Семен Нариньяни - Со спичкой вокруг солнца

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Со спичкой вокруг солнца"
Описание и краткое содержание "Со спичкой вокруг солнца" читать бесплатно онлайн.
Юмористические рассказы и фельетоны известного писателя и журналиста Семена Нариньяни (1908 — 1974) знакомы читателям по книгам «Кукарача», «Фельетон о фельетоне», «Рядом с нами», «Со спичкой вокруг солнца».
В настоящую книгу вошли лучшие произведения, написанные С. Нариньяни в разные годы.
Главная тема книги — проблемы социалистической морали, утверждение советских принципов этики в отношениях между людьми.
— Например?
— О…о! То, что я узнал, теперешние газеты все равно не напечатают.
— А вы все-таки скажите.
И Катинов начинает читать ответы, которые он получил на свои вопросы от командорши:
— «Красите ли вы губы? Нет. Ваш любимый цвет? Голубой! Сорт пудры, которой пудритесь? Рашель! Сорт мыла, которым моетесь? Банное! Любимый фасон блузки? Рукава три четверти! Юбки? Клеш!»
— Это все, что мы можем сообщить о командоре пробега?
— Я имею сведения о ее муже. Блондин. Рост сто восемьдесят сантиметров. Вес семьдесят восемь килограммов. Размер ноги — сорок три.
Я слушаю Катинова, а сам думаю: боже, боже, и зачем ты только наградил моего учителя феноменальной проходимостью? Проберись в баню не он, а, скажем, я! Стоя с гаечным ключом на второй ступеньке в парильне, я бы говорил с командоршей не про «банное мыло» и не про «размер ноги ее мужа». Я бы выбрал тему поинтереснее.
А Рябоконь не ждет. Он стучит в дверь, требует полосу. Полоса у нас, конечно, не получилась. Все, что узнал Катинов про «рукава три четверти» и «пудру рашель», пришлось бросить в корзину. Я взял телеграммы РОСТА с мест стоянок женского пробега, разбавил их географическими сведениями, которые сохранились у меня в голове со школьных времен, и сделал из пятистрочной заметки интервью «нашего специального корреспондента с командором пробега» на две колонки до подвала.
Катинов прочел это интервью, растрогался и произнес по моему адресу самую большую похвалу, на которую только был способен:
— Если бы не советская власть, ты Коляка, свободно мог бы стать вторым Блехманом.
Блехман когда-то считался королем московских репортеров. Блехман мог не только в одно ухо влезть, из другого вылезть. Он мог писать заметки различных размеров: на пять, десять и даже двадцать строк.
Но советская власть была. Ей шел уже восьмой год, и я не стал вторым Блехманом, наш редактор Андрей хотел сделать из меня комсомольского Мих. Кольцова, А комсомольский Мих. Кольцов не получался. К завтрему мне нужно было написать первый свой фельетон, а он не писался. Шесть часов просидел я за столом и не мог выжать из себя даже начала. В полночь я наконец не выдержал, сел в трамвай № 28 и отправился на Красную Пресню. Недалеко от зоопарка я вошел в трехэтажный дом и позвонил у двери квартиры № 20. Сонный голос моего учителя спросил из дальней комнаты:
— Кто там?
— Я.
Жил мой учитель в двухкомнатной квартире. В дальней он спал, в ближней — она называлась рабочим кабинетом — писал поздравительные открытки нужным людям. Катинов пригласил меня в кабинет.
— У тебя срочное дело?
Теперь уже я смотрел на учителя молящими собачьими глазами.
— Мне нужно написать к утру фельетон. Помогите!
Катинов потер переносицу и деловито задал свой коронный вопрос:
— А что я буду иметь с этого?
— Пачку «Пушки».
— Я не главный редактор, Я курю не «Пушку». Я курю «Шедевр».
Катинов язвил не без основания. В те годы недельный заработок репортера был больше месячной зарплаты главного редактора.
— Хорошо, я куплю вам «Шедевр».
— «Шедевр» куплю я сам. А ты поставишь мне бутылку шампанского.
Делать было нечего, и я согласился.
— Чтобы писать хорошие фельетоны, нужно иметь хорошую фамилию. А ты Петров. Фельетонист, который не имеет хорошей фамилии, должен придумать себе псевдоним.
— Какой?
— Дон Аминаго! Гомункулюс! Или на крайний случай — Коля Петер.
— Хорошо, я придумаю. Говорите, что дальше?
— Дальше нужна тема.
Я вытащил из синей папки две бумажки и сказал:
— Тему дал главный. Про комсомольского выдвиженца Петю Величкина.
— Это не тема для фельетона.
— Величкин не просто выдвиженец. Его горком ВЛКСМ послал в счет тридцати заведовать магазином. Все другие выдвиженцы оправдали доверие горкома, боролись с обмером, обвесом, а Величкин не оправдал.
— Это не тема, — снова повторил Катинов.
— Величкин за две недели работы в магазине растратил три тысячи рублей.
— За две недели? Это тема. Куда же твой Величкин дел три тысячи рублей?
— Не знаю.
— Я знаю куда! Величкин оставил их в «Праге».
— Как это — оставил?
— Пропил.
