Шамиль Мунчаев - История России

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История России"
Описание и краткое содержание "История России" читать бесплатно онлайн.
Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 768 с.
ISBN 5-89123-573-0 (НОРМА)
Авторы учебника — известные отечественные ученые, доктора исторических наук, профессора Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова — с учетом современного уровня исторической науки последовательно анализируют сложные, противоречивые исторические процессы в России, руководствуясь принципами объективности, историзма, социального подхода. В учебнике рассматриваются наиболее важные проблемы, определяющие пути исторического развития России от расселения славян на Восточно-Европейской равнине и до наших дней. В приложении приведены разнообразные документы и другие материалы, дополняющие содержание учебника. В конце учебника приводится список рекомендуемой литературы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех читателей, интересующихся отечественной историей.
ISBN 5-89123-573-0 (НОРМА)
© Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов,
Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Война как общественно-политическое явление. Возникновение Первой мировой войны и ее основные события. Влияние войны на усиление социальной напряженности в мире. Назревание кризиса российского самодержавия в начале 1917 г. Складывание революционной ситуации в России. Нарастание противоречий между буржуазией и самодержавием. Недовольство низов.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России. Падение династии Романовых. Двоевластие. Временное правительство и Советы. Роль различных политических партий в Февральской революции 1917 г.
Россия в период между февралем и октябрем 1917 г. Расстановка политических сил весной и летом 1917 г. Позиции политических партий по вопросу о власти и перспективах революции. Кризисы Временного правительства и их результаты. Провал корниловского мятежа. Поляризация политических сил осенью 1917 г.
Альтернативы развития страны. Курс большевиков на захват власти. Радикализация народных масс в условиях нарастающего общенационального кризиса. Обострение борьбы за власть. Победа вооруженного восстания в октябре 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов. Причины победы Октябрьской революции 1917 г. и ее влияние на развитие революционной ситуации в Европе и в мире.
Тема 8. Формирование однопартийного политического режима. Гражданская война и военная интервенция
В лекциях и на семинарских занятиях показать студентам расстановку и противостояние политических сил в России после Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. и рассказать о процессе утверждения Советской власти в центре и на местах.
Самостоятельному изучению студентами подлежат следующие вопросы и положения:
Гражданская война и военная интервенция, их результаты и последствия. Причины, характер, особенности и основные этапы войны и интервенции. Политика и практика "военного коммунизма" и их последствия. Стратегия и тактика борьбы правых буржуазных и монархических партий против Советской власти. Отношение мелкобуржуазных партий к Советской власти. Белое движение, его социальная база, цели, причины. Белый и красный террор. Блок правых эсеров, меньшевиков, "независимых социалистов" и националистических организаций под лозунгами "демократической контрреволюции". Левые эсеры — попутчики революции, анархисты и их организации. Российская эмиграция (первая волна эмиграции).
Тема 9. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. XX в. Новая экономическая политика
В данной теме рекомендуется в лекциях, на семинарских занятиях и, возможно, на групповых консультациях раскрыть истоки, сущность, значение перехода и осуществления новой экономической политики; объяснить сущность национальной политики Советской власти в многонациональном государстве, образование СССР.
Для самостоятельного изучения выделить следующие вопросы:
Идеология. Культурная жизнь страны. "Смена вех". Высылка в 1922 г. из России группы писателей и ученых. Борьба с религией. Формирование и воспроизводство номенклатур.
Итоги восстановления народного хозяйства. Курс на социалистическую индустриализацию. Противоречия советской действительности. Год великого перелома. Расстановка социальных сил. Свертывание нэпа.
Внешняя политика. Изменение соотношения в мире, обострение противоречий в системе международных отношений. Спад революционного движения на Европейском континенте.
Формирование полярных тенденций в Европе: образование леворадикальных партий и зарождение праворадикального фашистского движения. Коминтерн и социал-демократия. Углубление кризиса в международном рабочем движении. Стабилизация капитализма.
