» » » » Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)


Авторские права

Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу познания (О трех соснах)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу познания (О трех соснах)"

Описание и краткое содержание "К вопросу познания (О трех соснах)" читать бесплатно онлайн.



Автор использует метафору "запутаться в трех соснах" для характеристики неразберихи, которая часто царит в науке вообще, и в математике в частности, при стихийной работе процесса познания. Автор выделяет триаду "Явление -- Образ -- Понятие", и анализирует различные варианты взаимосвязей между членами триады в процессе познания. На основе анализа триады "Явление -- Образ -- Понятие" критикуются идеалистические подходы к построению математических теорий. Делается попытка дать  математике строго материалистическую трактовку как "науки о количествественной стороне материального мира", вопреки распространенной идеалистической трактовки математики как "свободной игры ума", или даже как "универсального языка науки". Претензии математики на то, чтобы быть "царицей наук" не оправданы, поскольку её понятийный багаж слишком абстрактен, а следовательно -- слишком ограничен и скуден, чтобы выражать всё богатство конкретного содержания других наук.






Александр Александрович Фетисов

К вопросу познания

(О трех соснах)

Если мы сталкиваемся с человеком, который безбожно путается в простых и ясных вещах, - о таком человеке обычно говорим: «Запутался в двух соснах». Когда приходится знакомиться с воззрениями современных философов, социологов, математиков, писателей, художников, физиков буржуазного типа и толка, мы вправе сказать «все они тоже безбожно путаются с той разницей, что путаются не в двух, а в трех соснах».

Три воображаемые сосны - это окружающий нас реальный мир и те отражения, которые он получает в нашем сознании.

Эта схема поможет нам легче разобраться в причинах той путаницы, которая царит в настоящее время в головах людей, чьи воззрения складываются в условиях буржуазного разделения труда и буржуазной идеологии.

Для начало выясним - как протекал бы «нормальный» процесс познания, если бы на сознание человека решающим образом не давили классовые причины, и он сам в значительной мере был свободен от различного рода предрассудков - слишком устаревших представлений.

Иначе говоря, «нормальным» процессом познания мы назовем такой процесс, когда основную трудность в познании представляет сам предмет познания и гносеологические причины, не отнюдь не познающий человек с его предрассудками и корыстными классовыми интересами.

Не вдаваясь глубоко в доказательства возможности существования такого свободного от предрассудков и интересов индивида, здесь следует сказать лишь следующее: любой человек, твердо стоящий на марксистских позициях и располагающий необходимым минимумом положительных знаний, может осуществить «нормальный» процесс познания. И этот процесс, как правило, мог бы протекать в следующем порядке:

- Сначала обнаруживается «явление» (1)

- Затем возникает образ - Слово, название, знак (2)

- И только после этого появляется понятие (3).

Речь, конечно, идет о научном понятии, а не о том обывательском понятии, которое появляется одновременно с названием, а иногда и раньше самого явления. «Нормальный» процесс познания, таким образом, мог бы последовательно характеризоваться 1 - 2 - 3. Причем, между элементами этой последовательности 1, 2, 3 должно существовать соответствие, которое сводилось бы не только к самой последовательности, но и к тому, чтобы «понятие» раскрывало сущность явления, а «слово» согласовывалось бы с «понятием».

Однако действительные процессы познания протекали и протекают далеко не всегда по «нормальному» образцу. Нарушается не только нормальная «последовательность», но и «соответствие», а вместе с ними нарушается и содержание - конечный результат познания.

1) Например, нормальная связь 1 - 2 - 3 по тем или иным причинам на многие годы может быть незавершенной. Явление может возникнуть и может наблюдаться, название ему уже присвоено, а научного понятия ему еще не выработано. В таких случаях «нормальная» последовательность в действительности остается 1 - 2 - 0; представляется же она завершенной, потому что пустое место (0) никогда не остается пустым, оно всегда чем-то заполняется.

Хорошо, если пустота сразу заполнится безобидным флогистоном или теплородом - до определенного момента даже они способны нести пользу. Ну, а если на место нуля сразу приходит ни в какой мере не соответствующее явлению понятие - то, что обычно мы называем необоснованной гипотезой или попросту иллюзией, выдумкой, или слишком долго задерживаются устаревшие флогистоны - в таких случаях дальнейшее развитие не только познания, но и самой действительности становится невозможным.

Трудно сейчас представить, на каком уровне находилось бы сейчас производство материальных благ и культура человеческого общества, если бы современное производство основывалось не на атомно-молекулярной теории теплоты, а по-прежнему на теории теплорода и если бы процесс горения - огонь до сих пор рассматривался не как процесс окисления, а как процесс, связанный с флогистоном. Трудно представить все последствия задержки устаревших понятий, однако общую тенденцию можно выразить несколькими словами: дальнейшее развитие общества при наличии устаревших понятий или при отсутствии научных понятий с определенного момента становится невозможным.

