» » » » Эдвард Стеттиниус - Загадки ленд-лиза


Авторские права

Эдвард Стеттиниус - Загадки ленд-лиза

Здесь можно скачать бесплатно "Эдвард Стеттиниус - Загадки ленд-лиза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М. Вече,2000, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдвард Стеттиниус - Загадки ленд-лиза
Рейтинг:
Название:
Загадки ленд-лиза
Издательство:
М. Вече,2000
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-7838-0696-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадки ленд-лиза"

Описание и краткое содержание "Загадки ленд-лиза" читать бесплатно онлайн.



Более полувека прошло после окончания Второй мировой войны, но многие темы, касающиеся этой войны, покрыты завесой таинственности. В их ряду — история ленд-лиза, той помощи, которую США оказывали странам антигитлеровской коалиции. В предлагаемой вниманию читателя книге впервые на русском языке публикуется труд Эдварда Стеттиниуса, отвечавшего за организацию ленд-лиза, а также мнения современных историков по вопросу о роли ленд-лиза в Великой Отечественной войне.

В оригинале книга была опубликована в 1944 году.

Достаточно интересен дополнительный материал, приведенный в конце книги.






Этим подвигом завершилась история бывшего американского корабля «Буханан». Это был один из полусотни эсминцев, построенных во время минувшей войны, но еще вполне боеспособных, которые были переданы англичанам американским флотом в сентябре 1940 года.

Тогда в Галифаксе сформированные английские команды ожидали прибытия из Бостона «Буханана» и других американских эскадренных миноносцев. После испытаний, проведенных американцами, старые эсминцы стали достоянием англичан: одни вступили в войну против немецких подводных лодок, другие начали патрулировать побережье Британской империи.

К лету 1943 года кроме «Буханана» еще четыре из этих бывших американских эсминцев отправились на дно во время участия в конвоях. Остальные сорок пять продолжают нести свою героическую службу. Они уничтожили много немецких подлодок, а после Пёрл-Харбора участвовали в боях с вражескими подлодками в Западном полушарии и охраняли американские конвои в Атлантическом океане. Некоторые из них несли службу на долгом морском пути до Мурманска. Один из этих эсминцев, бывший американский «Мид», оказался рекордно выносливым: 250 тысяч миль без единой поломки! Немало героических историй об этих кораблях хранится в архивах британского Адмиралтейства, и я надеюсь, когда-нибудь они будут опубликованы.

Эти эсминцы, устаревшие по понятиям тех лет, были переданы Англии в результате исторической сделки 3 сентября 1940 года, благодаря которой сами мы получили военно-морские и военно-воздушные базы от Ньюфаундленда до Британской Гвианы. А эсминцы сыграли свою роль в войне против стран оси, и не только для Великобритании и США, но и для Объединенных Наций в целом. В свою очередь, базы на Атлантике значительно усилили нашу оборону в период, когда Британским островам угрожало вторжение, а с тех пор эти базы принесли огромную пользу в войне с подводными лодками.

Сделка по передаче эсминцев в обмен на базы была совершена в результате трудных трехмесячных переговоров. В мае лорд Лотиан и граф Сен-Квентин, посол Франции, обратились к президенту США с просьбой о возможной покупке наших старых эсминцев. После Дюнкерка Черчилль снова напомнил об этом запросе. В Дюнкерке были потоплены 10 английских эсминцев, а всего до половины английской флотилии эсминцев было выведено из строя, и это в то время, когда Гитлер контролировал все французское побережье, а немецкие самолеты и подлодки, обосновавшиеся на новых базах во Франции, доставляли все больше неприятностей английскому торговому флоту. Грузопотери, по данным Адмиралтейства, в июле 1940 года составили 400 тысяч тонн против 75 тысяч тонн в мае. А Гитлер собирал флот для вторжения в Англию через Ла-Манш.

Между тем у США было около 200 старых эсминцев, построенных сразу после Первой мировой войны специально для конвойной службы. Но большинство этих судов стояло в портах со времени Вашингтонского договора по ограничению ВМС 1922 года.

Договор этот ограничивал гонку по созданию новых военных кораблей, начавшуюся сразу после той войны, а Лондонским договором 1930 года были наложены новые ограничения на рост военно-морских вооружений. Но в 1934 году Япония в положенный срок заблаговременно предупредила о выходе из Лондонского договора. Тогда же Конгресс принял Закон Винсона-Траммела, разрешающий, в рамках договорных ограничений, использование модернизированных крейсеров и эсминцев вместо устаревших кораблей, составлявших тогда большую часть флота. В 1936-м и 1938 году, когда стало очевидно, что вопрос об этих ограничениях уже не имеет смысла, было разрешено конструировать новые суда.

И вот летом 1940-го Конгресс утвердил строительство океанских военных кораблей. К концу лета уже были введены в действие два новых авианосца, дюжина крейсеров и около 80 старых эсминцев. Велось также строительство 8 новых линкоров. Большинство старых эсминцев прошло перепроверку на способность временного использования вплоть до замены новыми, но значительная их часть по-прежнему стояла в портах.