Разработка новой модели внешнеполитической деятельности Советского государства: международная солидарность и мирное сосуществование стран с различным общественным и государственным строем. Преодоление дипломатической изоляции СССР, развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами.
Тема 10. Социально-экономические преобразования в 30-е годы XX в.
Для самостоятельного изучения студентами рекомендуются следующие вопросы:
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Противоречия и трудности социально-экономического и политического развития страны. Альтернативы выхода из них. Проблемы, особенности и цели индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства. Политика ликвидации кулачества как класса. Производственное кооперирование мелких крестьянских хозяйств. Колхозы и совхозы в системе сельскохозяйственного производства. Вопросы реформирования (модернизации) советского сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.
Культурная революция, понятие о культурной революции, ее содержание, осуществление. Основные итоги культурной революции (рост массового образования, число специалистов в различных отраслях народного хозяйства, развитие библиотек, клубов, театров, кинотеатров и т. д.).
Итоги первой пятилетки. Вторая пятилетка (1933–1937 гг.). Ужесточение внутренней политики. Формирование и усиление режима личной власти И. В. Сталина. Изменение духовной жизни советских людей. Советское государство, общественные расходы и общественные фонды потребления. Социализм и тоталитаризм. Конституция 1936 г.
Массовые репрессии и их трактовка в литературе.
При этом в лекциях следует дать лишь краткий, общий обзор внутренней политики, отметив успехи и недостатки социалистического строительства.
Что же касается международной деятельности Советского государства, то здесь, помимо рекомендации по самостоятельному изучению следующих вопросов:
Международная обстановка и внешняя политика Советского государства. Мировой экономический кризис 20-х — начала 30-х гг. и обострение международного положения. Усиление фашизма. Возникновение очагов войны в Европе и Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Противоречивость внешней политики Советского государства. Советско-германские договоры и их политические оценки. Начало Второй мировой войны. Советско-финская война. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Довоенное советское общество, необходимо обратить особое внимание на советско-германские отношения и переговоры.
Тема 11. Великая Отечественная война
Требует глубокого рассмотрения и изучения, как при чтении лекций, так и при проведении семинарских занятий. Самостоятельное изучение должно предусматривать ознакомление с мемуарами выдающихся военачальников и прежде всего Маршала Советского Союза Г. К. Жукова и Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. В целом, при изучении истории Великой Отечественной войны подлежат изучению следующие основные вопросы:
Начало войны. Цели Германии в войне. Характер войны со стороны Германии и СССР. Освещение войны в западной и отечественной литературе. Поражения Красной Армии в начальный период войны и их причины. Оборона Бреста, Смоленска, Одессы, Киева, Севастополя, Ленинграда и Москвы. Контрнаступление советских войск под Москвой.
Перестройка страны на военный лад, создание Государственного Комитета Обороны. Производство вооружения как главная задача. Перераспределение трудовых ресурсов. Эвакуационные мероприятия.
Боевые действия советских войск в первый период войны (с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г.) как стратегическая оборона советских Вооруженных Сил; разгром фашистских войск под Москвой; срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.
Второй период войны (с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г.) как коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Партизанское движение.
Третий период войны (с января 1944 г, по 9 мая 1945 г.). Разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР; освобождение от оккупации стран Европы; полный крах фашистской Германии и ее безоговорочная капитуляция.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Война с Японией. Разгром Квантунской армии, безоговорочная капитуляция Японии (2 сентября 1945 г.). Завершение Второй мировой войны.
Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и спасении мировой цивилизации от варварского уничтожения.
Тема 12. Советское государство в послевоенные годы (вторая половина 40-х — 60-е гг.)
В основном подлежит самостоятельному изучению, за исключением следующих вопросов:
— монопольное положение КПСС в политической системе Советского государства;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России"
Книги похожие на "История России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шамиль Мунчаев - История России"
Отзывы читателей о книге "История России", комментарии и мнения людей о произведении.