2) Действительные процессы познания, как показал опыт Истории, необязательно протекают в последовательности 1 - 2 - 3. Есть не мало примеров, когда «нормальная» последовательность познания переворачивается и приобретает вид 3 - 2 - 1, т.е. сначала «понятие», а затем уже «явление».

Возьмем «Атом». Сначала он возник всего лишь как понятие в мозгу древнего грека, ему грек присвоил имя «атом» - «неделимый». Что же касается явления, т.е. самого атома те грек его нигде и никогда не наблюдал и никаким образом не ощущал. Атом ничего не давал знать о себе в тот момент, когда грек отразил его в своем мозгу в виде понятия. Выходит, что атом человечеством был взят не из окружающей природы, а из головы умного грека. Можно сказать: не только умный грек, но и многие другие благоразумные люди безоговорочно поверили тому, чего никогда не наблюдали в жизни.

Как это случилось? Не имеем ли мы здесь дело с идеализмом? Уж очень похоже сначала - идея, затем - материя.

Конечно, атом не был выведен непосредственно из головы грека. Он возник, как отражение окружающего материального мира. Люди, наблюдая окружающие их предметы, вещество и т.д. пришли к мысли, что все они, в конечном счете, по-видимому, должны состоять из элементарных частиц, обладающих «абсолютными» свойствами - неделимостью, невменяемостью и непроницаемостью. Понятие об атоме возникло, как о носителе раз и навсегда заданных свойств: он должен быть неделим, непроницаем и, вместе с тем, представлять ту минимальную клетку, в которую заложены все характерные свойства вещества.

Так возникло понятие об атоме, но отнюдь не сам атом. Много времени прошло, пока дело дошло до более реальных вещей. В XIX веке были разработаны атомно-молекулярные теории тепла, валентности, был «обнаружен» атомный вес химических элементов, однако и здесь сам атом оставался еще неуловимым. И только в XX веке, в связи с открытием радиоактивности, и последующими за ним другими открытиями, дело несколько прояснилось.

Атом оказался совсем не тем, за что его принимали. Обнаружилось, что атом делится; более того, он проницаем; и, наконец, носителем неизменных свойств вещества является не в такой мере сам атом, в какой молекула. Сам же атом по-прежнему не обнаруживался

Зато были обнаружены электроны, протоны, мезоны, фотоны и многие другие элементарные и полуэлементарные частицы - о них не скажешь, что они не существуют. Их следы обнаруживаются не только косвенно во многих наблюдаемых явлениях природы, но их следы можно непосредственно наблюдать на фотографиях - чего не скажешь об атомах.

Таким образом, от первоначального понятия атома, как о неделимой непробиваемой и неизменных свойств частице, ничего не остается.

Что же в таком случае остается от атома и от той последовательности (3 - 2 - 0), которую впервые искусственно построил умный древний грек? Более 2500 лет на месте, где должно было находиться «явление», упорно находился нуль (0), но зато хоть два других места были заполнены: имелось «понятие» (3) и имелся «образ» (2). А теперь, в середине XX века довольно ясно обозначилось, что нуль должен поселиться и там, где долгое время проживало понятие (3).

Прискорбное зрелище представляет «Атом» после великих открытий XX века: 0 - 2 - 0 = ни понятия, ни явления! От «атома» остается всего лишь «образ» (2), в виде гипотетических моделей и слова «неделимый». Модели остаются всего лишь более или менее остроумными гипотезами, а слово «неделимый» - несоответствующим действительности, поскольку практика не подтверждает неделимости атома.

По видимому, «Атому» в самом недалеком будущем придется из области познания перейти в музей древностей и поселиться там, рядом с флогистоном и теплородом. Он неплохо выполнил свою роль в познании и теперь в интересах прогресса должен уступить свое место более полноценным понятиям. Известно, что за сущностью 1-го порядка всегда следует сущность 2-го и 3-его порядка и т.д. Никакой обиды в таких делах не должно оставаться, поскольку здесь мы имеем дело с объективным ходом познания.

3) Старение узловых понятий и переселение их в музей невозможно объяснить только нарушением «нормальной» последовательности процессов познания. Нормальная последовательность 1 - 2 - 3 может соблюдаться лишь в тех редких случаях, когда приходится иметь дело с простейшими явлениями. Но, как только мы сталкиваемся с более сложными явлениями, которые не поддаются непосредственному наблюдению, познание невольно развертывается в последовательности 3 - 2 - 1, где на месте единицы вначале почти всегда пребывает нуль, а на месте тройки лишь случайно может оказаться не нуль. «Нормальная» последовательность познания в таких случаях выглядит довольно убого: 0 - 2 - 0.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу познания (О трех соснах)"

Книги похожие на "К вопросу познания (О трех соснах)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Фетисов

Александр Фетисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)"

Отзывы читателей о книге "К вопросу познания (О трех соснах)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.