» » » » Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942


Авторские права

Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



Севастополь не зря величают городом русской воинской славы. Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черномор­ского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вер­махту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда мень­ше. А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сра­жения, по масштабам и накалу боев вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных ис­следований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борь­бы за главную базу Черноморского флота.


Автор выражает глубокую признательность Д. Володи­ну, В. Т. Елисееву, В. В. Костриченко, Т. В. Кузнецовой, С. А. Липатову, А. А. Лучко, Н. В. Рыбину, В. Н. Савило­ву, Г. О. Слуцкому, К. Б. Стрельбицкому, Л. А. Токаре­вой, Д. Б. Хазанову, И. В. Щетину, оказавшим весьма ценную помощь при подготовке рукописи.

lenok555: Приведенные таблицы продублированы в виде картинок. Есть неточности в табл. 1.5, связанные с ошибками распознавания.






* * *

Попытаемся разобраться с результатами сражения за Крым и причинами, приведшими к этим результатам.

Не вызывает сомнений, что советская сторона потерпела очередное серьезное поражение, увы далеко не первое в хо­де летне-осенней кампании 1941 г. При этом речь идет не только о материальных потерях, которые, несмотря на всю свою величину, терялись на фоне более крупных военных ка­тастроф, а об изменении стратегической обстановки на юж­ном крыле советско-германского фронта и Черном море. Да­же несмотря на то что в советских руках все еще оставался Севастополь, возможность базирования в нем крупных сил флота и авиации исключалась. В результате господство в за­падной части моря автоматически переходило в руки герман­ских и румынских военно-морских сил, которые из-за своей малочисленности никогда не решились бы бросить вызов Черноморскому флоту в открытом бою. Исчезла угроза для нефтепромыслов Румынии, зато возникла угроза вторжения германских войск на Кавказ, где тогда были сосредоточены основные нефтепромыслы СССР.

Чем больше перечисляешь негативные результаты потери Крыма для Советского Союза, тем обиднее сознавать, что си­лы для его обороны имелись. Если бы командование 51-й ар­мии правильно оценило оперативную обстановку и боевые возможности германской 11–й армии и сосредоточило основные силы войск на Перекопе, Манштейну не удалось бы про­рвать позиции на Турецком валу всего за три дня. Столь быст­рая потеря наиболее укрепленной и выгодной для обороны позиции привела к тому, что войска отступили в район Ишуни, где к тому времени фактически никаких укреплений вообще не имелось. Второй итог поражения на Перекопе — поспеш­ная эвакуация Одессы, в результате которой войска Примор­ской армии прибыли в Крым почти без техники, уничтоженной в момент эвакуации. Шансы удержаться на ишуньских пози­циях были намного хуже, но нельзя сказать, что их не было совсем. Советское командование очень слабо маневрировало резервами, редко использовало перегруппировку войск для того, чтобы закрыть бреши войсками, снятыми с неатакован­ных участков фронта. В самый разгар боев командующий 51–й армией был смещен с должности, что привело к потере даже того плохого управления войсками, которое имелось ранее. В результате сумма ошибок перевесила упорство и героизм русских солдат (то, что русские сражались на Перекопе упор­но, неоднократно признает сам Манштейн), войска дрогнули и отступили до Севастополя и Керчи.

Авиация играла важную роль в этих боях, но в разные пе­риоды она была далеко не одинаковой. Что касается ударных авиачастей люфтваффе, то они сыграли решающую роль в прорыве позиций на Турецком валу, но в боях за ишуньские позиции явно испытывали последствия потерь и больших на­грузок, выпавших на их долю в предыдущий период. Истреби­тельные группы добились заметных успехов в воздушных бо­ях, но практически вплоть до конца операции не могли решить свою главную задачу — прикрыть наземные войска от ударов советской авиации. Картину борьбы за господство в воздухе можно проиллюстрировать следующими цифрами: с 22 авгу­ста по 22 сентября ВВС ЧФ лишились в общей сложности 100 боевых самолетов, с 22 сентября до 22 октября — 159, с 22 октября до 22 ноября — 86. Если вычесть небоевые причины, а также потери в боевых действиях, не связанных с обороной Крыма (бои под Одессой, Николаевом, в Северной Таврии, налеты на румынские нефтепромыслы, боевые действия над морем и т. д.), то получится, что ВВС ЧФ потеряли в ходе опи­санного сражения примерно 150—160 самолетов, к которым следует прибавить еще примерно 120 самолетов 51-й армии. Не менее 2/3 от общей суммы составили успехи истребите­лей люфтваффе, которые сами безвозвратно потеряли не бо­лее 40 Bf-109. Тем не менее по состоянию на 7 ноября 1941 г. в районе Севастополя продолжало базироваться 194 (в том числе 149 исправных) советских самолета, из которых 111 яв­лялись истребителями. Немецкая сторона могла противопос­тавить им только III/JG 77 на аэродроме Сарабуз, в которой на тот момент насчитывалось не более 20—25 исправных ма­шин. Таким образом, численное превосходство оставалось на советской стороне, и никакого господства в воздухе питом­цам Мёльдерса захватить так и не удалось. Очень скоро все это явственно проявилось в ходе штурмов Севастополя.

