» » » » Н. Сомин - Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность


Авторские права

Н. Сомин - Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Сомин - Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность"

Описание и краткое содержание "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность" читать бесплатно онлайн.








Архимандрит Платон (Рождественский):

«Богатство должно служить не для моего личного наслаждения, а для общего благополучия. Достигается это благотворительностью» /29:328/.

Священник Николай Загоровский:

«Частная собственность составляет сильнейшее побуждение к производительному труду» /25:44/.

О. Загоровский повторяет аргументы Восторгова о благочестивых богатых спутницах Христа, которые «служили Ему имением своим» (Лк.8,7), о богатых Никодиме и Иосифе /26/. О Закхее он утверждает, что тот отдал лишь половину своего имения /25:771/. Интересно, что в обоснование своей позиции о. Загоровский ссылается на св. Иоанна Златоуста:

«св. Иоанн Златоустый много и много раз учил, что Богатство есть дар Божий, что «Богатство и нищета от Господа» (Сир.11,14)» /26:471/.

В разделе 3 мы уже убедились, что Сир.11,14 Златоуст толкует как раз противоположным образом.

Этот пример, однако, характерен: многие авторы пытаются интерпретировать Златоуста в духе Климента. Так, профессор СПДА А.П. Лопухин, издатель Полного собрания сочинений Златоуста, трактует имущественные воззрения святителя вполне в духе климентовской концепции. Он считает, что Златоуст проповедует учение о священном харак­тере частной собственности, что выражается в том, что святитель не восставал против "коренной основы социального строя, покоящегося на праве собственности" /30:249/. Лопухин подчеркивает, что Златоуст так восторгается милостыней, потому что она "не угрожает собствен­ности" /30:42/. Что же касается мыслей святителя об общении имуществ, то это лишь мечта, в которую любил переноситься святитель, отвращаясь от ужасной действительности /30:35/. Трактовка, на наш взгляд, тенденциозная, в которой (сознательно или нет) совершается подмена: икономические высказывания святителя рассматриваются как нормативные, выражающие, якобы, подлинно христианскую точку зрения.

Проф. МДА И.В.Попов, более свободный в трактовке, говорит о двух теориях Зла­тоуста, причем, де, святитель

"ставит их друг подле друга, не пыта­ясь примирить между собою... Первый рекомендуемый святителем способ разрешения имущественного вопроса - добровольный коммунизм, второй - индивидуальный, но для каждого обязательный отказ от части имущества в пользу бедных" /31:55-56/.

Иначе говоря, И.В.Попов отмечает у Златоуста и собственно златоустовскую и климентовскую концепции, но именно в этом видит противоречивость взглядов святителя. Поразительно, но известный богослов не замечает, что Златоуст обращается к разным категориям христиан - совершенными и новоначальным и имеет в виду разные целевые установки (принципиальный взгляд на вопрос и икономические соображения), что, разумеется, полностью согласует обе части воззрений святителя.

К сожалению, эта простая мысль так и остается вне поля зрения исследователей. Так в своей содержательной работе /33/ Н.П. Кудрявцев, буквально восхищен вдруг открывшимся ему богатством и высотой мысли святителя. Однако и он, замечая противоречия (как убедился читатель – мнимые) во взглядах святителя, объясняет их неубедительно - неточностью терминологии св. отца /33:793/.

Из богословов, в верном ключе трактующих воззрения св. Иоанна Златоуста, следует упомянуть не раз уже цитируемого проф. В.И. Экземплярского. Однако, его пламенная борьба за чистоту богословской науки (в области имущественной этики – в том числе) окончилась плачевно: в 1911г. он был уволен из Киевской Духовной Академии с формулировкой «за антиправославную литературную деятельность» /10:3/.

