Григорий Глазов - Без названия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Без названия"
Описание и краткое содержание "Без названия" читать бесплатно онлайн.
- Что бы вы могли сказать о нем?
- Прекрасный человек. Настоящий специалист, таких знатоков своего дела немного.
- По роду службы вы часто бывали в отделе фондов, которым он руководил?
- По мере надобности.
- Беспрепятственно с его стороны?
- Какие же могут быть препятствия, если этого требует работа?
- А каковы у него были взаимоотношения с другими сотрудниками?
- Вы полагаете, что я исключение?
- Не полагаю, а предполагаю.
- На каком же основании?
- Ваши отношения с ним ограничивались лишь совместной работой в одном учреждении? Простите, если вопрос покажется вам бестактным, но все, чем я занимаюсь, - это только, кто и за что убил Гилевского, ни больше, ни меньше.
- Можно сказать, ограничивались, хотя досужих вымыслов хватало.
- Вы замужем, Людмила Леонидовна?
- Нет. Но этого хватало для сплетен.
- Возможно, не только этого.
- Что вы имеете в виду? - Долматова осанисто выпрямила спину и шею.
- К этому мы еще вернемся, - сказала Кира. - У него были враги?
- Естественно, как и у всякого человека, который не терпит бездельников и бездарей.
- Кто же конкретно, и на какой почве он враждовал?
- В каждом случае кто-нибудь конкретно. Все-таки он проработал в музее свыше сорока лет, а за это время всякие стычки бывали.
- И все-таки, может был кто-то, с кем у Гилевского была постоянная вражда?
- Нет. Он был незлопамятен.
- Может не он, а кто-то был злопамятен?
- Обычно это не афишируют.
- Ну хорошо, - Кира поняла, что Долматова почему-то хочет обойтись без фамилий. - Вы бывали у него дома?
- Редко. Что вы имеете в виду?
- Разве характер ваших добрых отношений исключал ваши визиты к нему и его - к вам?
- Давайте без обиняков, - резко сказала Долматова.
- Если вам угодно. Вы знаете, что есть завещание, по нему все завещано вам?
- Нет, не знала, - смуглое лицо Долматовой пошло красными пятнами, лоб завлажнел, она наклонилась, чтоб взять из сумки платок.
"Тут ты по-моему лжешь, - подумала Кира. - Ты не родственница ему, подобные завещания оставляют не случайно. Старик, наверное, был влюблен. И ты разогревала его своим пышным телом. Тут платонической любви было недостаточно".
- Вот я и объявила вам: вы наследница всего его имущества. Даже приватизированной квартиры. А у вас большая квартира?
- Однокомнатная.
- Людмила Леонидовна, как женщина женщине, скажите вы были близки с Гилевским? - Кира не хотела упустить момент ее растерянности.
- Да. Вас это удивляет? Разница в возрасте: мне тридцать девять, ему шестьдесят девять.
- Нет, почему же, такое случается. Обаяние, опыт, интеллект Гилевского - сильное оружие. Он был обаятельный человек?
- Для меня да.
- Так вы знали о завещании?
- Знала.
- Как он объявил вам об этом?
- Просто. Сказал: "Я завещаю все тебе".
- А вы?
- Сперва растерялась.
- Вы кого-нибудь подозреваете в его убийстве?
- Нет, - она отвела взгляд, и Кира интуитивно почувствовала, что и это ложь, но не могла понять - зачем она лжет, что-то в этом было противоестественное, скрытое, тайное. Если убит любимый человек, нормально было бы назвать того, кого подозреваешь.
- Давайте договоримся так. Делом этим занимаюсь не только я, но и люди поопытней моего. Докопаемся, уверяю вас. Поэтому вы на досуге подумайте о том, что вы мне по каким-то причинам не сказали, утаили, чтоб потом вы не чувствовали себя неловко и, скажем, неблагодарно по отношению к убитому. Вы поняли меня, Людмила Леонидовна?
- Надеюсь, поняла. Я могу идти?
- Разумеется.
- До свидания.
- Всего доброго...
Всех пятерых Кира вызвала на один день на разное время, чтоб они не встретились друг с другом в прокуратуре.
Следующим был художник-реставратор Давид Манукян - невысокий плотный чернявый человек, в джинсах и в хорошей джинсовой рубашке с закатанными рукавами, из которых высовывались волосатые руки с сильными кистями...
- Давид Ованесович, в связи с убийством Гилевского у меня к вам несколько вопросов.
- Задавайте, - он пожал плечами.
- Вы знали Гилевского?
- Знал визуально, но знаком не был.
- Вы коллекционер?
- В первую очередь я художник-реставратор.
- Картин, икон?
- Нет, витражей. Я не только реставрирую, но и делаю витражи.
- Неужели на это есть спрос?
- Представьте себе. Ремонтируются старые церкви и костелы, в которых семьдесят лет были склады. Многие прекрасные витражи искалечены, строятся новые церкви. Так что нужда во мне есть, - он улыбнулся.
