Н. Химичева - Финансовое право
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Финансовое право"
Описание и краткое содержание "Финансовое право" читать бесплатно онлайн.
В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.
К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., установивший основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей. С 1 января 1999 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть 1), за исключением некоторых статей, в том числе тех,
которые закрепляют новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс (введение в действие последнего еще предстоит). Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств,* определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями** и т.д.
></emphasis>
* См.: Закон РФ «О внутреннем государственном долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. // ВВС. 1993. № 1. Ст.4; Федеральный закон «Об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
** См.: Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности» от 26 июня 1991 г. // ВВС. 1991. № 29. Ст. 1005; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397. Впоследствии он утратил силу в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены в законах РФ: «Об основах бюджетных прав…», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Кроме того, о разграничении полномочий по вопросам финансово-бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами заключаются федеративные договоры.
Наряду с этим действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.
В соответствии с названными законодательными актами действующая в РФ система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Оно выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и муниципальных образований. В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо законодательства РФ, составляют и правовые акты субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Исходной основой всех этих нормативных актов служит Конституция РФ.
Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8,35),закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.
3.1.2. Система государственных и муниципальных доходов
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируютоя по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.
Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление обихисточниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.
В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
а) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;
б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
г) от личных доходов граждан.
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
— федеральные;
— доходы субъектов Федерации;
— местные доходы муниципальныхобразований.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта.* Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными
></emphasis>.
* См.: гл 13—18 учебника.
По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.
С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.
К финансовым ресурсам государства и муниципальных образований, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.
Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве или муниципальном образовании при недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финансовое право"
Книги похожие на "Финансовое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Химичева - Финансовое право"
Отзывы читателей о книге "Финансовое право", комментарии и мнения людей о произведении.