» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








апостолы и пророки, связано с уверенностью, которая равноценна

уверенности в очевидном знании. Однако мы должны

рассчитывать не на непосредственное откровение, а на то, которое

передается через язык и человеческий разум. Поэтому содержание

христиан-

289



ской веры, как его воспринимаем мы, всегда в некоторой степени

оценивается разумом, и может быть принято лишь если оно не

противоречит очевидным принципам разума. В сочинении «Ра-

зумность христианства» (1693 г.) Локк стремится прийти к чисто

библейскому христианству, не зависимому от последующего бого-

словия и от вероучения церкви. Он не отрицал учение о Троице, но

искал библейские соответствия его терминам. У Локка в образ-

цовой форме проявились две тенденции, характерные для англий-

ского богословия эпохи Просвещения: стремление доказать разум-

ность («reasonableness») христианства и переход к тому, что

считалось неискаженным библейским учением.

Кроме латитудинарианства, которое было умеренным во взгля-

дах и стремилось в основном сохранить содержание христианской

традиции, в новых формах выступил радикальный деизм. Он раз-

вивался в направлении, обозначенном ранее ГЕРБЕРТОМ ЧЕРБЕРИ

(см. выше). В изданном в 1696 году сочинении «Христианство без

таинств» Джон ТОЛАНД (Toland) стремится выделить из христи-

анского учения простые догматы о Боге и бессмертии, а также

существенное и разумное в нем, тогда как «таинственное» в хрис-

тианской вере должно быть отвергнуто. Мэтью Тинддль в выше-

упомянутой работе «Христианство, древнее, как творение» (1730 г.)

развивает тезис о том, что Евангелие является лишь повторением

изначальной, естественной религии. Его содержание по существу

— это проповедь о чистой и благопристойной жизни, способ-

ствующей славе Божией и блаженству человека. Таким образом,

тезис о разумной религии сочетается с представлением о морали

как цели религии. Предполагалось, что редуцированное христиан-

ство, извлеченное из Евангелий, идентично естественной религии

разума, и поэтому также представляет собой форму религии, кото-

рая наилучшим образом способствует нравственности и счастью.

Против деизма выступил ДЖОЗЕФ БАТЛЕР (Butler, 1692-1752;

епископ Даремский) в своем знаменитом апологетическом

сочинении «Аналогия естественной и явленной религии строению и

существованию природы» (1736). Учение Батлера об аналогии

предполагает веру в высшего Творца мира. Таким образом, он не

выступает против атеизма, но стремится показать логичность веры

и ее соответствие разуму для тех, кто уже признает Бога Творцом.

В противовес деистам, Батлер защищает необходимость

откровения; оно ни в коем случае не является излишним из-за

естественной религии.

Основная аргументация в той части произведения Батлера, ко-

торая рассматривает религию откровения, носит следующий ха-

рактер: если мы предположим, что Писание исходит от того Бога,

290



который является Творцом природы, мы можем ожидать,

что в истинах веры найдем подобную структуру и трудность для

объяснения всех составляющих, что и в порядке мироздания.

Батлер называет это аналогией между религией и миром природы.

Он не считает, что мы можем найти такую аналогию везде: у нас

есть лишь ее отдельные примеры. Но для него этого вполне

достаточно. Точного доказательства положений веры

ожидать нельзя. В лучшем случае можно говорить о

вероятности, и он желает установить доказательство вероятности

посредством подробного рассмотрения аналогии, существующей

между природой и религией. Во многих отношениях он весьма

близок к идеям деистов о соответствии между естественной

религией и христианством, но в отличие от деизма он стремится

также защитить особое христианское откровение. Основным

пунктом было учение о примирении: деисты считали примирение

излишним, поскольку милосердие Бо-жие само по себе достаточно

для прощения грехов покаявшегося человека. Батлер добавлял, что

основанием прощения является заместительное страдание Христа

и показывал, что его аналогии мы даже можем найти в

окружающем мире. Отношения Батлера с деизмом были не

лишены противоречий, но в его сочинениях можно различить черты

нового взгляда на откровение. В XIX веке его влияние на

английское богословие стало еще большим, чем при жизни.

