Войтех Замаровский - Их величества пирамиды

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Их величества пирамиды"
Описание и краткое содержание "Их величества пирамиды" читать бесплатно онлайн.
Книга известного чехословацкого популяризатора Войтеха Замаровского, написанная на основе существующей литературы по египтологии и личных наблюдений автора, представляет собой увлекательный рассказ об истории «открытия» пирамид и их научного изучения.
XIII. Скажем теперь несколько слов о некрополе в «Долине цариц» — «Месте красоты» или «Вратах гарема».
«Долина цариц» располагается в горном ущелье в южной части фиванского города мертвых в двух километрах к западу от храма Рамсеса III в Мединет-Абу и производит сильное впечатление своеобразной красотой своего ландшафта. Первые захоронения членов царских семей в «Долине цариц» были созданы еще во времена фараонов XVII династии (здесь находятся погребения Яхмоса, дочери Секенепра и какого-то принца из тойже династии). Своего расцвета ятот некрополь достиг в эпоху Рамесеидов, когда в нем были погребены: жена Рамсеса I Сатра (№ 38), жена Рамсеса II Нефертари Меретшут (№ 06), три дочери Рамсеса II — Небеттауи (№ 60), Меритамун (№ 68), Бент-Анат (№ 71), жопа Рамсеса III Исис (№ 51), его сыновья — Парахерунемеф (№ 42) и Сетхерхопшеф (№ 43), сыновья Рамсеса VIII Хаемуас (№ 44) и Амунхерхопшеф (№ 55), а также дочь Рамсеса IX Дуатентопет (№ 74). Из всех этих погребений наибольший интерес представляет гробница первой жены Рамсеса II Нефертари Меренмут (№ 66) — как величиной, так и обилием прекрасных росписей.
Обширный город мертвых, раскинувшийся к востоку от Нила, был составной частью Фив, но имел свою администрацию и многочисленный обслуживающий персонал: жрецов, ремесленников, стражников. Строгие меры применялись для обеспечения сохранности гробниц. Однако соблазн завладеть их сказочными сокровищами был столь велик, что, несмотря на страх перед местью грозных богов и не менее грозных служителей закона, почти все гробницы в конце эпохи Нового царства были разграблены и осквернены. Как это происходило, хорошо рассказывается в папирусах, содержащих протоколы допросов обвиняемых по делам о разграблении гробниц и храмов при последних фараонах-Рамессидах. В конце концов администрация фиванских некрополей признала свое бессилие в борьбе с грабителями, решила попробовать спасти хотя бы мумии фараонов и для этого стала перемещать их в особые тайники. Темными, безлунными ночами, в строжайшей тайне и при соблюдении всех возможных мер предосторожности саркофаги с мумиями великих царей Египта извлекались из их гробниц и перемещались в другие гробницы и тайники. В итоге уже примерно через 500 лет после создания фиванского города мертвых ни одна мумия фараонов эпохи Нового царства (за исключением мумий Аменхотепа II и Тутапхамона) не покоилась в своей погребальной камере, все они оказались перемещенными или в особый тайник в гробнице царицы Инхапи (№ 320) в Дейр-эль-Бахри, или и подземные залы погребения Аменхотепа II (№ 35) в «Долине царей».
Тайник в Дейр-эль-Бахри сначала обнаружили феллахи в середине 70-х годов прошлого века, а в 1881 году Эмиль Бругш и Гастон Масперо. Мумии 13 фараонов открыл в гробнице Аменхотепа II в 1898 году Виктор Лоре. Все они были доставлены в Каирский музей, где сейчас можно увидеть под стеклом в простых деревянных гробах почти всех великих фараонов Египта эпохи Нового царства: и страшно изуродованного в бою с гиксосами Секененра, и грозного завоевателя Тутмоса III, и величественного старика Рамсеса II, и столь прославленного в наши дни Тутанхамона, чью почти неразграбленную гробницу нашли в «Долине царей» в 1922 году.
Что касается самого фиванского города мертвых, то он приходил в запустение и разрушался вместе с упадком города Фивы. Многие опустевшие гробницы вельмож в позднее время использовались под вторичные захоронения (в особенности в районе некрополей Дейр-эль-Бахри и Асасиф). Когда греческий историк Диодор в 57 году до н. э. побывал в Фивах, в некрополях древнего города еще насчитывалось 47 царских погребений времени XI, XVII и XXI династий, но ни одно из них не находилось в «Долине царей». Страбон, посетивший Фивы в 24–20 годах до н. э., упоминает 40 «достойных осмотра» гробниц, и в том числе 25 царских захоронений. С распространением в Египте христианства в фиванских некрополях поселились монахи. Древние храмы и гробницы стали приспосабливаться под монастыри, а христианские фанатичные отшельники принялись ревностно уничтожать «мерзостные» языческие изображения.
