Авторские права

Джон Мэн - Чингисхан

Здесь можно скачать бесплатно "Джон Мэн - Чингисхан" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Чингисхан
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чингисхан"

Описание и краткое содержание "Чингисхан" читать бесплатно онлайн.








Но затем последовала типично монгольская смена собы­ тий, и надвигавшаяся проблема обернулась удовольствием. В городе уже приметили наш автомобиль. Тут же замаячила машина с двумя молодыми женщинами в элегантных небес­ но-голубых гээрах, традиционных, до щиколотки халатах. Они старались запустить генератор, чтобы включить освеще­ ние и кухонную плиту. Не было горючего. Хишиг свозил их в город и обратно, и лагерь возродился к жизни, загорелись лампочки, на столе появилась еда, и нам сообщили добрую новость: на почте Биндера есть черно-белый телевизор. Дело было в воскресенье, 30 июня. После ужина мы поехали в го­ род, набились в дощатый домик, служивший постовым отде­ лением, и, пробиваясь сквозь туман от статических помех и водки «Чингисхан», посмотрели финальную игру мирового чемпионата по футболу Бразилия-Германия, счет - 2:0.

То полчище монголов, которые подъезжали к Хентею лет 800 назад, видело место слияния рек точно так же, как я уви­ дел на следующее утро: лес напротив, чуть подкрашенный лучами восходящего солнца, тучное поле, перерытое норка­ ми мышей-полевок и поросшее разнотравьем, белыми и желтыми цветами и карликовым кустарником. В небе звенит песнь жаворонка необыкновенной чистоты. Отдаленные


50

51

ДЖОН МЭН

ЧИНГИСХАН


холмы четкими контурами рисуются в хрустально прозрач­ ном воздухе и просматриваются так же ясно, как рассыпанные внизу юрты. Тогда все было, конечно, более первозданным. Се­ годня в нескольких километрах отсюда темно-коричневым мазком в пейзаж врезается Биндер с его бревенчатыми до­ миками, стало заметно меньше животных. В те далекие вре­ мена вон там, в степи, поднимая маленькие облачка пыли, легко и грациозно скользя в воздухе, уносилась прочь бело­ хвостая газель, — сейчас газель найдешь разве что в самых глухих районах Гоби. Прекрасное место для тех, кто ищет где поселиться. Травы сочные, на этих пастбищах скот будет жиреть и множиться. Вверх по реке лесистые холмы Хентея обещали богатую дичь и убежище на случай войны для тех, кто знал, как потаенными звериными тропами уходить в за­ прятанные между кряжами гор глубокие долины и непри­хотливые нагорья.

Пройдут века, и монгольские легенды станут утверждать, что эти люди были потомками волка и оленя. Что же, очень может быть, им было виднее, они знали, что два клана их предков назывались Волк и Олень. И очень может быть, что их народные сказания хранили сведения об их происхожде­ нии где-нибудь в горах к северу от великого сибирского озе­ ра Байкал или в глубинах Маньчжурии. К тому времени, ко­ гда пришла пора записать легенды в «Тайную историю», на­ родная память потускнела, и в ней остались лишь туманные намеки на предков-зверей и «переход через море». Вероят­ но, эта группа кочевников-мигрантов уже называла себя монголами или как-то похоже, и китайцы узнали их имя, пе­ редавая его искаженным, — мен-ку или мен-ву. Но смысл этого слова вряд ли был кому-нибудь понятен.

Эти пограничные земли, где горы и леса севера встречают­ ся с южными травянистыми равнинами, были тем тигелем, в котором лесные жители переплавились в степных скотово­ дов-степняков и научились образу жизни, который резко от­ личался от того, какой вело все остальное человечество.

52

В году 800-м н. э. этот образ жизни, если посмотреть на не­ го в более широком историческом и доисторическом кон­ тексте, был сравнительно новым явлением. Ибо 90% своих 100 000 лет пребывания на земле люди были охотниками. Они жили в соответствии со сменой времен года, изучали по­ вадки зверей и радовались дарам природы. Около 10 000 лет тому назад, по мере отступления великого ледника, социаль­ ная жизнь стала иной. Изменения стали исчисляться не эра­ ми, а тысячелетиями. Появились, быстро сменяя друг друга, две другие системы. Одна была земледелием. К 5000 году до н. э. земледельческие общины испещрили окраины конти­ нентов, забираясь вверх по долинам великих рек Египта, Ме­ сопотамии, Индии и Китая. Эта революция распахнула две­ ри перед стремительным наплывом перемен, которые пре­допределили сегодняшний мир: рост населения. Богатство, досуг, города, искусство, литературу, промышленность, ши­ рокомасштабные войны, управление государством - боль­ шую часть того, что статичные урбанистические общества называют цивилизацией.