Мы уже высказали достаточно много критики по действи­ям советской авиации. Тем не менее, если принять ее боевую подготовку и состояние материальной части как данность, ко­торую в ходе боев за Крым вряд ли можно было изменить, ее действия в целом заслуживают положительной оценки. Со­ветское авиационное командование всецело сосредоточило свое внимание на нанесении ударов по сухопутным войскам, практически отказавшись от ведения борьбы за господство в воздухе. Последнее неизбежно привело бы к распылению сил, а с той тактикой и матчастью, которые имели советские ВВС, успех в воздушном противоборстве все равно был бы крайне сомнителен. Многочисленные удары советской авиа­ции по своей силе, конечно же, уступали аналогичным ударам люфтваффе, но, поскольку были направлены на менее защи­щенные наступающие войска в условиях открытой степной местности, имели заметный эффект. Во многом благодаря им вместо стремительного прорыва Манштейну пришлось в те­чение десяти суток второго наступления буквально прогры­зать советскую оборону. Увы, командование 51-й армии не смогло воспользоваться плодами самоотверженного ратного труда авиаторов. Но от этого их подвиг не становится менее значимым. Сковывание крупной авиационной группировки противника в разгар боев под Москвой чего-нибудь да значи­ло! Прошел месяц, и в битве за русскую столицу ранее непо­бедимый вермахт потерпел жестокое поражение. Несомненно, что в этой победе была и крупица вклада авиаторов Крыма.

Таблица 1.4

БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАЙДОРФСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ГРУППЫ ВВС ЧФ 15.9 — 30.10.1941

Часть Период действий Число самолетов к началу периода Сбито сам. пр-ка в воздухе Потери 3-я аэ 8-го иап 15.9 — 30.10.1941 4 И-16, 9 И-15бис 12 Bf-109, 1 Ju-88, 1 Ju-87 6 И-16,14 И-15бис 4-я аэ 8-го иап 27.9 — 4.10.1941 8 И-153 — — 2-я аэ 9-го иап 21.10 — 30.10.1941 6 Як-1 3 Bf-109 1 Як-1 2-я аэ 32-го иап 3—29.10.1941 10 И-16 0,5 PZL-24 8 И-16 3-я аэ 32-го иап 26.9 — 29.10.1941 4 ЛаГГ-3, 9 И-153 — З ЛаГГ-3 5-я аэ 32-го иап 15.9 — 30.10.1941 6 Як-1 18 Bf-109, 1 Ju-87, 1 PZL-24, 1 He-111 4 Як-1 11-й иап 1.10 — 30.10.1941 18 И-5 — 7 И-5 62-й смап 28.9 — 30.10.1941 9 Пе-2, 10 МиГ-3, 7 ЛаГГ-3 20 Bf-109, 1 Ju-88 7 Пе-2, 5 МиГ-3, 6 ЛаГГ-3 46-я шаэ 15.9 — 30.10.1941 3 Ил-2 1 Bf-109 4 Ил-2 70-я баэ 15.9 — 24.9.1941 2 СБ, 2 Р-5 1 Bf-109 — 95-я нбаэ 15.9 — 30.10.1941 7 У-26 — 5 У-26 96-я иаэ 15.9 — 8.10.1941 7 И-16, 4 И-153 2 Bf-109 4 И-16, 3 И-153 101-я иаэ 19.9 — 14.10.1941 15 И-16 27 Bf-109, 2 Ju-88, 3 Ju-87, 0,5 PZL-24 12 И-16

Боевая деятель­ность по наземным войскам 3-ей аэ 8-го иап:

36 штурмовых уда­ров по танкам и ав­томашинам, 33 — по живой силе, 18 — по артилле­рийским позициям, 11 — по аэродро­мам. Всего 4563 с/в, в т. ч. 2323 на штурмовку, 1188 на сопровождение , 336 на разведку и 706 — прочие зада­ния. На земле унич­тожено 34 самолета, 46 единиц броне­техники, 344 авто­мобиля, 60 орудий, около 5600 человек личного состава.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Книги похожие на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирослав Морозов

Мирослав Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Виктор13.12.2020, 20:10
    Я Зайцев Виктор Иванович 1942г рождения. Читая Вашу книгу "Воздушная битва за Севастополь 1941-4942г. может быть что-нибудь узнаю о 40 АБП ВВС ЧФ об отце Зайцев Иван Степанович 03.06.1942 при лидировании истребителей на Херсонесский маяк. ПЕ-2 потерпел авиакатастрофу напротив г. Анапа. у меня много не понятного. Мать служила в госпитале при 40 АБП ВВС ЧФ и ей ничего не сообщили о гибели отца. Её даже не известили о том, что отец награждён орденом "Красная звезда", я только вот в 2020году получил удостоверение к его ордену. А вообще я занялся его розыском только в 2014 г и то случайно. я по телевизору узнал. Что рассекретили дело о гибели героя СССР в 1973г.а это оказался мой сосед. А вообще вкратце я с 1944г жил в Крыму и был связан со всеми аэродромами Крыма- Саки, Евпатория, Кача, Севастополь, Гвардейское (Сарабуз), Октябрьское (Биюк-Онлар). По специальности я авиационный механик вооружения ТУ-16 40 АБП ВВС ЧФ. Но по каким то причинам работая в полку механиком, командование полка не соизволило сообщить где погиб отец. Согласно поисков экипаж ПЕ-2 в составе лётчик ст лейтенант ЖВИКОВ ПЁТР ДАВЫДОВИЧ награждён орденом "Красного Знамени", штурман мл. лейтенант ЗАЙЦЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда", стрелок-радист сержант ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда" С 03.06.1942 года -они ориентировочно экипажем лежат в самолёте на траверзе г. АНАПА в 1500 м от берега ждут помощи по подъёму самолёта.
    С уважением Зайцев Виктор.
    Email: [email protected]
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.