» » » » М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности


Авторские права

М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности

Здесь можно скачать бесплатно "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу об истории древнерусской народности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу об истории древнерусской народности"

Описание и краткое содержание "К вопросу об истории древнерусской народности" читать бесплатно онлайн.



В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхождения русского народа в общих чертах его генезиса в процессе этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведения в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме. 






Хоронили по этому обряду следующим образом:

Сначала на месте кургана выкапывали прямоугольную яму с размерами 1,7-2х0,5-1 м и глубиной 0,3-2 м. В бассейне среднего течения Луги встречены ямы, края которых обложены камнями.

После того как умершего клали на дно ямы, ее засыпали, сооружали насыпь и ее основание обставляли камнями. Обычно под одной насыпью было одно захоронение. Для двух или рыли 2 ямы или одну большую.

Как и все славяне покойников клали головой к западу. На землях, прежде занятых угро-финами, встречаются и захоронения с меридиональной ориентировкой. [258] Захоронения с восточной ориентировкой выдают славянско-балтскую метисацию. [259]

Большинство захоронений без гробов. Долбленые колоды или дощатые гробы встречаются крайне редко. Наряду с захоронениями в вытянутом положении на спине встречаются захоронения в сидячем положении. Особенно много таких захоронений на Ижорском плато, где до прихода словен жило прибалтийско-финское племя Водь, с которым и метисировались пришлые словены.

Во время господства обряда трупосожжения покойника сажали, для устойчивости прислонив к груде камней и обложив его горючим материалом, сжигали. После отмирания обычая трупосожжения покойников хоронили в могилах также в сидячем положении.

Т.к. сидячие захоронеия встречаются иногда не только в Новгородской земле, то скорее всего это отзвуки реликтовой обрядности свойственной праславянским северо-западным племенам, а еще раньше встречались подобные захоронения в индевропейской культуре шаровидных амфор в их северо-украинском варианте (Подольский и Волынский варианты культуры) в 3-м тысячелетии до н.э.

Инвентарь захоронений трупоположений сравнительно беден, встречаются и совершенно безынветарные захоронения. В области новгородских словен распространены ромбощитковые (и овальнощитковые) височные кольца, которые служат этноопределяющим признаком этого племени. Концы колец, как правило, сомкнутые, реже - втульчатые. Основной их ареал - Приильменье с бассейнами Луги и Плюсны. Отдельные находки произведены на территории южнее и восточнее основного региона до р.Оки, а также на Ижорском плато и на Псковщине. Последнее отражает инфильтрацию словен на соседние территории. О последнем свидетельствуют находки таких колец в курганах Ярославского и Костромского Поволжья и в Ростово-Суздальской земле, а также на Смоленщине. [260]

Отдельные экземпляры ромбощитковых украшений встречены далеко от их основного ареала - в Дрогичине, на Волыни, в Гомельском Поднепровье. Известны они и за пределами древней Руси. Из земли новгородских словен ромбощитковые кольца проникли в Карелию, Финляндию, на Готланд и в Скандинавию. Эти украшения бытовали на Новгородчине с начала 11 до 14 в. включительно. Наиболее ранние были кольца с четковырезанными ромбическими щитками, орнаментированными пунктирным крестом. Крест оформлялся на концах тремя кружками в 11-12 вв. [261] , в 12-13 вв. они сменяются щитками с ромбами, а в 12-13 вв. крестами, вписанными в ромб, и, наконец, в конце 13 - начале 14 вв. - постепенно щитки становятся сглаженноромбическими, а потом - овальными. Изменяется и орнаментация- вместо креста появляется пунктирный рисунок с кружками или выпуклинами или без них. Уменьшаются и их размеры - до весьма маленьких. Носили их чаще всего по 1 кольцу на каждом виске, а иногда встречаются умершие с 3-4 кольцами с каждой стороны.

Кроме ромбощитковидных височных колец постоянно встречаются перстнеобразные и несколько раз обнаружены 3-х бусинные. В курганах Новгородской земли нередко находят тонкопластичные головные серебрянные или бронзовые венчики. Концы их имели отверстия для продевания шнура или крючки для его закрепления. Не исключено, что они являются характерной племенной принадлежностью словен. Вне Новгородского региона они найдены только в Верхнем Поволжье и в междуречье Волги и Клязьмы - регионов, в освоении которых активную роль играли новгородские словене.

Другой тип венчика делался из ткани и украшался штампованными серебряными бляшками. Носили женщины и сложные уборы - найдены остатки головного убора из шести рядов округлых и удлиненных оловянисто-свинцовых бляшек. Височные кольца здесь крепились к этому убору.

