» » » » Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942


Авторские права

Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



Севастополь не зря величают городом русской воинской славы. Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черномор­ского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вер­махту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда мень­ше. А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сра­жения, по масштабам и накалу боев вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных ис­следований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борь­бы за главную базу Черноморского флота.


Автор выражает глубокую признательность Д. Володи­ну, В. Т. Елисееву, В. В. Костриченко, Т. В. Кузнецовой, С. А. Липатову, А. А. Лучко, Н. В. Рыбину, В. Н. Савило­ву, Г. О. Слуцкому, К. Б. Стрельбицкому, Л. А. Токаре­вой, Д. Б. Хазанову, И. В. Щетину, оказавшим весьма ценную помощь при подготовке рукописи.

lenok555: Приведенные таблицы продублированы в виде картинок. Есть неточности в табл. 1.5, связанные с ошибками распознавания.






Все это привело к тому, что сразу же после выхода немцев на дальние подступы Севастополь, как главная база Черно­морского флота, попал в крайне тяжелое положение. И дело было не в том, что начатое в конце июня — начале июля строительство сухопутных оборонительных рубежей было весьма далеко от завершения. Эти рубежи было просто неко­му оборонять. После того как стало известно, что немцы про­рвали позиции под Ишунью, на Черноморском флоте присту­пили к созданию многочисленных батальонов морской пехо­ты. К началу ноября удалось сформировать бригаду, два полка и 19 отдельных батальонов. С учетом местного стрелко­вого полка, ранее осуществлявшего охрану складов и кара­ульную службу, для обороны главной базы флота удалось со­брать 32 батальона общей численностью 23 тысячи человек. С количественной точки зрения такие силы, может быть, и мог­ли сдержать натиск двух немецких дивизий, наступавших на город, но с качественной — нет. Ни матросы, ни их командиры никогда не учились сухопутному бою. Особой матросской удалью считалось ходить в штыковые атаки в полный рост, что на практике приводило к огромным потерям от пулеметного огня. На вооружении морских пехотинцев не было практиче­ски ничего, кроме винтовок. Достаточно сказать, что на 32 ба­тальона имелось всего около 30 орудий и минометов. Правда, еще 82 морских орудия калибром от 45 до 130 мм имелось в свежепостроенных артиллерийских ДОТах, но из 96 таких ДО­Тов только 28 находились на передовом рубеже обороны. До некоторой степени отсутствие артиллерии могли компенси­ровать обладавшие большой дальностью стрельбы берего­вые батареи флота, которых к началу обороны имелось 13 (48 орудий калибром от 100 до 305 мм). Для управления ими при стрельбе на сухопутном направлении имелось 12 корректиро­вочных постов. Защищенность же батарей была разная — от полностью защищенных башенных 305-мм батарей № 30 и 35 (немцы называли их фортами «Максим Горький I» и «Максим Горький II») до практически полностью открытых 100– и 102­-мм. Последние без труда могли быть выведены из строя уда­рами артиллерии и авиации.

Определенную роль в обороне города играли и корабли. Роль их была не так велика, как, скажем, в обороне Ленингра­да, — опасаясь потерь от ударов с воздуха в ночь на 1 ноября наиболее крупные и новые корабли ЧФ (линкор «Парижская коммуна», крейсера «Ворошилов» и «Молотов», новые эсмин­цы и все подводные лодки) ушли в порты Кавказа. В Севасто­поле остались только старые крейсера «Красный Крым», «Червона Украина», эсминцы «Бодрый», «Незаможник» и «Шаумян», на которых имелось 58 орудий от 100 до 130 мм. Сравнительно небольшой калибр этих пушек и удаленность мест стоянки от линии фронта не могли не повлиять на эф­фективность их стрельбы.