Борьба против деизма занимала важное место в английском бо-

гословии XVIII века. Однако вскоре, с конца 1730-х годов, ее

заслонил другой фактор — развитие методизма. Здесь нет места

для описания истории методизма или его церковного и социального

влияния. Рассмотрим лишь основы его богословия.

Джон Уэсли (Wesley, 1703-1791) был священником англиканской

церкви и рано стал лидером высокоцерковного движения в

Оксфорде. Благодаря своей матери, он также имел знания

о традициях широкой церкви (свободомыслия) и социнианства.

Далее на него произвела непосредственное впечатление проповедь

гернгутеров, в том числе во время его двухлетнего миссионерского

служения в Джорджии. Благодаря знакомству с движением герн-

гутеров, он пришел к осознанию того, что упование на заслугу

Христа составляет единственное основание нашего спасения и на-

шел подтверждение этого учения в так называемых гомилиях анг-

ликанской церкви (эпохи Реформации). Обращение в 1738 году,

ставшее отправной точкой методистского движения, описано им

самим как внезапно пробудившаяся внутренняя уверенность в про-

291



щении грехов через упование на одного Христа. Оно произошло под

впечатлением предисловия Лютера к Посланию апостола Павла к

Римлянам. Его брат, ЧАРЛЬЗ УЭСЛИ, пережил подобное обращение,

читая комментарий Лютера к Посланию апостола Павла к

Галатам. Итак, оправдание одной верой стало центром проповеди

Джона Уэсли после обращения. Тем самым он порвал с рас-

пространенным в англиканском богословии представлением о доб-

рых делах как цели веры и необходимом условии спасения. Во

всяком случае, учение об оправдании одной верой было мало из-

вестно духовенству того времени. Уэсли подчеркивал, что освя-

щение не следует смешивать с оправданием. Освящение является

плодом веры. Для методизма также характерно

представление о том, что новое рождение происходит не при

крещении, а при оправдании, которое связано с обращением или с

возникновением осознанной веры.

Уэсли стремился по возможности избежать споров о вероуче-

нии. Целью всей его проповеди было привести людей к активному

упованию, соединенному с освященной жизнью. Естественно,

интерес к вопросам вероучения при этом был незначителен. Тем не

менее, постепенно и в методизме возникли глубокие разногласия во

мнениях. В дальнейшем Уэсли разработал учение о вере и делах,

которое отдалило его от точки зрения Реформации и сблизило с

общепринятым в Англии пониманием. Он подчеркивал, что дела

являются необходимым условием («condition») оправдания. Это

привело к конфликту со строгими кальвинистами, настаивавшими

на том, что «meritum Christi» является единственным основанием

спасения человека.

Другой областью противоречий стало учение о предопределе-

нии. Уэсли проповедовал о всеобщей благодати в арминианском

понимании, причем резко выступал против идеи божественного

осуждения. Тем не менее, Джон УАЙТФИЛД (Whitefield), который

был лидером методизма наряду с братьями Уэсли, придерживался

строгого кальвинизма и проповедовал о двойном предопределении.

Противоречие привело к образованию двух фракций в мето-

дистском движении.

Представляется, что методизм резко противопоставлен общим

тенденциям теологии эпохи Просвещения с ее явным интересом к

аргументам разума и к гармоничному соединению философии и

религии. Методизм дает совершенно иной ответ на вопросы де-

изма, нежели холодные аргументы апологии Батлера. Именно сво-

ей реакцией против рационализма методизм связан с идейным раз-

витием эпохи Просвещения в англиканской церкви вообще.

292


ТЕОЛОГИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Под этим названием объединены некоторые немецкие богосло-

вы первой половины XVIII века, которые соединили консервативное

отношение к прежней лютеранской традиции с философским

пониманием начинающейся эпохи Просвещения и взглядами пие-

тизма. В отличие от собственно пиетистов, они много занимались

систематическим и историческим богословием и оставили важные

произведения в этой области.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.