» » » » М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности


Авторские права

М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности

Здесь можно скачать бесплатно "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу об истории древнерусской народности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу об истории древнерусской народности"

Описание и краткое содержание "К вопросу об истории древнерусской народности" читать бесплатно онлайн.



В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхождения русского народа в общих чертах его генезиса в процессе этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведения в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме. 






5-й в. - "словене" уходят со своей прародины на территории современной Белоруссии в сторону Дуная сер.6 в.- поселение "словен" на Дунае

593-602 гг.- первое поражение "словен"от Византийцев кон. 6 в.- переселение с подунавья первой волны "словен", которая оседает в р-не оз.Ильмень сер.7 в.- править Русью приглашен варяг Родбард (Ратибор) не то дед не то отец Буривоя, прадеда Рюрика.

650 (675) - 775 гг.- вторая волна переселения "словен" с северного Подунавья нач.760-х гг.- Ладога самое главное поселение этого времени

838 г. - появление в Константинополе послов хакана росов [267]

843-844гг.-нападение на Севилью "маджус" (европейское название норманов), "которые называються Рус"

844 г. - смерть Гостомысла сына Буривоя, князя Словен, деда Рюрика(рожд.810 г.) по линии его матери.

859 г. - Варяги берут дань с северных племен (Чудь, Словен, Меря, Веси, Кривичи), а хозары - с полян, вятичей и северян.

867 г. - "Въсташа Словене, рекше новгородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им

дани. Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитиа безпрестани.

868 г.- И по сем събравъшеся реша к себе: "Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар, или от Полян или от Дунайчев или от Варяг." И бысть о сем молва велия - овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги." (Никоновская летопись) - Рюрик обосновался в Ладоге.

870 г. - Прибытие Рюрика в Новгород(центр словен) "по дъвою же лету" (Никон.летопись)- после прихода в Ладогу.

872 г. - восстание Вадима(брата жены)."Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его" (Никоновская летопись)

873 г. - Рюрик раздал своим мужам: Полоцк[268], Изборск [269], Ростов (меря) и Белоозеро (веси)

875 г. - "Того же лета избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много новгородцких мужей." (Никоновская летопись) [270]

877 г. - от жены Алфинд(Эффанды) родился сын Игорь

879 г. - Рюрик умирает, передав княжение брату жены Олегу за малолетством сына

882 г. - Олег, набрав войско из варягов, ильменских славян и подвластных племен (чуди, веси и псковских кривичей) двинулся на юг;

- покорил Смоленских кривичей, взял Смоленск и посадил там своего наместника;

- присоединил северян, взял их город Любеч и посадил там своего наместника;

- затем пришел к Киеву, хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира и убил их, сделав Киев своей столицей;

- наложил дань на ильменских словен, кривичей и меря;

- Новгород должен был платить 300 гривен на создание дружины из варягов.

С этого момента кончилось раздельное существование Новгородских и Киевских земель и началась совместная история Киевской Руси. Но достаточно долгое время Новгород сохранял определенную автономию внутри этого государства. Так, например, при Ольге Великое полюдье не захватывало Новгородской земли и имело самой северной точкой г.Смоленск. А в Ладоге до середины 11 в. стояла варяжская дружина на охране балтийско-волжского торгового пути. В Ладоге же в после похода на Византию (в 911 г.) скончался Олег (есть там "Олегова могила").Следы этой Новгородской, а затем и Псковской автономии изничтожали и Иван III и Иван IV

3.СОЮЗЫ ПЛЕМЕН ЮГО-ВОСТОКА 

В 8-м в. по всей этой территории расселилась единая славянская группировка, распространившая родственные культуры: роменскую на днепровском левобережье, борщевскую на Дону и похожую на них в верхнем течении Оки. В результате расселения и слияниия с различными аборигенными этносами к 9 - у веку здесь сложились 3 локальные группы славян, еще не являвшимися союзом племен упомянутых в ПВЛ. Это произошло еще позже. [271]

ВЯТИЧИ

"Русские летописи связывают ареал вятичей с Окой. ПВЛ отмечает: "...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, - Радим,а другий Вятко,- и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вятичи." А под 964 г. в связи с походом Святослава на северо-восток говорится:"И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи" (ПВЛ).

Однако исследователями давно замечено, что летописное "от ляхов" следует понимать не в этническом, а в географическом смысле. По-видимому, летопись имеет в виду, что в древности предки вятичей жили где=то в западных областях, там, где в средневековье расселились ляшские (польские) племена.

Древности ранних вятичей по основным особенностям- керамическому материалу, домостроительству и погребальному обряду - сопоставимы с синхронными славянскими культурами более южных областей Восточной Европы: роменской днепровского левобережья и типа Луки-Райковецкой правобережной Украины, (верховий Припяти до верховьев Буга), где они пребывали, очевидно, в 6-7 вв. [272]

Обе культуры были почти неразличимыми видоизменениями пражско-корчаксской культуры.