В «Праге» кутили нэпачи, растратчики и воры. Пойти в «Прагу» для нас, комсомольцев, значило изменить делу революции. Величкин мог соблазниться деньгами, пасть, но не до такой же степени, чтобы пойти в «Прагу» и пить заодно с нэпачами.
— Не будь дураком. «Прага» — чудное место. Там шашлыки, цыгане, девочки.
Я сплюнул.
— Ты что, никогда не был в «Праге»?
Я сплюнул вторично. Катинов обозлился и сказал:
— Ханжа и фанатик никогда не станет хорошим фельетонистом. Ты знаешь, где писал фельетоны Аркадий Аверченко? В ресторане! И это не случайно. Пение цыган, звон бокалов, брызги шампанского способствуют творческой фантазии сатирика. Тебе обязательно нужно сходить в «Прагу».
Я метнул недобрый взгляд.
— Пойти не для личного удовольствия, а со служебной целью. Ты должен видеть, знать обстановку, в которой советские люди пропивают казенные…
— Не казенные, а народные.
— Совершенно правильно: народные деньги. Комсомольский выдвиженец Величкин заказывал шампанское не по одной бутылке, а дюжинами. Кидал цыганкам под ноги червонцы. Ты думаешь, деньги, которые швыряет девочкам человек широкой натуры, падают на землю обычными бумажками? Нет! Они плывут по залу белыми лебедями, а прекрасная цыганочка кружит вокруг и поет одному тебе густым меццо:
Расскажи, расскажи мне, бродяга,
Кем ты был и что стало с тобой.
— А может, Величкин не кидал цыганкам под ноги белых лебедей?
— Только в железнодорожных расписаниях должно быть сто процентов правды. А в газетном фельетоне вполне хватит пяти или десяти. Так что пиши, Коляка, не стесняйся, читатель любит хлесткий сюжет.
Фельетонист может фантазировать! Катинов подал соблазнительную мысль, и я загорелся. Сказал: «Спасибо, до свиданья» — и выскочил на улицу.
Два часа ночи. Трамваи уже не ходят. От Пресни до Таганки, где я живу, не меньше полутора часов пешего хода. А мне нужно спешить. Завтра мой фельетон должен лежать на столе у редактора. В темноте у заставы показались два ярких глаза.
«Частный прокат», — думаю я, выскакиваю на середину мостовой и поднимаю вверх руку:
— Стой!
В кармане у меня полтора рубля. Черт с ними, с расходами, лишь бы скорей сесть за сцену в ресторане. Уж я распишу этого прохвоста Величкина.
Рядом останавливается машина, и я вижу, что это не такси тех времен с надписью через весь кузов «Частный прокат», а «скорая помощь».
— Простите, ошибся.
— Тебе куда?
— Вы, наверное, спешите к больному?
— Ничего, дадим кругаля. Садись!
Мы мчимся по темным улицам города. Я сижу рядом с шофером, и мне чертовски неловко перед тем больным, который сейчас ждет «скорую». А что, если он не дождется врача, умрет? Но вот наконец Таганка. Шофер тормозит у дома в Товарищеском переулке. Я протягиваю ему рубль.
— Я не один. Мы с доктором, — говорит шофер и протягивает руку за добавкой.
Я оборачиваюсь назад и вижу внутри машины человека в белом халате. Он смотрит на меня. Подмигивает, точно хочет сказать: «Добавь чуток, рубля на двоих мало».
— Ах, гады, паразиты. Значит, вам не впервой давать кругаля!
Я добавляю полтинник и смотрю вслед машине, чтобы лучше запомнить ее номер.
Странное дело журналистика. Я еще не написал свой первый фельетон и уже ловлю себя на мысли, что собираюсь писать второй.
Парадная дверь закрыта. Иду через двор к черной лестнице. Мои домашние давно спят, и, чтобы не будить, не тревожить их, я устраиваюсь писать в кухне, на подоконнике. На сей раз мне не» приходится долго ждать вдохновения. Я только макнул перо в чернильницу, и фельетон пошел. Что из того, что я ни разу не был, не кутил в ресторане, сцена в «Праге» писалась лихо.
В картине кутежа я использовал не только те детали, которые подсказал Катинов: и червонцы — белые лебеди, и романс «Расскажи, расскажи мне, бродяга…», но и прибавил несколько новых, позаимствовав их из пьесы Толстого «Живой труп», которую не так давно видел на сцене театра. Так сквозь пьяную дымку ресторана я рисовал падение комсомольца Величкина,
Фельетон получился злым. А зол я был на Величкина люто. И за то, что он, Величкин, не оправдал доверия горкома, а еще больше за то, что будучи комсомольцем, Величкин не побрезговал пить, сидя бок о бок с нэпманами.
К десяти утра фельетон был готов, и я, невыспавшийся, но счастливый, помчался в редакцию. Первой поздравила меня с успехом машинистка Люба. Потом улыбнулся Рябоконь и, вытащив из кармана одиннадцать копеек, послал наверх, в буфет, купить главному «Пушку».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Со спичкой вокруг солнца"
Книги похожие на "Со спичкой вокруг солнца" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Семен Нариньяни - Со спичкой вокруг солнца"
Отзывы читателей о книге "Со спичкой вокруг солнца", комментарии и мнения людей о произведении.