Вторая система (после охотников-собирателей и земле­ дельцев), которую уже начинали использовать первые мон­ голы, была скотоводческой, с ее стадами и табунами и нахо­ дящимися в постоянном движении пастухами, и ее называ­ют пастбищно-кочевой. Сто лет назад модной была теория, принятая учеными, занимавшимися доисторическими об­ ществами, и трактовавшая переход от кочевого варварства к оседлой цивилизации как спокойный и равномерный про­цесс по следующей схеме:

охотники-собиратели > пастбищные

скотоводы-кочевники > земледельцы >

урбанистический образ жизни

Теперь так не думают. Сегодня все сходятся во мнении, что земледелие идет вторым, обеспечивая ресурсы одомашнен­ ных животных, с которыми кочевники были в состоянии пе-

53

ДЖОН МЭН

ЧИНГИСХАН


реходить к пастбищному кочевому скотоводству. Это позво­ ляет социальную эволюцию человеческого общества пред­ ставить в ином виде:

сначала охотники-собиратели,

за ними земледельцы, потом скотоводство,

давшее начало двум системам: пастбищному

кочевому скотоводству и урбанистическому

образу жизни

Другими словами, пастбищное кочевое скотоводство явля­ ется не «первобытным» образом жизни, но таким же разви­ тым, как земледелие. Когда это изменение произошло, в Юж­ ной России и Западной Сибири - а это случилось около 4000 лет до н. э., - людей поманил новый мир - море трав, или степь, и это море простирается на 6000 километров от Маньчжурии до Венгрии.

Охотникам-собирателям и земледельцам степь не сулила ничего. Протянувшись через центр Евразии между тундрой и пустынями, тайгой и горами, травянистые равнины Внут­ ренней Азии расположены высоко, открыты всем ветрам и плохо орошаются водой. От Урала до Тихого океана мало мест, которые бы рождали желание осесть надолго. Большие реки; которые в других местах представляют собой артерии, здесь текут на Север в арктические пустыни или бесполезно растрачивают силы во внутренних морях. Амур, в который впадает Онон, течет на восток на протяжении 4300 километ­ ров, но шесть месяцев в году скован льдом. Не пользуясь смягчающим влиянием какого-либо океана, эта территория подвержена огромным температурным колебаниям, и летом жара доходит до 40 градусов Цельсия, а зимой студеные вет­ ры могут заморозить в считаные минуты любые мясные продукты.

В этом океане зелени монгольские степи-пастбища обра­зуют лагуну длиной 1600 и шириной 500 километров, кото­рая соединяется с остальным степным пространством через

горные коридоры, прорезающие в западном направлении горные системы Алтая и Тянь-Шаня, и через долину Амура на восток с Маньчжурией. Ограниченные с севера сибир­ скими горами и лесами, а с юга каменистой пустыней Гоби, монгольские степи представляют собой нелегкую среду обитания для человека. Даже «низины» лежат здесь на высоте 1200 метров над уровнем моря. В Гоби в разгар лета дневная температура 40 градусов Цельсия ночью сменяется замороз­ ками на почве, и к рассвету вход в юрту обрастает кружевами инея. С ноября по апрель сельские жители для получения во­ ды пилят блоки льда и растапливают их на огне.

Крестьяне-земледельцы могут вести хозяйство и зараба­тывать на жизнь, только селясь по берегам зеленого океана, где он сливается с лиственными лесами и саванной с разбро­ санными по ней купами деревьев, или в немногочисленных оазисах и плодородных речных долинах. Жившим на окраи­ нах этих обитаемых областей приходилось несладко, что за­ ставляло их отправиться на поиск лучшей доли в этой все- ленной трав, которая подарит пищу, кров, верховую лошадь, возможность растить детей, вооружать армию и создавать империю. Естественно, ничего подобного не приходило в голову безымянных первопроходцев, которые осмелились потревожить это зеленое море. Заселение степей шло через бессчетное количество попыток, ошибок, тупиков и отступ­ лений, по мере того как животных, извечную охотничью до­ бычу, стали ловить, содержать в загоне, выращивать, пускать на мясо и, наконец, отсортировывать и укрощать. Некото­ рые виды животных удалось приручить: оленей на границах Сибири и Монголии, яков в Тибете, верблюдов в полупус­ тынных областях. Но одно животное сыграло особенно важ­ ную роль, став ключом к богатству пастбищных просто­ров, — им была лошадь.

В Азии одомашнивание лошадей шло полным ходом уже к 4000 году до н. э., о чем говорят археологические раскопки на нижнем Дону. Первоначально, о чем можно судить по


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чингисхан"

Книги похожие на "Чингисхан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джон Мэн

Джон Мэн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джон Мэн - Чингисхан"

Отзывы читателей о книге "Чингисхан", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.