Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
«Да», – произнес несчастный. После этого равви взошел на кафедру и стал читать молитву «Кол–Нидре» («Все обеты»).
МУДРОСТЬ СОЛОМОНА
Спросили равви Леви Ицхака из Бердичева: «Писание, говоря, что царь Соломон был мудрее всех людей, замечает: «мудрее глупцов». Какой смысл может заключаться в этих словах, кажущихся бессмысленными?»
Бердичевский равви объяснил: «Одна из черт глупца состоит в том, что он считает себя мудрее всех остальных людей, и никто не может убедить его в том, что он глупец и что все его поступки глупы. Но мудрость Соломона была столь великой, что он признавал многочисленные обвинения в свой адрес, в том числе и обвинение в глупости. Вот почему он мог беседовать с глупцами и воздействовать на их души так, что в конце концов они понимали, кем на самом деле являются, и открыто признавались в этом».
АВРААМ И ЛОТ
Как–то путешествуя, Бердичевский равви приехал во Львов и пошел в дом к одному богатому и уважаемому человеку. Когда его пригласили к хозяину дома, он стал умолять его предоставить ему ночлег, не называя при этом своего имени и титула. Богач сурово ответил: «Я не пускаю в свой дом бродяг. Почему бы тебе не остановиться в гостинице?»
«Не тот я человек, что могу поселиться в гостинице, – сказал равви. – Дай мне лишь уголок в одной из своих комнат, и я ничем не буду беспокоить тебя».
«Убирайся прочь! – не выдержал богач. – Если, как ты говоришь, ты не тот человек, что может поселиться в гостинице, ступай тогда к меламмеду, живущему здесь, за углом. Он любит принимать у себя бродяг вроде тебя, оказывая им почести и предоставляя еду и питье».
Равви Леви Ицхак отправился к меламмеду, был принят с почетом и получил пищу и питье. Но кто–то узнал его там, и вскоре весь город облетела новость, что в город приехал святой Бердичевский равви и что он остановился в доме меламмеда. Тут же у дверей этого дома собралась огромная толпа людей, желающих войти внутрь. Дверь открыли, и все это множество ринулось в дом, стремясь получить благословение цадика. Среди них был и негостеприимный богач. Он протолкнулся к равви и сказал: «Не сможет ли наставник простить меня и почтить мой дом своим визитом? Все цадиким, приезжавшие во Львов, были моими гостями».
Равви Леви Ицхак, обратившись к стоявшим вокруг людям, произнес: «Знаете ли вы разницу между отцом нашим Авраамом, да пребудет с ним мир, и Лотом? Не пронизана ли духом удовлетворения история о том, как Авраам предложил ангелам творог, молоко и нежного теленка? Но не приготовил ли также и Лот трапезу для ангелов и не дал ли ее им есть? И почему то, что Авраам принял ангелов в шатре своем, считается столь выдающимся деянием? Разве не принял ангелов и Лот и не предоставил им кров? Истина же такова: в случае с Лотом говорится, что ангелы пришли в Содом. Об Аврааме же Писание говорит: «Он возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него»*[214]. Лот увидел ангелов, а Авраам – бедных, пропыленных странников, нуждавшихся в пище и отдыхе».
ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ ТРУД
Равви Леви Ицхак узнал, что девушки, готовящие мацу, трудятся с раннего утра до поздней ночи. Тогда он воскликнул перед собравшейся в Доме Молитвы общиной: «Ненавидящие Израиль обвиняют нас в том, что мы замешиваем мацу на христианской крови. Нет, на еврейской крови мы замешиваем ее!»
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Когда равви Леви Ицхак стал в Бердичеве равом, он договорился с главами общины, что они не будут приглашать его на свои собрания, кроме тех случаев, когда они захотят обсудить возможность введения нового правила или обычая. И вот однажды они пригласили равви на свое собрание. Поприветствовав их, равви сразу спросил: «Какое новое правило вы собираетесь ввести?»
Те ответили: «Мы не хотим, чтобы нищие стояли на порогах и выпрашивали милостыню. Мы собираемся поставить ящик, и все состоятельные люди будут класть в него деньги, каждый по средствам, и из этих денег мы будем обеспечивать нуждающихся».
Услышав это, равви сказал: «Братья мои, я же просил вас не отрывать меня от занятий и не звать на свои заседания, когда вы будете обсуждать старые правила и обычаи!»
Главы общины очень удивились и пытались возразить: «Но равви, правило, о котором мы сейчас говорим, совершенно новое!»
«Вы заблуждаетесь, – отвечал равви. – Оно очень древнее. Это древнее правило восходит ко временам Содома и Гоморры. Помните ли вы, что рассказывают о девушке–содомлянке, давшей нищему кусок хлеба? Они взяли ее, раздели, смазали ее тело медом и выставили, чтобы ее жалили пчелы, потому что, с их точки зрения, она совершила великое преступление! Кто знает, может быть, у содомлян тоже был такой ящик, куда богатые клали свои деньги, чтобы не встречаться глазами со своими бедными братьями».