Восторжествовавший ислам продолжил процесс разорения фиванских некрополей. В некоторых гробницах поселились феллахи со своими верблюдами, буйволами, козами, собаками и различным скарбом.
Проснувшийся в новое время в Европе интерес к фараоновскому Египту стимулировал возникновение особого промысла феллахов, которые принялись отыскивать древние храмы и гробницы и продавать туристам обнаруженные ценности, нередко разрушая то, что пощадило время. Фиванский город мертвых превратился в место сомнительной деятельности приезжавших в Египет авантюристов, торговцев древностями и просто грабителей. Только в XIX веке с развитием египтологической науки фиванские некрополи стали охраняться египетским государством. Началось систематическое обследование гробниц, их регистрация и изучение, что привело к открытиям, обогатившим нас новыми знаниями о великой культуре древнего Египта, значение которой для становления всей человеческой цивилизации трудно переоценить.
Первое издание русского перевода настоящей книги вышло в 1981 г. под редакцией Н. С. Петровского.
И. А. СтучевскийПеречень египетских пирамид
Иллюстрации на фотовклейке в книгу
ЛИТЕРАТУРА
В чешском (1975) и словацком (1977) изданиях этой книги В. Замаровский прилагает список литературы только на западноевропейских и чешском языках. Для настоящего перевода представляется целесообразным дать краткий перечень научных и научно-популярных книг но египтологии, изданных на русском языке, который разумеется, ни в коей мере не исчерпывает всей литературы. Например, почти нет указаний на отдельные статьи в наших журналах и сборниках. В указанных книгах читатель найдет дополнительные сведения о книгах и статьях по различным разделам египтологии.
В первом издании библиография составлена Н. С. Петровским.
Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. Т. I–II. М., 1948–1959.
Антес Р. Мифология в Древнем Египте. — «Мифологии древнего мира». М., 1977, с. 55–121.
Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лип М, 1979.
Брэстед Д. Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. Т. I–II. М., 1915.
Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира. Т. I. Пг., 1923.
Всемирная история. Т. I. М., 1955.
Геродот. История. В девяти книгах. Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972.
Гонейм 3. Потерянная пирамида. М., 1959.
История Древнего Востока. Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979.
Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
Кацнельсон И. С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1976.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.
Киик X. А. Древнеегипетский храм. М., 1979.
Киик X. А. Египет до фараонов. М., 1964.
Киик X. А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967.
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
Коцейовский А. Л. Тексты пирамид. Т. I. Одесса, 1917.
Культура Древнего Египта. М., 1976.
Лауэр Э. Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966.
Лившиц И. Г. Ж.-Ф. Шампольон. О египетском иероглифическом алфавите. Л., 1950.
Лирика Древнего Египта. Пер. А. Ахматовой и В. Потаповой. М., 1965.
Масперо Г. Египет. М., 1915.
Масперо Г. Во время Рамзеса и Ассурбанипала. I. Египет. М., 1916.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Л., 1961.
Матье М. Э. Во времена Нефертити. М., 1965.
Морэ А. Во времена фараонов. М., 1913.
Норов А. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг. Ч. I–II. СПб., 1840.
Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. Ч. I. М., 1967.
Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М., 1968.
Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
Перминов П. В. Улыбка сфинкса. М. 1985.
Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. 2-е изд. Л., 1973.
Петровский Н., Матвеев В. Египет — сын тысячелетий. Л., 1959.
Плутарх. Об Осирисе и Исиде. Пер. Н. Н. Трухиной. — «Вестник древней истории». 1977, № 3, с. 245 и сл.; 1977, № 4, с. 229 и ел.
«Повесть Петеисе III». Древнеегипетская проза. Пер. М. А. Коростовцева. М., 1978.
Поэзия и проза Древнего Востока. — Библиотека всемирной литературы. Т. I. М., 1973.
Савельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971.
Сказки и повести Древнего Египта. Пер. И. С. Кацнельсона и Ф. Л. Мендельсона. М., 1956.
Сказки и повести Древнего Египта. Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л., 1979.
Страбон. География. В 17-ти книгах. Пер., статья и комм. Г. А. Стратановского. Л., 1964.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Их величества пирамиды"
Книги похожие на "Их величества пирамиды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Войтех Замаровский - Их величества пирамиды"
Отзывы читателей о книге "Их величества пирамиды", комментарии и мнения людей о произведении.