» » » » Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика


Авторские права

Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика" читать бесплатно онлайн.



Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ

Публицистика

Составление и комментарии В. Баранова

В последний том Собрания сочинений А. Н. Толстого вошли лучшие образцы его публицистики: избранные статьи, очерки, беседы, выступления 1903 - 1945 годов и последний цикл рассказов военных лет "Рассказы Ивана Сударева".






Х м а р а Г. М. (1883 - 1970) - русский актер. Играл в МХТ. Снимался в кино с 1915 г. Исполнению центральной роли в фильме "Родион Раскольников" присущи внутренний драматизм, утонченность психологического рисунка. Умер в Париже.

В о з м о ж н о с т и к и н о. - Впервые - журн. "Кинонеделя", 1924, No 1, с. 2; No 2, с. 3; No 3, с. 2 - 3; No 8, с. 3. В советской печати под названием "Семь жестов" с большими сокращениями, с многочисленными ошибками и искажениями авторской мысли - в "Литературной газете" (1970, 28 июля; публикация С. Братолюбова). Публикуется по "Кинонеделе".

Как и в предыдущей статье, одна из главных проблем, волнующих Толстого, - это "искусство и народ" (читатель, зритель) в условиях послеоктябрьской действительности.

Мысли о возможности пагубного воздействия кинематографа на формирование сознания молодежи высказана Толстым и в рассказе "Случай на Бассейной улице" ("Великосветские бандиты"), 1926 г.

Размышления Толстого о специфике изобразительности в кинематографе связаны с его "теорией жеста", которая начала у него формироваться в годы революции (см. Краткую автобиографию. Наст. изд., т. 1, с. 44). Некоторые рассуждения Толстого (о "звериных" жестах) носят слишком отвлеченный характер, и позднее характеристика "жеста" будет теснее связываться с социально-трудовым опытом человека.

В целом статья характерна как одна из самых первых попыток осмыслить теоретические основы кинематографа, который как искусство делал лишь первые шаги. "То, что написано Алексеем Толстым, - передовая мысль будущей кинематографии", - писал В. Шкловский ("Литературная газета", 1970, 29 июня).

Кинематографу посвящены и другие выступления Толстого: "О кино" (журнал "Театр", 1924, No 3, январь), "Мой опыт сценариста" (газ. "Литературный Ленинград", 1935, No 21, 8 мая). См.: Гослитиздат, 1958 1961, 10.

Ч и с т о т а р у с с к о г о я з ы к а. - Впервые - "Красная газета", вечерний выпуск, 1924, 22 декабря.

Статья - отклик на заметку В. И. Ленина "Об очистке русского языка", опубликованную в "Правде" 3 декабря 1924 г. (В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 40, с. 49).

З а д а ч и л и т е р а т у р ы. - Впервые - сб. "Писатели об искусстве и о себе", изд-во "Круг", М. - Л., 1924, No 1.

Наряду со статьей "О читателе" носит характер развернутой эстетической декларации, определяющей пути развития революционного искусства ("монументальный реализм").

Статья была с интересом встречена современниками, например, Д. Фурмановым, сочувственно относившимся к творчеству А. Толстого, давшим высокую оценку роману "Аэлита" и его герою красноармейцу Гусеву (см.: Архив ИМЛИ, ф. 30, оп. 1. "Ал. Толстой. Заметки").

Термин "монументальный реализм" использовали и другие критики для определения характера нового искусства (см.: "А. В. Луначарский о театре и драматургии", т. 1. М., с. 348).

И з и д а (Исида) - древнеегипетская богиня, покровительница плодородия, материнства, богиня жизни и здоровья. Озирис - ее брат (и супруг), убитый злобным Сетом, разбросавшим части тела Озириса по свету. Олицетворял умирающую и воскресающую растительность.

Л о р д Б р ю м м е л ь - представитель английской аристократии XVIII в., прославившийся рафинированным эстетством.

М е й е р х о л ь д В. Э. (1874 - 1940) - режиссер, народный артист Республики (1923), член КПСС с 1918 г. Некоторые работы В. Мейерхольда носили ярко выраженный экспериментаторский характер, особенно при постановке русской классики. Толстой подвергает критике крайности режиссерской практики В. Мейерхольда в фельетоне "Заметки на афише: лифт, косяки, актер" (журн. "Театр", 1924, февраль, No 5 - 6).

...Ч е х о в в ы ц в е л, к а к а к в а р е л ь... - суждение, характерное для Толстого первой половины 20-х годов. В середине 30-х годов в докладе о драматургии на I съезде советских писателей Толстой совершенно иначе оценит художественные открытия Чехова.

[О п о с т а н о в л е н и и ЦК РКП(б)]. - Впервые - журн. "Журналист", 1925, No 10, октябрь, среди выступлений других литераторов под общим заглавием "Что говорят писатели о постановлении ЦК РКП(б)" (имеется в виду резолюция "О политике партии в области художественной литературы" от 18 июня 1925 г.).

Г ю и с м а н с Шарль Мари Жорж (1848 - 1907) - французский писатель, в творчестве которого натуралистические тенденции переросли в декадентство.

Р о д е н б а х Жорж (1855 - 1898) - бельгийский прозаик и поэт, символист, творчество которого носит религиозно-мистический характер.

У а й л ь д Оскар (1854 - 1900) - английский писатель, в стихах, прозе, драматургии которого сложно сочетались эстетски-декадентские мотивы и концепции и критическое отношение к буржуазной действительности.

Д о с т и ж е н и я в л и т е р а т у р е с о к т я б р я 17 г. п о о к т я б р ь 25 г. - Впервые - журн. "Жизнь искусства", 1925, No 45, 7 ноября.