Отдельного разговора заслуживает группировка зенитной артиллерии. В период отступления из северной части Крыма в Севастополь прибыли 25, 26 и 114-й отдельные зенитно-ар­тиллерийские дивизионы, ранее осуществлявшие ПВО пор­тов и аэродромов в Евпатории, Сарабузе и на озере Донуз­лав. С учетом этого в главной базе скопилось три зенитно-ар­тиллерийских полка (61, 62 и 122-й) и пять дивизионов — всего 40 зенитных батарей среднего калибра (160 орудий 76- и 85-мм) и 7 батарей малого калибра (36 орудий 45- и 37-мм). Кроме того, имелся пулеметный (18 счетверенных пулеметов М-4 — «максим») и два прожекторных батальона (90 прожек­торов). Наблюдение за воздухом обеспечивали батальон ВНОС и отдельная радиотехническая рота с двумя радиолока­ционными станциями РУС-2. Такое количество зенитной ар­тиллерии вместе с зенитными орудиями кораблей могло бы создать мощный щит в воздухе над городом, если бы не два обстоятельства. Во-первых, из-за нехватки полевых и проти­вотанковых орудий — примерно 70% зенитных батарей при­шлось выдвинуть на главный и передовой оборонительный рубежи, где они вели борьбу с наземными целями. Немецкое авиационное командование, выявив это, стало организовы­вать все налеты на Севастополь со стороны моря. Во-вторых, практически полное отсутствие к началу войны зенитной ар­тиллерии в портах Кавказа заставило командование Черно­морского флота в разгар первого штурма Севастополя не усиливать, а, наоборот, ослаблять группировку в районе глав­ной базы. Между 12 и 20 ноября на Кавказ убыли два полка и три дивизиона, после чего в районе Севастополя остались только 61–й полк, 92 и 114-й дивизионы — 75 орудий всех ка­либров (около 25 калибром 37—45-мм) и 25 зенитных пуле­метов. 25 декабря одна из установок РУС-2 была передисло­цирована в район Анапы для предотвращения внезапных на­летов на Новороссийск и Туапсе. Некоторым утешением могли служить только подразделения зенитной артиллерии Приморской армии, которые пробились в Севастополь — 880-й полк и 26-й дивизион (20 85-мм и 10 76-мм орудий), пу­леметный батальон (семь пулеметов М-4). Еще примерно 10 орудий имелись непосредственно в стрелковых дивизиях. Та­кое сосредоточение зенитных средств на весь район Сева­стополя трудно признать очень мощным, но, как показали по­следующие события, его оказалось вполне достаточно, чтобы сковать активность немецкой авиации.

Самого подробного изучения требует вопрос о состоянии советской авиации. После поражения в Северном Крыму она начала энергично перебазироваться на удаленные от линии фронта аэродромы, причем некоторым частям пришлось осу­ществлять это по нескольку раз. В предыдущих боях части по­несли большие потери, а их летный состав был крайне измо­тан. У некоторых летчиков и командиров, причем включая самое верхнее звено, появились признаки депрессии. 21 октября приказом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова с формулировкой «за плохое руководство, за недисциплинированность, за пьянст­во» был снят с должности командующий ВВС ЧФ генерал­-майор авиации В. А. Русаков. Он был назначен на должность заместителя командующего ВВС Балтийского флота и погиб в авиакатастрофе в июне 1942 г. Его преемником на посту ко­мандующего ВВС ЧФ стал 30-летний генерал Николай Остря­ков, до того занимавший должность заместителя командую­щего ВВС Тихоокеанского флота.

О нем хотелось бы рассказать особо. В 1932 г. он окончил школу летчиков Гражданского воздушного флота в Москве, после чего стал инструктором парашютного дела. В числе первых советских парашютистов Острякову было присвоено звание мастера парашютного спорта СССР. В июне 1934 г. его призвали в армию, где он служил фактически в той же долж­ности — инструктором парашютно-десантной службы спец­школы НКВД Украинского округа. Тем не менее Николай не ут­рачивал навыков летного дела, и когда в ноябре 1936 г. он на­писал рапорт с просьбой направить его воевать в Испанию, его назначили на должность пилота бомбардировщика СБ. Свое летное мастерство Остряков продемонстрировал 29 мая 1937 г., когда сумел поразить двумя бомбами немецкий «карманный линкор» «Дойчланд». Корабль получил серьезные повреждения, из состава его экипажа 23 человека погибли, а еще 83 получили ранения (8 из них позднее скончались). По­добного успеха в борьбе с крупными кораблями кригсмарине советская авиация не добивалась за все время Великой Оте­чественной войны. Николая назначили командиром эскадри­льи, а после возвращения из Испании в декабре того же го­да — командиром 71-й авиационной бригады ВВС ЧФ, кото­рая в мае 1938 г. была переформирована в хорошо знакомый нам 40-й бап. В августе 1939 г. Остряков получил должность заместителя командующего ВВС ТОФ, одновременно окон­чив курсы усовершенствования при Военно-морской акаде­мии. Все, кто знал Николая Острякова, единогласно говорили о нем не только как об умелом летчике (в период командова­ния ВВС ЧФ он сумел освоить истребитель Як-1 и совершил на нем более 100 боевых вылетов, одержав одну победу в группе), но и как о талантливом организаторе и тактике. В об­ращении с подчиненными новый командующий умело соче­тал требовательность с вниманием и заботой. Как мы увидим, все это дало прекрасные результаты.

