» » » » М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности


Авторские права

М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности

Здесь можно скачать бесплатно "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу об истории древнерусской народности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу об истории древнерусской народности"

Описание и краткое содержание "К вопросу об истории древнерусской народности" читать бесплатно онлайн.



В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхождения русского народа в общих чертах его генезиса в процессе этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведения в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме. 






992 г.- "Иде Володимиръ на Хорваты"(Пвл) - больше упоминаний о них нет.

Археологические памятники 8-9 вв. верхнего поднестровья считаются хорватскими.(рис.9, с.94)

Отличительным признаком хорватских захоронений являлось труппоположение с западной ориентировкой в большинстве своем под каменной плитой, но иногда и без нее.

Большинство захоронений безинвентарно или имеет очень бедный набор вещей. Среди височных украшений преобладают перстнеобразные кольца с заходящими концами и перстнеобразные кольца с концом или 2 концами, загнутыми в обратном направлении. Часто эти украшения изготовлялсь из 4-хгранной проволки.

Остальные украшения находились в единичных экземплярах. В 10-м в. хорватская территория тесно заселяется тиверцами, сдвинутыми со своих мест кочевниками.

Оформление Галицкой земли в особую древнерусскую область в какой-то степени, по-видимому, было обусловлено спецификой племенного населения Верхнего Поднестровья. Выделение ее произошло в конце 11 в. По решению Любечского "съезда" древнерусских князей в 1097 г. один из Ростиславичей - Василько - был утвержден в Теробвле. В Перемышле был утвержден свой князь - Володарь, земля эта вошла в состав Галицкого княжества позже." (22, с.123-128)

ТИВЕРЦЫ

"В ПВЛ им отводится Поднестровье: "...а улучи и тиверьци сидяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множество ихъ; седяху бо по Днестру оли до моря, и суть грады их и до сего дне"(ПВЛ)

885 г.- Киевский князь Олег воевал с тиверцами и уличами, но по всей видимости, не покорил их.

907 г.- В походе Олега на Византию участвовали и тиверцы.

944 г.- В походе Игоря на Византию участвовали и тиверцы. "Тиверци, яже соу толковины."[284] (это было их последнее упоминание)

Этноним "тиверцы" скорее всего произведен от греческого названия Днестра - Тирас (из иранского "turas"- быстрый). Этноним, очевидно, был присвоен части славян-антов времен черняховской культуры во время контактов с сарматами.

Тиверцы и уличи целиком жили на антской территории и были, вероятно, племенами, входившими в Антский союз племен.

Характерным признаком захоронений 6-8 вв. является разновременные коллективные захоронения скорее всего семейного характера чаще всего по обряду кремирования. Каких-либо чисто тиверских черт выявить не удалось. Тела сжигались на стороне и пепел хоронился в глинянных урнах, произведенных на гончарном круге и принадлежат к древнерусской керамике 9-10 вв.

После появления печенегов в 915 г., а позже и половцев местное славянское население ушло на север и растворилось в населении Галицкого княжества. Отдельные островки славян, оставшиеся на месте были романизированы и вошли в состав молдавского народа." [285]

Может быть, переселение славян-тиверцев на север отражают такие топонимы, как летописный Черн на среднем Днестре и Черновцы в Северной Буковине. Город Черн - Алчедарское городище был покинут славянами в 12 в. (22, с.128)

УЛИЧИ

Упоминаний об уличах крайне мало и они являются поистине загадочным народом. Этноним скорее всего происходит от древнеславянского слова, обозначавшего угол - угличи, уличи. Жили первоначально они или в углу нижнего течения Днепра, (древнерусское - "улучье"). Согласно ПВЛ жили они в нижнем течении Днестра и имели г. Пересечен и тяготели к побережью Черного моря, где берег имеет форму угла- (по турецки- Буджак- угол).

В древнерусской Киевской летописи во времена Аскольда и Дира (конец 9-о века) древляне и уличи жили рядом с полянами, видимо, первые выше, а вторые ниже по Днепру.

Основной территорией уличей до середины 10 в. было Поднепровье южнее полянской земли. В древнейшем своде, отрывки которого сохранились в Новгородской летописи, сказано:

"И беша седяще уличи по Днепру вънизъ, и по семь преидоша межю Бъгъ и Дънестръ, и седоша тамо."

Тем более, что г.Пересечен в поднепровье южнее Киева упоминается под 1154 г. в перечне древнерусских городов, составленном в 14 веке.

885 г. - Олег имел рать с уличами, но безуспешно

940 г. - воевода Игоря Свенельд осаждал Пересечен 3 года и взял его.

После этого уличи в летописи не упоминаются. Судьба их под напором степняков была такая же как у тиверцов - они под напором печенегов были оттеснены на север и в районы поднестровья. Археологические раскопки 60-х гг. привязали уличей к правобережному Поднепровью от устья р. Роси до днепровских порогов и в бассейне Тясмина, а также в Днепровском углу. Памятники эти - поселения и могильники - принадлежат к древностям пражско-пеньковской и следующей за ней Луки-Райковецкой культур. Никаких особых отличий в инвентаре погребений и поселений отмечено не было по сравнению со следами этих же культур на других территориях." [286]

На основе всего предыдущего материала может быть составлен следующий порядок расселения восточных славян по той территории, которую они занимали к 9 в.

В 6 в. первыми сюда переселились дулебы на правобережье Припяти и анты в нижнее междуречье Днестра и Днепра. Почти одновременно с ними переселились, всего вероятнее морским путем из междуречья Вислы и Одера на берега Чудского озера кривичи, а в верховья Днестра пришла после разгрома аварами восточная ветвь хорватов.

Примерно из того же района в 6-7 веке переселились предки Юго-Восточных славян в район южного поднепровья.

В начале 7 в. в район озера Ильменя пришла первая волна словен после разгрома славян на Дунае Византией.

К концу 7 в. дулебы расселившись шире своего начального местообитания разделились на полян, древлян, дреговичей и волынян. Одновременно с этим в Приильменье пришла 2-я волна словен.

В начале 8 века от основной группы кривичей отделились т.н. смоленские кривичи, а оставшиеся стали называться кривичами псковскими. На месте антов оказалось 2 племени тиверцев и уличей. И в том же 8 в. на свои места расселения пришли вятичи, радимичи и северяне из южного поднепровья.

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

"Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и украинском языках показывают, что все они выделились из одного общерусского языка. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как "Повесть временных лет", древнейший свод законов - "Русская Правда", поэтическое произведение "Слово о полку Игореве", многочисленные грамоты и др.

Начало сложение общерусского языка определяется лингвистами - как 8-9 вв.

Сознание единства Русской Земли сохранялось как в эпоху Киевской Руси, так и в период феодальной раздробленности. Понятие "Русская Земля" охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на Западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке.

Вместе с тем имелось еще узкое понятие Русь, соответствующее среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли), сохранившееся от эпохи 6-7 вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен - русов. Население Русского племенного союза в 9-10 вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Каковы же предпосылки образования восточнославянской народности?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится, в основном, на 6- 8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о "русской прародине" или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадает и территория древнерусского государства с ареалом восточнославянской народности.

Русской землей или Русью, стали называть территорию древнерусского раннефеодального государства. Термином Русь пользуется ПВЛ и зарубежные страны Европы и Азии. О Руси упоминают византийские и западноевропейские источники.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу об истории древнерусской народности"

Книги похожие на "К вопросу об истории древнерусской народности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Лебединский

М Лебединский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности"

Отзывы читателей о книге "К вопросу об истории древнерусской народности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.