- А что вы коллекционируете?
- Офорты. На библейскую тему.
- В отделе, где работал Гилевский, было что-нибудь, что могло бы интересовать таких собирателей старины, как вы?
- Естественно. Там богатые фонды, многое в запасниках, никогда не выставлялось. Но доступа туда не было.
- Почему?
- Гилевский, как я наслышан, был цербер.
- А где вы были?.. - она назвала день и приблизительное время убийства Гилевского.
- Я вас понял, - снова улыбнулся он, на какое-то мгновение задумался, затем сказал: - У меня небольшая мастерская, четыре помощника. В этот день и в это время у меня как раз был священник, отец Даниил из церкви в Васильковичах. Церковь новая, только построили. Нужны витражи. Он приехал заказывать, поговорить о цене. Все это вы легко проверите.
- У вас нет каких-нибудь личных соображений о мотивах убийства, может, они сложились из ваших разговоров с другими собирателями старины?
- Знаете, я от музея очень далек. Услышал, что убили старика, посожалел, разумеется, и забыл. Есть свои заботы и своя работа. Так и другие реагировали, кто не был с ним знаком, а лишь понаслышке.
- Собирательство тоже подвержено моде. Что сейчас особенно в моде?
- Мода бывает у дилетантов. Профессионалы не изменяют своим привязанностям.
- Вы хотите сказать, что искать нам надо среди дилетантов?
- Искать надо всюду, - нахмурился он. - На все есть нынче цена, кроме человеческой жизни. Вы бывали в Ереване, в Матенодаране?
- Нет, только слышала.
- Там бы вы поняли, почему уходя оттуда, люди думают не о том, как бы заиметь что-нибудь из увиденного, а о том, что можно принести туда из дому, что достойно быть сохраненным на века, - он посмотрел на нее почти черными умными глазами и вдруг сказал: - Нет, я не убивал Гилевского.
- Я вас не подозреваю, - сказала Кира.
- Напрасно. Сегодня надо подозревать всех и всякого, время такое, дикое. Приходите посмотреть мои витражи и коллекцию офортов, я храню ее открыто в мастерской.
- Чтобы понять, почему вы не могли убить? - улыбнулась Кира.
- И для этого тоже...
"Каждый будет приводить доводы, почему не смог бы убить. Но кто-то же убил, - с грустью подумала Кира, когда Манукян ушел. - А не вожусь ли я с ними зря. Может убийца из другого мира?"
Она понимала, что ей предстоит всем им задавать почти одни и те же вопросы. Опыт сотен следователей на протяжении десятилетий выработал много стереотипов, без которых было не обойтись. Кто-то когда-нибудь и после нее, Киры Паскаловой, будет задавать те же вопросы, но в других обстоятельствах, однако следуя стереотипам взаимоотношений и поведению допрашивающего и допрашиваемого...
На предложение "садитесь", Жадан сострил:
- Уже? Но мне еще не ясно, за что, - невысокий, худощавый, юркий, он хохотнул, отодвинул от стола стул, уселся, откинулся на спинку, скрестил руки на груди. Из-под натянувшегося рукава проглянула татуировка: сфинкс. Он поймал взгляд Киры и сказал: - Грехи отрочества, но исполнено неплохо, - чуть повыше приподнял рукав, демонстрируя татуировку. - Не правда ли?
Кире он не понравился: то ли бравада, то ли хамоватый, не понимает, куда и зачем пришел.
- Это меня мало занимает, - резко сказала она. - Коснемся другой темы.
- Убийства Гилевского?
- Вы догадливы, Святослав Юрьевич.
- Получив ваше приглашение, я не долго ломал голову, чтобы это значило. Итак, "их бин ганц ор", т.е. "я весь внимание".
- Это хорошо, - ухмыльнулась Кира. - Как давно вы знали Гилевского?
- Лет восемнадцать, с момента моего прихода в музей.
- Гилевский и тогда уже был в зените славы?
- Еще как! Я поклонялся его тени. Непререкаемый авторитет! Надо заметить - справедливо. Поколение таких, как он, уже почти вымерло: интеллигентны, образованны!
- Что из себя представляет музей?
- Богатейший. И наука там на уровне. А фонды! Когда-то это были спецфонды. За ними приглядывало КГБ. Входить туда простым смертным ни-ни! Потом исчезло КГБ. Фонды вроде открыли. Но в жизни, как известно, круговорот не только воды в природе. Место КГБ занял Гилевский, не по должности, по призванию. К середине восьмидесятых музей стал неуправляем, было принято решение разделить его: на музей этнографии и художественного промысла и Фонд имени Драгоманова. Он по сути тоже музей, но со своей картинной галереей, со своими фондами и отделом рукописей, с библиотекой редкой книги.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Без названия"
Книги похожие на "Без названия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Глазов - Без названия"
Отзывы читателей о книге "Без названия", комментарии и мнения людей о произведении.