ТОРОПЛИВЫЙ
Однажды равви Леви Ицхак увидел человека, быстро бегущего по улице и не оглядывающегося по сторонам. «Что ты так бежишь?» – спросил он его. «Ищу себе пропитание», – отвечал торопливый. «А откуда тебе известно, – снова спросил равви, – что твое пропитание бежит впереди, так что тебе надо за ним гнаться? Может, оно у тебя сзади и тебе необходимо лишь остановиться и подождать. А ты убегаешь от него!»
ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
В другой раз Бердичевский равви увидел на рынке человека, столь погруженного в свое занятие, что он даже не смотрел по сторонам. Равви остановился и спросил его: «Что ты делаешь?» Человек ответил: «У меня нет времени с тобой разговаривать». Но цадик не ушел, а снова спросил: «Что ты делаешь?» Рассердившись, человек воскликнул: «Не тревожь меня! Я занимаюсь делом!»
Но равви не унимался. «Хорошо, – сказал он. – Я лишь хочу спросить, что ты, ты сам, делаешь? Ибо все, о чем ты так беспокоишься, находится в руках Бога, а все, что требуется от тебя, – это лишь страх перед Богом».
Человек оторвался от своего занятия и посмотрел на равви – первый раз в жизни он понял, что такое страх перед Богом.
ДВА ГЕНЕРАЛА
Говорил равви Леви Ицхак: «Любит ли в самом деле человек Бога – это можно определить по той любви, с которой он относится к своим ближним. Я объясню это на примере такой притчи.
Некая страна страдала от нападений врагов. Генерал, стоявший во главе армии, посланной против неприятеля, потерпел поражение. Царь уволил его и назначил на его место другого генерала, который добился успеха в войне и изгнал захватчиков. Первого генерала заподозрили в измене. Царь захотел проверить, любит или ненавидит его этот генерал. Вскоре он понял, что единственный безошибочный способ определить истину будет следующий: если человек, которого он подозревает, выкажет дружбу к своему сопернику и испытает радость за его успех, то ему вполне можно доверять; но если он будет строить победоносному генералу козни, то это докажет его вину.
Бог сотворил человека, чтобы он боролся со злом в своей душе. Есть много людей, которые в самом деле любят Бога, но терпят неудачу в борьбе со злом. Любовь к Богу таких людей можно распознать по их способности всем сердцем и без задних мыслей радоваться успеху своих ближних, одержавших над злом победу».
АМАЛИК
Так равви Леви Ицхак толковал стих Писания «Помни, как поступил с тобою Амалик…»*[215]: «Поскольку ты человек, то перво–наперво должен помнить, что сотворила с тобой сила зла. Но когда ты взойдешь до степени цадиким и сердце твое удалится от всех врагов вокруг тебя, тогда ты «изгладишь память Амалика из поднебесной»*[216] и будешь помнить только о том, что сила зла сотворила с небесами: как она воздвигла стену между Богом и Израилем и отправила в изгнание Божественное Присутствие (Шохину)».
ВЕЛИЧИЕ ФАРАОНА
Говорил равви Леви Ицхак: «Завидую я фараону! Какое прославление Божественному Имени сотворило его упрямство!»
ХАМЕЛЕОНЫ
Говорил равви Леви Ицхак: «Сказано: «…и станет ущербным, и восприимет мрачный образ, и даже вид любой…» Это говорится о «хамелеонах», тех людях, которые с хасидим ведут себя как хасидам, а с отступниками – как отступники и вообще принимают какой угодно вид».
ВОЗМОЖНО
Некий книжник, один из тех, кто хвастался, что является просветленным, услышал однажды Бердичевского равви и захотел с ним поспорить, ибо такая была у него привычка – спорить со всеми и оспаривать доводы, которые они приводили в защиту своей веры. Войдя к цадику, он увидел его ходящим по комнате с книгой в руке, впавшим в экстатическое состояние. Равви даже не заметил посетителя. Затем, однако, он остановился, бросил на вошедшего беглый взгляд и сказал: «Возможно, это все–таки истина».
Тщетно пытался книжник вывести равви из его погруженности в самого себя. Колени цадика тряслись, на него было страшно смотреть, а простые слова, сказанные им, вселили в слушателя какой–то ужас. Но неожиданно равви Леви Ицхак обратился к гостю и любезно ему сказал: «Сын мой, великие знатоки Торы бесполезно расточали перед тобой слова свои: ты лишь смеялся над ними. Они были не в состоянии выложить перед тобою на стол Бога и Его Царство, и я не могу сделать того же. Но, сын мой, подумай! Возможно, это истина. Возможно, это все–таки истина!» «Просветленный» хотел было что–то ответить, но грозное «возможно» все стучало и стучало у него в ушах и лишило его всякой способности возражать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.