» » » » Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)


Авторские права

Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу познания (О трех соснах)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу познания (О трех соснах)"

Описание и краткое содержание "К вопросу познания (О трех соснах)" читать бесплатно онлайн.



Автор использует метафору "запутаться в трех соснах" для характеристики неразберихи, которая часто царит в науке вообще, и в математике в частности, при стихийной работе процесса познания. Автор выделяет триаду "Явление -- Образ -- Понятие", и анализирует различные варианты взаимосвязей между членами триады в процессе познания. На основе анализа триады "Явление -- Образ -- Понятие" критикуются идеалистические подходы к построению математических теорий. Делается попытка дать  математике строго материалистическую трактовку как "науки о количествественной стороне материального мира", вопреки распространенной идеалистической трактовки математики как "свободной игры ума", или даже как "универсального языка науки". Претензии математики на то, чтобы быть "царицей наук" не оправданы, поскольку её понятийный багаж слишком абстрактен, а следовательно -- слишком ограничен и скуден, чтобы выражать всё богатство конкретного содержания других наук.






Чувствуются: робость, отсутствие выдержки и лень - эти три сестры, свойственные представителям не трудящихся классов. Ничего еще не узнав достоверного о явлении, торопливо присваивается ему название и вслед не менее торопливо понятие - так обычно проявлялись характерные черты господствующих классов в сфере Познания. В результате поспешных действий повсеместно в прошлом создавалась обстановка, в которой людям подлинной науки приходилось больше бороться с фантастическими выдумками и тоще-плоскими «понятиями» своих предшественников и современников, нежели с реальными явлениями. Известно, что изучение, наблюдение и обработка явлений требуют большого труда, а выработка фантастических понятий всего лишь фантазии и плоских выдумок.

Теперь, когда область Познания уже не является привилегией единственно нетрудящихся классов, когда наука перестала быть прибежищем только робких, торопливых и ленивых, а все более пополняется здоровым элементом и все более превращается в полноценную сферу реального труда - теперь познание по схеме 0 - 2 - 0 становится архаичным, убогим, ненормальным.

Тем не менее, до сих пор целые армии людей продолжают руководствоваться именно этой убогой и архаичной схемой. В самом деле, по схеме 0 - 2 - 0 предметом исследования становится двойка (2), т.е. образы, слова, названия, имена, знаки, иероглифы, а не явления и не понятия. Если мы обратимся к современным людям буржуазного толка - независимо в какой бы области они непосредственно не были заняты, будь то: преуспевающий политик, знаменитый писатель или художник, социолог или философ, математик или физик, католический священник или православный поп - для всех них характерен уход от явлений, боязнь познания и боязнь научных понятий. Все они поставлены в такие условия, когда вынуждены «трудиться» только над «образами», не смея прикасаться к «явлениям» и «понятиям».

Для политика предметом труда являются слова. Преуспевает на поприще политики тот, кто научился в единицу времени источать наибольшее количество слов. Не затрагивая при этом явлений и понятий. Такие политики умеют произносить всем знакомые и примелькавшиеся слова, не возбуждающие ни мыслей, ни чувств.

Буржуазный социолог отличается от буржуазного политика только тем, что имеет дело с письменным словом. В остальном, как и у политика, та же игра словами и лишь изредка прикосновение к научным понятиям, главным образом с целью их искажения.

Писатели, художники и прочие «труженики» искусства заняты только образами. Формула 0 - 2 - 0 для них, так сказать, штатная и типовая. В силу этого представители литературы и искусства чаще, чем другие, впадают в различного рода субъективизм, идеализм и абстракционизм.

Философам, казалось бы, особенно трудно исследовать «наиболее общие законы природы, общества и мышления», если руководствоваться убогой формулировкой 0 - 2 - 0. В действительности, однако, оказалось, что и они смогли найти выход. Философ, нимало не смущаясь, тоже начал исследовать слова, объявив на весь мир семантику «наукой наук». Создана разветвленная логико-семантическая философия, целью которой является не анализ реальных вещей и не выработка научных понятий, а анализ слов, их сочетаний, словесных и логических конструкций.

