпосылок мировоззрения эпохи Про-
свещения, и тем самым современного мышления, является новое
понимание науки. Философия больше не рассматривается
как
285
«ancilla theologiae». Наука освобождается от зависимости от тео-
логии и схоластической метафизики и основывается на наблюдении
за опытом и на рациональных принципах. Так (отчасти уже в
течение XVII века) вырастает так называемая естественнонаучная
система, построенная на представлении о том, что гуманитарное
знание, религия и мораль, право и обществоведение могут быть
построены на определенных заложенных в разуме принципах,
общих для всех людей и всех времен. Это знание разума рас-
сматривается как автономное, не искаженное первородным грехом,
но непосредственно и во всех выводах доступное всем.
Вероятно, еще более глубоким было изменение, произошедшее
в сфере естественных наук. Началось использование механико-
математического метода с большей, нежели прежде опорой на
эмпирическое наблюдение.
Новое естествознание влечет за собой изменение картины
мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование
окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым
понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в
XVI веке. Земля — больше не центр мироздания; человек в новом
мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то
же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту
Вселенную. Аристо-телианское понятие формы сменяется
механико-атомистическим миропониманием: мир состоит из
неизменного пространства, вещи состоят из частиц, механически
взаимодействующих друг с другом. Человек больше не
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.






