» » » » Павел Мельников-Печерский - Исторические заметки


Авторские права

Павел Мельников-Печерский - Исторические заметки

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Мельников-Печерский - Исторические заметки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Мельников-Печерский - Исторические заметки
Рейтинг:
Название:
Исторические заметки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исторические заметки"

Описание и краткое содержание "Исторические заметки" читать бесплатно онлайн.



Встречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропроходящими: все, что написано настоящим художником, приковывает наше воображение, мы удивляемся широте познаний писателя, глубине его понимания жизни.

П. И. Мельников-Печерский принадлежит к числу таких писателей. В главных его произведениях господствует своеобразный тон простодушной непосредственности, заставляющий читателя самого догадываться о том, что же он хотел сказать, заставляющий думать и переживать.


Мельников П. И. (Андрей Печерский)

Полное собранiе сочинений. Изданiе второе.

С.-Петербургъ, Издание Т-ва А.Ф.Марксъ.

Приложенiе къ журналу „Нива" на 1909 г.

Томъ седьмой, с. 496–505.








I. Где скончался св. Александр Невский?

В русских летописях единогласно говорится, что св. великий князь Александр Ярославич Невский, возвращаясь из Орды в 1263 году, приехал больной в Нижний Новгород, оттуда поехал далее, но на пути скончался в Городце. Где же этот Городец?

В старину под словом городец разумели небольшой город, городок. Но это нарицательное слово употреблялось иногда в смысле собственного имени, и несколько городов русских носили на себе название Городца. Вот сколько Городцов встречается в нашей истории: а) Городец Киевский, б) Городец на Осетре, в) Городец Черниговский, г) Городец Волжский или Радилов, д) Городец Тверской, е) Городец Серпуховский, ж) Городец Московский, з) Городец Касимов, и) Городец Белозерский и и) Городец Новгородский. Из всех этих Городцов особенно замечателен Городец Волжский или Радилов, ныне большое и торговое село Балахонского уезда, Нижегородской губернии. Он делается известным в первый раз в 1171 году, когда описывается война русских с болгарами;[1] впоследствии был столицею особенного удельного княжества Городецкого, потом, присоединенный к Москве, принадлежал князю Владимиру Андреевичу Храброму, и наконец вошел в состав государства московского. Он находится на левом берегу Волги, верст на сорок выше Балахны и верст на сто выше Нижнего. На подробной карте России он назван Большим-Кириловым.

В этом Городце и до сих пор находится Федоровский мужской монастырь, в котором Александр Невский, пред кончиною своею, принял схиму; до сих пор показывают в монастыре место келии, где скончался этот князь знаменитый; до сих пор носится в народе предание о Городце, как о месте кончины Невского, и, кроме того, об этом же говорит и надпись, в Федоровском монастыре находящаяся.

Но некоторые наши историки, не знаю с чего, взяли, будто бы св. Александр скончался в ГородцеКасимове (ныне город Касимов, Рязанской губернии, около 200 верст выше Нижнего, по Оке). Первый пустил в ход такое историческое известие покойный Миллер в своем „Географическом Лексиконе Российского Государства" на странице 70, под словом Городец. Его известие перешло в Словарь Щекатова (под тем же словом I, 218), и наконец в одном и том же томе „Энциклопедического Лексикона" Плюшара (XV) явились два известия: в одной статье кто-то, по следам Миллера и Щекатова, написал, что Александр Невский скончался в Касимове, между тем как в другой говорится, что этот князь кончил жизнь свою в Городце Волжском. Чему прикажете верить?

Я не бывал в Касимове, но слыхал от людей достоверных, что в этом городе многие толкуют, будто бы Невский и в самом деле скончался в их городе. Один известный русский ученый сказывал мне, что какой-то касимовец (фамилию позабыл) собирается издать в свет исследование об этом предмете и доказать, даже исчислением дней пути, то, что говорили без основания Миллер и его последователи. Ожидаем с нетерпением этого исследования, но между тем представляем и свои доказательства в пользу Городца Волжского.

Во время татарского владычества в Орду ходили Волгою. Правда, впоследствии, когда Москва взяла совершенный перевес над прочими княжествами русскими, отправлялись в татарские страны из Коломны и следовательно ходили Окою мимо Касимова, но это начали делать не ранее, как с XIV столетия. Так и архиепископ Гурий держал путь из Москвы в Казань и проч. Но во времена Невского, когда престол великокняжеский был во Владимире, а Москва была еще городком незначительным, в Орду ходили следующим образом: садились на суда или около верха Бежецкого, или около Ярославля, или около Юрьевца-Поволжского, или около Городца, и плыли мимо Нижнего и далее вниз по Волге до самой Орды. Если ехали сухим путем, то всегда держались берегов Волги.

Много фактов исторических можно привесть в подтверждение того, что ходили в Орду Волгою. Ограничусь только следующими: св. Алексей митрополит, на пути своем в Орду, был в Нижнем, когда умер Иоанн Калита. Симеон, возвратившийся из Орды, был в Нижнем; новгородцы, грабившие во времена Донского татарские владения, отправлялись вниз по Волге. Я нарочно привел факты из московского периода, чтоб показать, что и во время владычества Москвы старинный путь в Орду нескоро был забыт.