-----------------------------

Итак, если в IV веке православные богословы придерживаются воззрений, которые во всей своей полноте изложены Златоустом, а Климент Александрийский со своими взглядами оказывается в одиночестве, то в конце XIX – начале XX вв. наблюдается обратная ситуация – подавляющее большинство богословов высказывает воззрения, созвучные концепции Климента, и даже пытаются в духе Климента интерпретировать взгляды Златоуста. Это еще один парадокс, вытекающий из приведенного выше обзора (разумеется, далеко не полного) взглядов святых отцов и богословов новейшего времени. Чем объяснить такую метаморфозу? Очевидно, в богословской науке за 1500 лет со дня смерти Златоуста произошли события, приведшие к изменению общепринятой точки зрения на имущественную этику. Какие именно? Это очень сложный вопрос, требующий тщательного анализа тех процессов, произошедших за этот длительный период в православном богословии и тех влияний, которые наше богословие претерпело. Во всяком случае, такое исследование не входит в задачи данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

I-XII. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе. тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

1. Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. – с.64.

2. Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – с.240.

3. В.И.Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.

4.А.Амман. Путь отцов. Краткое введение в патристику. – Милан-Москва.: «Христианская Россия». 1994. – с.239.

5. И.Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

6. Д.Миртов. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900. – с.230.

7. Эме Пюш. Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени. Пер. с фр. А.А. Измайлова. Спб., 1897.

8. Евсевий Памфил. Церковная история. М,:1993.

9. И. Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

10. В. Экземплярский. За что меня осудили? Киев., 1912.

11. М. Олесницкий. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Учебное пособие для дух. семинарий. СПб., 1907 г., 4-е изд. - с.281.

12. Блаженный Феодорит епископ Кирский. Десять слов о промыс­ле. Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.

13. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев-Посад. 1908г.

14. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV,М., 1993.

15. Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общест­во. Рига, 1994.

16. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., "Прогресс", 1994.

17. Св. Василий Великий. Беседа 25. "О милости и суде". Творе­ния, ч.4, М., 1993.

18. Творения св. Василия Великого, Часть IV. Беседа 6 "На сло­ва из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, и большия со­зижду; и о любостяжательности". М., 1993.

19. Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи. Тво­рения, ч.4, М., 1993.

20. Прот. И.Фаворов. Очерки нравственного православно-христианского учения. Киев. 1868. - с.204.

21. Прот. Иоаким Кочетов. Начертание христианских обязанностей по учению православно-кафолической церкви. 7-е изд., СПб, 1853. - с.186.

22. Прот. И.Восторгов. Опыт противосоциалистического катехизиса. Полн. собр. соч., т. 5, ч. 1, М., 1913 - с. 329.

23. Прот. Иоанн Восторгов. Христианство и социализм. Выпуск I-й. М., 1907, - с.182.

24. Проф.-прот. Е. Аквилонов. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. (Произнесено в собрании «Союза Русского Наорда», 21 ноября 1905г.). СПб.: 1906, - с.29.

25. св. Николай Загоровский. Современный социализм пред судо слова Божия // Вера и разум. 1908. N 17 c.598-612, N 18 c.759-777, N 19 c.39-60.

26. св. Николай Загоровский. Отклик пастыря против порицателей духовных и гражданских властей // Вера и разум. 1908г. N 15 c.317-330, N 16 c.460-475.

27. Проф.-прот. Николай Стеллецкий. Социализм требует уничтожения неравенства человеческих состояний // Вера и разум. 1912. N 2 c.147-166.

28. Н. Стеллецкий. Отрицательное отношение социализма к частной собственности, или социалистический коммунизм. // Вера и разум, 1912. N 3 c.277-292, N 4 c.415-428.

29. Архим. Платон. Христианство и социализм. (Речь, произнесенная на годичном акте Киевской духовной Академии 26 сентября 1900г) // Труды Киевской Духовной Академии. 1900, N 11, c.315-360.

30. А.П. Лопухин. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколю­бия и милостыни//Христианское чтение, янв.-февр. 1897; стр. 24-48; 242-260.

31. И.В. Попов. Святой Иоанна Златоуст и его враги. Сергиев По­сад. 1908. - с. 95.

32. Иван Вурст. Любовь как основная заповедь христианства по творениям св. Иоанна Златоуста. Московская Духовная Академия. Кур­совое сочинение. Загорск. 1964г. - с.216.

33. Н.П. Кудрявцев. Учение Златоуста о богатстве и его социаль­ный идеал//Богословский вестник, 1907, декабрь, том III, с. 785-797.



На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность"

Книги похожие на "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Сомин

Н. Сомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Сомин - Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность"

Отзывы читателей о книге "Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.