После получения приказа о новом назначении Н. А. Остря­кову пришлось срочно вылететь на своем ДБ-3 из Владиво­стока в Севастополь. Прием должности в условиях потери управления и отступления занял довольно много времени и завершился только к 4 ноября. Спустя три дня Остряков док­ладывал командующему авиацией ВМФ С. Ф. Жаворонкову:

«Пользуясь случаем надежной связи, докладываю о про­изошедшем в последние дни:

Авиагруппа капитана Мелихова (имеется в виду Фрай­дорфская авиагруппа. — М. М.) за период боев под Переко­пом с 23 сентября по 23 октября потеряла 81 самолет. В эс­кадрильях осталось по 2—4 самолета; поэтому с отходом на аэродромы Главной базы (Севастополя. — М. М.), авиагруппа расформирована обратно в свои полки.

В полку Шарапова (62-й смап. — М. М.) осталось 9 само­летов, из них 3 Пе-2 передал в эскадрилью Цурцумия (5-я эс­кадрилья 40-го бап. — М. М.). Истребители посадил прикры­вать Новороссийск…

Почти 50% материальной части, находящейся в районе Главной базы, не в строю. Сейчас заставил работать по вос­становлению круглые сутки, но напряженная работа послед­них дней не дает быстро выправить положение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Книги похожие на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирослав Морозов

Мирослав Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Виктор13.12.2020, 20:10
    Я Зайцев Виктор Иванович 1942г рождения. Читая Вашу книгу "Воздушная битва за Севастополь 1941-4942г. может быть что-нибудь узнаю о 40 АБП ВВС ЧФ об отце Зайцев Иван Степанович 03.06.1942 при лидировании истребителей на Херсонесский маяк. ПЕ-2 потерпел авиакатастрофу напротив г. Анапа. у меня много не понятного. Мать служила в госпитале при 40 АБП ВВС ЧФ и ей ничего не сообщили о гибели отца. Её даже не известили о том, что отец награждён орденом "Красная звезда", я только вот в 2020году получил удостоверение к его ордену. А вообще я занялся его розыском только в 2014 г и то случайно. я по телевизору узнал. Что рассекретили дело о гибели героя СССР в 1973г.а это оказался мой сосед. А вообще вкратце я с 1944г жил в Крыму и был связан со всеми аэродромами Крыма- Саки, Евпатория, Кача, Севастополь, Гвардейское (Сарабуз), Октябрьское (Биюк-Онлар). По специальности я авиационный механик вооружения ТУ-16 40 АБП ВВС ЧФ. Но по каким то причинам работая в полку механиком, командование полка не соизволило сообщить где погиб отец. Согласно поисков экипаж ПЕ-2 в составе лётчик ст лейтенант ЖВИКОВ ПЁТР ДАВЫДОВИЧ награждён орденом "Красного Знамени", штурман мл. лейтенант ЗАЙЦЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда", стрелок-радист сержант ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда" С 03.06.1942 года -они ориентировочно экипажем лежат в самолёте на траверзе г. АНАПА в 1500 м от берега ждут помощи по подъёму самолёта.
    С уважением Зайцев Виктор.
    Email: [email protected]
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.