» » » » Александр Фетисов - Диалектика познания


Авторские права

Александр Фетисов - Диалектика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Фетисов - Диалектика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалектика познания
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектика познания"

Описание и краткое содержание "Диалектика познания" читать бесплатно онлайн.



Разъясняются отличия элементарного и системного подходов к исследованию объектов. Рассматриваются диалектика формирования понятий об объекте исследования, диалектика знания и понимания, практика как критерий теории и другие аксиомы марксистской теории познания.

Однако на вопрос: "Имеем ли мы сейчас науку, которая называлась бы «Диалектический метод», содержащую все необходимое, чтобы любой исследователь мог бы черпать из нее ответы на все интересующие его вопросы относительно того, как на практике вести исследования диалектически?" -- автор отвечает: -- "Такой науки, доведенной до практического руководства, у нас еще не имеется."

Автор формулирует собственный алгоритм для исследователя-практика, желающего совместно применять диалектический и системный методы в своей работе.

Анализируя современные научные методы исследования, автор приходит к тезису о недостаточном развитии науки. Три великих открытия ХIХ века -- (1) закон сохранения и превращения энергии; (2) деление и размножение органической клетки; (3) теория Дарвина -- в XX веке лишь коснулись внешней стороны проблемы развития. Их предстоит углубить и расширить с тем, чтобы со временем объяснить до конца те процессы в природе, которые называются одним словом -- саморазвитие. Но они не были углублены и не были расширены. Теорию развития ещё только предстоит создать. Она возможна только на пути, указанном марксистской, материалистической диалектикой.

В качестве примера тупикового положения современной буржуазной науки, слепо использующей формальное теоретизирование, автор анализирует "переворот в физике" начала XX века и теорию Эйнштейна, высоко оценивая личные качества этого исследователя.






Александр Александрович Фетисов

Диалектика познания

§1. Элементарный подход и системный


Согласно традиционным взглядам перед исследователем исследуемые предметы обычно рисуются в виде следующей фигуры:


Где:

τ - исследуемый предмет: его внутреннее содержание (и сущность);

Ф - оболочка предмета: его форма.


Предмет, содержание (и сущность) представляются исследователю внутренне однородными, а оболочка может принимать различные формы. Искусство исследователя оценивалось и состояло в том, чтобы не ошибиться - не отождествить форму с содержанием; уметь вскрывать внешнюю оболочку и уметь распознавать под внешней оболочкой внутреннее содержание предметов. Такое исследование надо признать традиционным; оно в практике познания до сих пор имеет большое распространение.

Однако действительность бывает иной. Подавляющее большинство предметов, нуждающихся в исследованиях, отнюдь не такие простые и безобидные, какими вначале представляются на фигуре №1. Большинство исследуемых предметов являются системными предметами и системными объектами. Они внутренне неоднородны, структурны, постоянно находятся в изменении. Они «живут» как внутренней, так и внешней жизнью.

Их надо с самого начала представлять себе более сложной фигурой №2:


Где:

τ - исследуемый системный объект;

r1+r2+r3+r4+r5 - его составляющие (исследуемые части, исследуемые предметы);

Ф - оболочка объекта (форма);

h - представления об объекте, сложившихся к началу исследования;

Н - оболочка этих представлений.


Перед исследователем, таким образом, всегда встает более сложное образование. Для того чтобы проникнуть в его содержание (и сущность) исследователю приходится преодолевать ряд препятствий:

1. прорывать внешнюю оболочку (Н);

2. преодолевать толщу представлений (h);

3. вскрывать внутреннюю оболочку (Ф);

4. распознавать открывающиеся части r1+r2+r3+... (предметы) в их развитии и взаимодействии.

И все это надо рассматривать и проделывать во времени (с учетом изменения объекта и предметов).

Чем развитее объект - тем больше возникает препятствий на пути его исследования. «Развитость» объекта усложняет его познание, это бесспорно, но с другой стороны, развитость помогает полнее и быстрее его познать:

«анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны»

- говорил К. Маркс. Более развитые объекты сложнее в познании, но вместе с тем, по ним полнее и глубже можно раскрывать предшествующие формы развития.

Но не только одна физическая развитость создает трудности на пути познания того или иного объекта. Не меньшие затруднения создают те представления (Н), которые успевают сложиться вокруг объекта к моменту научного исследования. Если сам объект (τ) с набором предметов (r1+r2+r3+r4+r5) и оболочкой (Ф) представляет, так сказать, естественные (обязательные) трудности, то сложившиеся взгляды (h) с оболочкой (Н) представляют необязательные препятствия. И, тем не менее, несмотря, на их «необязательность», они-то чаще всего и составляют основное ядро затруднений при изучение системных объектов и предметов.