Первым из князей, ходивших в Орду, минуя Нижний, был едва ли не Дмитрий Донской. Скажут: если из Москвы ездили в Орду Окою и Волгою, то и Нижнего не миновали и мимо Касимова ездили. И в доказательство тому, что ездили из Москвы до Нижнего, следуя течению Оки, я приведу следующее обстоятельство. В 1368 году в. к. нижегородский Дмитрий Константинович с московским войском шел против брата своего Бориса, засевшего в Нижнем. Борис смирился и вышел навстречу к брату до Бережца. А Бережец был суздальский город и находился на правом берегу Клязьмы, несколько повыше ее устья. Но все это было в московском периоде, когда ездили в Москву или из Москвы. А Невскому зачем было держать путь к Москве, тогда городу весьма незначительному? Александр, ехав во Владимир, кажется, думал побывать в Новгороде…

Вот слова летописи о кончине св. Александра Невского: „Князь велики Александр поиде в Орду ко царю Беркаю и удржаша и царь не пусти его в Русь и зимова в Орде тамо и разболесь и доиде Новагорода Нижнего и пребыв ту мало иде на Городець и тамо в болший недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия 14, тое же нощи и преставись: святое же тело его понесоша к Володимерю, митрополит Кирил с чином церковным, вкупе жь князи и бояре и всь возраст малии и велиции и сретошаи у Боголюбина со свещами и кандилы" („Киев. лет.", лист 865).

Значит, из Городца понесли тело Александра сухим путем, прямо ко Владимиру, т. е. на Стародуб и Боголюб, — следуя течению Клязьмы от того места, где впала в нее Тёза.

Боголюбов, или Боголюбин, находится на реке Клязьме к с.-в. от Владимира. Ехавши из Городца Волжского во Владимир, нельзя было миновать Боголюбова. Ехавши из Касимова в Боголюбов, нельзя было миновать Владимира.

Каким же образом володимирцы встречали тело Александрово, принесенное из Касимова, в Боголюбов? Решите это, гг. защитники Миллера и иже с ним!

Село Городец — место любопытное: много воспоминаний, много интересного настоящего. Предание о большом Китеже, поверье о Кириловых горах, Федоровский монастырь, воспоминание об удельных князьях, об Александре Невском, его сыне Акурсе, об императрице Екатерине II-й, промышленность Городца, его пряники, главная часовня поповщины, архимандрит Петр, живший долгое время в Китае, — все эти предметы заинтересуют всякого посетителя столицы Бориса Константиновича.

II. Где жил и умер Козьма Минин?

В Нижнем Новгороде ходит слух, будто Козьма Минин, после освобождения России, жил постоянно в этом городе и умер в приходе Похвалы Пресвятыя Богородицы, и будто на погосте этой церкви он первоначально был погребен. Прибавляют, что при царе Алексее Михайловиче тело Минина было перенесено в Спасо-Преображенский собор вследствие особого царского указа. Знаю несколько ревнителей памяти незабвенного нижегородца, которые тщательно отыскивали в церквах и архивах этот указ, — но тщетно. Досужая молва ходила между тем по городу, и слух о погребении Минина при церкви Похвалы даже почитался народным преданием, которому все безусловно верили. Приезжал ли в Нижний любитель старины — ему показывали на церковь XVIII столетия и уверяли, что при ней жил и был погребен избавитель России. Требовались ли какие сведения о Минине — церковь Похвалы являлась в донесениях. Никто не спорил, все верили. Мало этого: являлись люди, которые, в припадке сумасшествия, толковали, будто им являлся Минин в ночном видении и приказывал на том месте, где было сначала положено тело его, построить церковь. Чернь верила охотно толкам; находились люди и из высших сословий, которые разделяли с необразованными простолюдинами уверенность в истине этих сплетен. Имя незабвенного человека сделалось вывескою обмана — и где же? — на том месте, где он благовестил спасение Руси… Бредни, распущенные, кажется, единственно только для того, чтоб иметь даровой дом,[2] наконец затихли, но все еще есть люди, которые верят им, и все еще носится предание о том, что Козьма Минин жил в Нижнем, в приходе Похвалы, и что при этой церкви он был сначала похоронен.

И я, года два с половиной тому назад, говоря в „Отечественных Записках" (1840 г.) о Нижнем Новгороде, верил этому преданию и предлагал его вниманию благосклонных читателей; прежде меня — Свиньин, Орлов, Рожанский, Духовский и др. писали то же; писали и после меня.

Теперь (1842), имея под руками несколько старинных актов, я решился исправить общую нашу ошибку. Кто ведет дела свои совестливо, кто занимается наукою бескорыстно, тот должен выказывать свои прежние заблуждения и ошибки, а не утаивать то, что хотя и справедливо, но противоречит прежде высказанному мнению. Ошибка свойственна человеку, который потому и обязан исправлять прежние свои прегрешения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исторические заметки"

Книги похожие на "Исторические заметки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Мельников-Печерский

Павел Мельников-Печерский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Мельников-Печерский - Исторические заметки"

Отзывы читателей о книге "Исторические заметки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.