Для новгородских словен характерны небогатые шейные ожерелья преимущественно из стеклянных и пастовых бус разных цветов. Преобладают зонные бусины, встречаются также шарообразные, винтообразные, ребристые и битрапециодные. Их цвета белый, голубой, синий, желтый, черный. Встречается бисер тех же цветов, кроме черного, а также мелкие кольцевые пастовые бусины.

В северо-западной части Новгородчины весьма распространены круглые грудные привески с различными орнаментами, а также ажурные, в т.ч. решетчатые. Довольно широко были распространены перстни и браслеты, принадлежащие к общеславянским типам. Из них наиболее часто встречаются узкопластинчатые и проволочные перстни. [262]

На смену новгородским курганам приходят жальники. "Жальник" - местный новгородский термин, производный от древнерусского и старославянского "жаль" - гробница. Это кладбище из грунтовых могил, обставленных на поверхности валунами ввиде кольца или прямоугольника по форме погребальной ямы. В головах и ногах т.е. с запада и востока, теперь всегда ставятся крупные валуны.В дальнейшем они еще увеличиваются в размерах, а обкладка могил исчезает, как и камень в ногах погребения. Остается крупный валун или плита в головах погребения. Еще в обложенных камнями могилах иногда вместо плиты в головах ставился каменный крест. И наконец единственным наземным обозначением могилы остается только крест в головах погребения. Абсолютное большинство этих захоронений безынвентарны. Это затрудняет хронологию этапов эволюции погребений. Первые жальничные погребениия появляются, по-видимому, в 12-14 вв. В одном из самых поздних найдена монета 15 в.

В тех случаях, когда все-таки инвентарь находился, то непременно находили этноопределяющие словен ромбощитковые височные кольца. В некоторых могилах найдены следы досчатых гробов, сколоченных гвоздями. Положение умерших общеславянское - головой на запад. Границы распространения жальников указывают процесс расселения словен во все стороны от территории сопок. Больше всего на северо-восток и на северо-запад, а дальше всего, но сравнительно реже на юго-запад почти до бассейна Западной Двины. [263]

В 11 веке словене активно осваивают Ижорское плато, населенное водью. К 14 в. курганные захоронения здесь исчезают и заменяются жальническими погребениями. На северо-восток словенами осваиваются территории племени весь. А дальше на юго-восток Волжско-Клязминское междуречье до р. Уводь, левого притока Клязьмы и Костромское Поволжье до р.Мера, левого притока Волги до 13 в.

Дальнейшее расселения славян на восток и северо-восток происходило уже в составе общерусской народности, сложившейся как метисное население в результате поглощения восточными славянами местных угро-финских народов.

Для новгородских земель характерно распространение каменных крестов, поставленных не только на могилах, но и в память о тех или иных событиях, которые ставили вплоть до 17 века. Так в 1657 г. был поставлен каменный крест у северной стены Изборска в честь сражения с литовцами. Один из самых ранних памятных крестов относится к 1133 г. Наиболее знаменит т.н. Труворов крест, поставленный на старом Изборском (Труворовом) городище в 1303 г., когда Изборск был перенесен на Жеравью гору, более отвечавшую тогдашним требованиям к оборонительным сооружениям. [264]

Как поляне на юге, так и словене на севере восточных славян были тесно связаны с летописной историей славянских земель благодаря тому, что селились они вместе со своими союзниками (кривичами, весью и мерью на балтско-волжском торговом пути, связывавшим северную Европу со Средней Азией. Именно оттуда приходили на Русь арабские купцы, знавшие еще в 7 веке три главных слвянских тороговых города Ростов, Ладогу и Киев. [265]

Как свидетельствуют археологические раскопки первые захоронения в круглых сопках, которые в достаточной степени достоверности относят к "словенской" культуре, происходили в конце 6 - начале 7 вв. С другой стороны Д.А.Мачинский (см.10) на стр.17 делает вывод из сличения косвенных свидетельств письменных источников, что "словене"могли появиться на этой территрии в интервале 650 [266] - 775 гг. Он же считает, что более ранние археологические находки относятся к каким-то иным событиям в данном регионе.

Но там же, на стр.8, он упоминает, что первое поражение "словене" северного подунавья переносят от Византии в 593 - 602 гг. Возможно первая волна "словен" ушла на север именно тогда, а остальные двинулись по проложенному пути несколько позже.

5-й в. - "словене" уходят со своей прародины на территории современной Белоруссии в сторону Дуная сер.6 в.- поселение "словен" на Дунае


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу об истории древнерусской народности"

Книги похожие на "К вопросу об истории древнерусской народности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Лебединский

М Лебединский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности"

Отзывы читателей о книге "К вопросу об истории древнерусской народности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.