Объект (τ) - это активное начало познания; он никогда не стоит на месте; переходит от низшей на высшую ступень развития. Представления (h) напротив, по своей природе пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный объектом (τ), и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда радикально изменяется сам объект, - да и то все это происходит со значительным отставанием по времени и значительным искажением содержания. Объект (τ) все время живет и непрерывно изменяется, представления (h) существуют лишь в силу привычки, покрываясь, время от времени окостеневшей оболочкой (H).

Исследователь, не знакомый на практике с самим реальным объектом, ни разу не ощутивший его биения и дыхания; знакомый с ним лишь через представления (h) - такой исследователь не в состоянии правильно подойти к объекту.

Исследователь, не вооруженный к тому же ясным пониманием структурности, развития изменчивости объекта, может безнадежно увязнуть в представлениях (h+Н), так и не достигнув реального объекта (τ). История познания полна подобными примерами (Кант, Гегель и другие).

Традиционное представление недооценивает роли представлений (h+Н). Нам надо знать, как они образуются вокруг реальных объектов (). Необходимо научиться различать, узнавать, с чем в действительности мы имеем дало каждый раз, как только обращаемся к тому или иному конкретному объекту или предмету.

Имеем ли мы дело:

1. с самим исследуемым объектом ();

2. с его названием, знаком, словом;

3. с индивидуальным (субъективным) понятием;

4. с понятием - принятым, наиболее распространенным, бытующим или

5. с научным понятием.

Разумеется, что целью любого исследования должно являться, в конечном счете, научное понятие (5).

Если только что перечисленное изобразить графически, оно представится, как показано на схеме 3:


На схеме показана последовательность образования представлений (h).

Сначала объявляется исследуемый объект (1). Здесь необходимо различать момент «объявления» объекта и момент его «появления». Зародиться, развиться и появиться, как нечто целое, объект может задолго до его объявления перед людьми. Люди вначале могут очень долго не замечать появившегося объекта; может пройти немало времени, прежде чем они обратят на него свое внимание и откроют факт его существования. Вот этот момент открытия мы и будем называть «Объявлением» объекта.

На схеме показана последовательность образования представлений (h).

Сначала объявляется исследуемый объект (1). Здесь необходимо различать момент «объявления» объекта и момент его «появления». Зародиться, развиться и появиться, как нечто целое, объект может задолго до его объявления перед людьми. Люди вначале могут очень долго не замечать появившегося объекта; может пройти немало времени, прежде, чем они обратят на него свое внимание и откроют факт его существования. Вот этот момент открытия мы и будем называть «Объявлением» объекта.

Почти одновременно с объявлением объекта возникает его название (2) - имя, знак, слово.

Название, имя, слово сопровождается индивидуальными (субъективными) представлениями (3)(3)(3)... Их насчитывается столько, сколько людей сталкивается с объектом (1). Это то, что, выше было названо представлениями (h).

После этого проходит немало времени, и индивидуальные понятия (3)(3)(3), предварительно сильно перебродив, складываются в общепринятые представления (4). Это то, что было названо внешней оболочкой (Н). Вот она-то и представляет самый большой тормоз на пути познания объекта (1).

Общепринятые понятия (4) способны длительное время пребывать в неизменном состоянии, являя собой как бы суть, содержание объекта (1). Общепринятые понятия в моменты их наибольшего окостенения обычно заносятся во все толковые и энциклопедические словари. Эти понятия не отражают содержания и сущности действительных объектов, и в лучшем случае, отражают лишь пройденные этапы в развитии изучаемых объектов.

Пока господствуют общепринятые представления, познание объекта по существу затормаживается, Но сколь долго б такое положение не длилось, рано или поздно создается обстановка, когда объект (1) в своем развитии уходит настолько далеко вперед от общепринятых представлениях (4), что между ними образуется совершенно нетерпимый разрыв. Люди в таких случаях останавливаются перед альтернативой: либо отказаться совсем от изучаемого объекта (1), либо отказаться от общепринятых представлений (4). Спор в решительные моменты разрешается в пользу объекта (1). Но даже в такие моменты обозначаются два пути познания объекта (1), ведущие к принципиально разным результатам:

- либо решительное продвижение от общепринятых понятий (4) к научным понятиям (5) и объекту (1);

- либо ряд постепенных и незначительных продвижений - с тем, чтобы каждый раз только-только отрываться от общепринятых представлений и не приближаться вплотную к исследуемому объекту.

Выбор пути познания в прошлом определялся специальными условиями, в которых совершался процесс познания, но многое зависело и от чисто гносеологических причин, влияющих на выбор пути к реальным объектам. Сейчас нас интересуют гносеологические причины, поскольку в современных условиях и тем более в наших советских условиях именно они приобретают решающее значение в вопросах познания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектика познания"

Книги похожие на "Диалектика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Фетисов

Александр Фетисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Фетисов - Диалектика познания"

Отзывы читателей о книге "Диалектика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.