Очевидно, нужно пологать, что в самом начале 8-го в. на верхнюю Оку, на территорию, занятую голядью, пришла группа славян откуда-то с юго-запада. (22, с.148)

1146 г.- названы два вятичских гг. Козельск и Дедославль. В первый бежал к вятичям Святослав Ольгович, а во втором собрались вятичи и решили воевать с этим князем.

1147 г.- упомянуты гг.Брянеск, Воробиин, Домагощь и Мценск, находившиеся по краю земли вятичей.

1184 г.- Карачев определенно отнесен к вятическим городам.

Кроме того в "Вятичах" упоминают гг.Воротинеск (на р.Выса, левый приток Оки), Колтеск (на Оке), Мосальск (в бассейне Угры) и Серенск (бассейн Жиздры). В поздних летописях есть упоминание, что земли вятичей простирались до рязанского течения Оки: "Вятичи и до сего дне, еже есть Рязанци". Т.о. территория расселения вятичей охватывала бассейны верхнего и среднего течения Оки.

В летописях вятичи, как достаточно самостоятельное племенное объединение, упоминаются вплоть до 12 в.

Наиболее аргументированную и подробную картину вятического расселения дали только археологические материалы. Вятические курганы с трупоположениями и их инвентарь обобщил А.В. Арциховский в 1930 г. Труды и его выводы из них не потеряли своего значения до сих пор. Этнически определяющими для вятичей являются только семилопастные височные кольца. Судя по распределению их находок границы вятичей выглядят следующим образом:

На западе они соседили с северянами, радимичами и кривичами. Эта граница шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах Жиздры и Угры выделяется пограничная полоса шириной 10-30 км, где вятические курганы сосуществовали с кривическими. Эта полоса проходила по верховьям Жиздры и по притокам Угры - Болве, Рессе и Снопоти. Далее вятическая граница подымалась до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток к верховьям Клязьмы. Вятичам полностью принадлежало правобережье р. Москвы. Частично они заходили и на левый берег на 10-50 км севернее, но здесь вместе с вятическими курганами встречаются и кривические. Примерно около впадения учи в Клязьму вятическая граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы, а потом - Оки.

Наиболее восточным пунктом с вятическими височными кольцами является Переяславль-Рязанский. Отсюда юго-восточная граница шла к верховьям Оки, захватывая бассейн Прони, но не достигая бассейна Дона. Бассейн верхнего течения Оки был целиком вятическим" [273]

Как видно из таблицы 2 в территорию вятичей вошла вся зона мощинской неславянской культуры - летописной голяди, а также на севере захватила часть колчинской культуры и на юго-востоке местных угро-финских культур. Отсюда ясно видно, что вятичи к 9-у веку образовались из ассимиляции местного аборигенного населения (голяди), пришедшем сюда в 8-м веке праславянским племенем откуда-то с юго-запада, со среднего поднепровья.

В 8-10 веке главный обряд был трупосожжение с помещением пепла и кальцинированных костей в более ранних курганах, насыпанных на материке, выше материка на 0,2-0,3 м. или изредка в глинянных сосудах-урнах чаще лепных и реже гончарных. В более поздних курганах пепел помещали в домовины сложенные из дерева срубные или столбовые. Сверху камеры были покрыты плахами, а снизу имели пол из хорошо подогнанных досок. Размеры камер от 2,2 х 1,1 до 1,75 х 0,5 при высоте 0,35- 0,45 м. Все камеры обуглены - они сгорали находясь внутри кургана. Захоронениями пользовались неоднократно - слой пела и кальцинированных костей достигал 10 - 20 см. Доступ облегчался тем, что захоронение сверху заваливалось камнями. Вещевые находки крайне бедны - иногда сплавившиеся бусы, фрагменты пряжек и т.п. Курганы с домовинами датированы 9-10 веками.

При рассмотрении карты 22 (22, с.147) легко заметить, что славяне в 8-10 вв. занимали только территорию бассейна верхнего течения Оки включая ее приток Угру - т.е. только территорию голядской мощинской культуры. Остальная часть описанной выше территории была неславянской. Всю эту территорию вятичи освоили только к концу 13 века. Причем на первоначальной территории оказались лишь отдельные курганы с трупоположенем и массовое их количество на территории занятой в 8-10 вв.поздней дьяковской культурой. Похоже, что перемещение происходило по Оке, а потом на север по течению Москвы и к югу по Оке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу об истории древнерусской народности"

Книги похожие на "К вопросу об истории древнерусской народности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Лебединский

М Лебединский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности"

Отзывы читателей о книге "К вопросу об истории древнерусской народности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.