Критикуя "нутряной" подход к революции, Толстой отталкивается от таких конкретных (и во многом существенно различных) явлений, как проза Б. Пильняка ("Голый год") и А. Малышкина ("Падение Диара") ("теплушки, вши, самогон, судорожное курение папирос, бабы, матерщина и прочее..."). "Падение Дайра" было опубликовано в No 1 альманаха "Круг" (1923), выпускаемого одноименным издательством, возглавлявшимся А. К. Воронским, с которым у Толстого установились тесные отношения.

Р е й с н е р Л. М. (1895 - 1926) - писательница, работавшая в основном в жанре документального очерка: книги "Фронт" (1924), "Афганистан" (1925), "Гамбург на баррикадах" (1925) и др.

Р и х т е р З. В. (1890 - 1967) - очеркист, корреспондент "Известий", "Правды", автор книги "Кавказ наших дней" (1924), "За Полярным кругом" и многих других.

П и с а т е л ь - к р и т и к - ч и т а т е л ь. - Впервые - журн. "Жизнь искусства", 1926, No 21, 25 мая.

По вопросам литературной критики Толстой высказывался и в других статьях и выступлениях ("Критик должен быть другом искусства", ["Выступление на конференции режиссеров"]). Писатель высоко оценивал роль литературной критики в развитии искусства, называл критика "профессиональным читателем" (письмо Ломову Г. И., 1937 апрель - май. Архив ИМЛИ). "Литература невозможна без критики. Шествие литературы всегда сопровождается критической мыслью" (ПСС, 14, с. 358). Писатель предостерегал против перестраховки в критике, утверждая, что в творчестве писателя при разработке сложных проблем возможны трудности и неудачи. "Я говорю о художественных ошибках. Эти ошибки достойны уважения, ибо это есть дерзость художника. И вот здесь нужно нашим критикам намылить известные места. Выходит, что мы должны быть безупречными и никогда не ошибаться, т. е. не писать, а в каком-то особом состоянии пережевывать свою жвачку, как какое-то жвачное животное. Тогда мы не будем ошибаться. Какой-то процент ошибок у нас должен быть. Конечно, чем опытнее мы будем как художники, тем меньше будет ошибок" (черновой вариант стенограммы выступления на конференции - курсах молодых писателей национальных республик. Архив ИМЛИ, инв. No 944/1).

А н г л и ч а н е, к о г д а о н и л ю б е з н ы. - Впервые - журн. "Огонек", 1927, No 16, 17 апреля, с иллюстрациями Б. Ефимова.

Фельетон написан по материалам поездки Толстого с группой русских журналистов в Англию в феврале - марте 1916 года.

Под новым лицом, выступающим в палате следом за английским премьер-министром Асквитом, Толстой подразумевает Остина Чемберлена министра иностранных дел в кабинете Болдуина, с 1924 по 1929 год, организатора антисоветской кампании, инициатора разрыва дипломатических отношений с СССР.

Толстой поздравляет английских джентльменов с победой восставших в Наньчане китайских революционных войск, которые с боями прошли провинцию Цзянси и 24 сентября 1927 года заняли Сватоу - порт на Южно-Китайском море.

Отрывок "Бокс" (из книги "Путешествие в Англию в 1916 году") напечатан в однодневной газете Федерации советских писателей "Рабочим Шанхая" (Ленинград, 1927, 4 апреля).

П и с ь м о В. П. П о л о н с к о м у. - Впервые - журн. "Новый мир", 1955, No 2 (публикация Ю. Крестинского с сокращениями). Полностью в сб. О литературе.

П о л о н с к и й В. П. (наст. фам. Гусин) (1886 - 1932) - критик, литературовед. Организатор и редактор (1921 - 1929) критико-библиографического журнала "Печать и революция". В 1925 - 1931 годах редактор журнала "Новый мир", где печатался роман А. Толстого "Восемнадцатый год" (1927, No 7 - 12; 1928, No 1, 2, 5 - 7). О произведениях Толстого В. Полонский писал еще до революции ("О рассказах гр. А. Н. Толстого". - "Новый журнал для всех", 1911, No 30; "Гр. А. Н. Толстой. Стихи. "За синими реками". - "Новая жизнь", 1911, No 3; Литературно-художественные альманахи изд-ва "Шиповник", кн. 15 ["Две жизни"]. - "Новая жизнь", 1911, No 9).

Изложенный в письме Толстого план продолжения трилогии был осуществлен во второй и третьей (1939 - 1941) частях. События, происходящие в среде белой эмиграции (Париж) и на северо-западном фронте, нашли отражение в романе "Черное золото" ("Эмигранты"), Кулацко-эсеровские бунты и контрреволюционный кронштадтский мятеж остались вне рамок повествования.

Письмо В. Полонскому - важный документ, характеризующий творческие принципы писателя, стремившегося к изображению событий революции и гражданской войны во всей их подлинной сложности. Поддержку Толстому оказал И. И. Скворцов-Степанов (1870 - 1928), редактор "Известий" (с 1925 г.), зам. редактора. "Правды" (с 1927 г.), соредактор журнала "Новый мир". По прочтении в рукописи начала романа он писал автору: "Если и дальше Вы не спуститесь с достигнутого уровня, получится своего рода "гвоздь" художественной литературы за 1927 г. И как кстати к десятилетию! Большой мастер виден в каждой строке и в каждом штрихе" (см.: Гослитиздат, 1958 - 1961, 10, с. 651).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика"

Книги похожие на "Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Толстой

Алексей Толстой - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Толстой - Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. Публицистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.