Предложение о передаче другой стране части старых эсминцев поставило серьезные вопросы перед правительством США. Необходимость поддержания боеспособности английского флота для нашей собственной безопасности не вызывала сомнений. Но, в отличие от пушек, которые мы им отправляли в июне, эсминцы представляли собой часть первой линии нашей собственной обороны. В случае поражения Англии или потери ею флота для нас становился остро необходим каждый боеспособный корабль.

Значительные люди, как в администрации президента, так и вне ее, высказывались в поддержку английского предложения. Интересно, что среди них был Харольд Икс, министр внутренних дел, который в конце июня бомбардировал президента меморандумами по этому вопросу. В Сенате идею сделки поддерживал Клод Пеппер из Флориды, чтобы, по его выражению, «не допустить войну в наше полушарие». Вне Вашингтона с начала июля значительную активность проявляли В. Аллен Уайт и другие члены Комитета по защите Америки посредством помощи союзникам. Президент же тщательно взвешивал все обстоятельства, чтобы решить, принесут ли эсминцы больше пользы нашей безопасности участвуя в боях с нацистами под английским флагом или лучше их оставить в резерве на родине.

Министр юстиции вместе со своими помощниками начали изучать законы, имеющие отношение к этой проблеме, и заключили, что президент США, как командующий флотом, может производить подобные операции с кораблями, если находит, что это соответствует интересам общества. Конгресс и судебная власть признали это право, однако Конгресс постарался ограничить его, приняв в июне особый статут. В нем говорилось, что никакие виды военных материалов и вооружений, включая военные суда, не могут быть «проданы, обменены или как-то иначе переданы другой стороне, если командующий военно-морскими операциями не удостоверит, что... данные военные материалы не имеют существенного значения для обороны США». Теперь вопрос сводился к тому, имеют ли старые эсминцы это «существенное значение».

В области международного права, как и при продаже стрелкового оружия, возник вопрос, возможны ли подобные прямые операции на межправительственном уровне. Дискуссии, начавшиеся еще при продаже винтовок, продолжались и потом, как в правительстве, так и среди тех, кто изучал международное право. К концу лета многие юристы-международники пришли к заключению, что в такое время в государственной международной политике вопросы самообороны являются приоритетными. Многие также ссылались на Пакт Келлога — Бриана, где ясно говорилось, что нации имеют право предпринимать защитные действия против стран, прибегших к войне в нарушение своих обязательств.

Эти соображения в поддержку прямой правительственной сделки, касающейся эсминцев, были изложены в опубликованном 11 августа в знаменитом «Письме редактору «Нью-Йорк таймс»», подписанном четырьмя известными юристами: Ч. Барлингемом, Дж. Рабли, Т. Тэчером (в настоящее время — судья Нью-Йоркского апелляционного суда) и Д. Ачесоном, который вскоре стал помощником госсекретаря. Письмо это оказало немалое влияние на американское общественное мнение.

Параллельно шли дискуссии по вопросу о приобретении нашей страной ряда военных баз с целью защитить Западное полушарие со стороны Атлантики, так как нацисты уже имели выход в Атлантический океан.

Тихоокеанский регион волновал нас меньше, так как там находилась большая часть нашего флота. Однако уже в 1939 году мы стали укреплять нашу оборону на Гавайях, строить новые военно-морские и военно-воздушные базы на атолле Мидуэй, на островах Уэйк, Джонстон и Пальмирских, на Кодак-айленде, Алеутских островах, а также на Аляске. Хотя еще в конце 1938 года руководство флота рекомендовало укрепить остров Гуам, чтобы защитить наши коммуникации с Филиппинами, Конгресс не хотел выделять на это средства, и только месяцев за восемь до Пёрл-Харбора мы начали строить на этом острове сооружения не коммерческого, а военного назначения.

Однако в 1940 году под угрозой находился в первую очередь Атлантический регион, тем более что на Юге экономическая экспансия стран оси приняла угрожающие размеры. Агенты стран оси действовали повсюду, а после поражения Франции нацисты велели немецким коммерсантам в странах Южной Америки подготовить все необходимое к доставке немецких товаров к 1 октября 1940 года, уверенные, что Англия скоро тоже потерпит поражение и европейская блокада закончится. Они дошли до того, что готовили в Уругвае мятеж своих сторонников, но этот заговор был, к счастью, пресечен в самом начале либеральным правительством этой страны. Даже если и можно было справиться с экономическим проникновением стран оси в Южную Америку и инспирированными ими восстаниями, все же Дакар во Французской Западной Африке, а также французские карибские владения вполне могли бы стать плацдармом для агрессии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадки ленд-лиза"

Книги похожие на "Загадки ленд-лиза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдвард Стеттиниус

Эдвард Стеттиниус - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдвард Стеттиниус - Загадки ленд-лиза"

Отзывы читателей о книге "Загадки ленд-лиза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.