О православных попах и католических священниках не стоило бы упоминать: всем ясно, что явлениями реального мира и научными понятиями они себя не обременяют; они заняты исследованиями божественных образов. Формула 0 - 2 - 0 попов и священников вполне устраивает.

О физиках. К тому, что было сказано относительно «Атома», следовало бы добавить весьма характерное для состояния дел в современной физике высказывание Нильса Бора. Смысл его сводится к тому, что современная физика изнемогает, якобы, от неупорядоченной терминологии. Не понятия, не система понятий и взглядов и не внутренняя структура науки, а всего лишь терминология, - т.е. те же слова, о которых толкуют семантики, - таковы причины неблагополучия в современной физике, по мнению Бора, и не только Бора! Можно объявить себя материалистом, даже марксистом, и не выйти из круга идеализма.

4) Парижская Академия Наук несколько лет назад создала специальную комиссию по упорядочению математической терминологии, - мероприятие, возможно и необходимое, но, учитывая состояние дел в нынешней математике, - смешное.

Не терминологией следовало бы заняться Академии в первую очередь, а понятиями. Еще Энгельс писал о тощих дефинициях математики. На наш взгляд, нет более бедной понятиями науки, чем математика.

В наше время даже среди больших математиков нет человека, у которого в голове разместилось бы понимание этой пауки в ее полном объеме. Объясняется это обычно тем, что математика, якобы, разрослась до невероятных размеров. Обилие накопленного материала и научных фактов таково, что разместить и удержать их в одной голове становится делом невозможным. Так обычно объясняют. А на наш взгляд, причина не в размерах, не в материале и не в фактах. Причина в бессвязности материалов и фактов: они внутренне не сцементированы, не освещены светом понятий и не обоснованы фундаментальными понятиями. Современная математика похожа на большой дом, который строился в разные эпохи, разными людьми, хаотично, без единого плана. Скорее это нагромождение уходящих ввысь и расплывшихся вширь построек, пристроек и надстроек, переходов, лабиринтов и тупиков, значительная часть которых без света - все это лишь частично опирается на тощий, неизвестно когда, как и кем, возведенный фундамент. Немалая часть построек и пристроек вообще не имеет фундамента. Дом этот хотя и большой, но для проживания малопригодный. В некоторых его помещениях могут проживать лишь призраки.

Если ставить вопрос серьезно, следует сказать: без генеральной перестройки дальнейшее нормальное использование большого дома математики в интересах здорового Познания и Мышления становится невозможным.

Да иначе и быть не может. Вспомним: математика, как и всякая другая наука, относится к тому, что нами называется общественным сознанием. Твердо зная, что математика - составная часть одной из форм общественного сознания и что она в течение тысячелетий находилась в руках господствующих классов, которые в конечном счете никогда не были заинтересованы в объективном, истинном и здоровом познании, зная все это, и, вместе с тем, предполагать, будто в математике не оставлено следов отживших классов - было бы величайшей наивностью. Математика со стороны-марксизма нуждается в такой же генеральной критике, как это было сделано Марксом по отношению к буржуазной политической экономии. Такой генеральной критике математика, как известно, за все время ее существования не подвергалась.

Все другие науки критике и чистке подвергались много раз в ходе их «естественного» развития. Например, исторические науки критикуются довольно основательно каждый раз, как только происходит изменение в экономическом базисе общества. Критика в такие моменты бывает настолько основательной, что все научные факты переворачиваются с головы на ноги. Естественные науки: физика, химия, биология и др. - тоже переживали неоднократные потрясения. Под давлением фактов Практики коренным образом менялись научные факты химии, физики и др. Лишь одна математика стоит особо - признается настолько непогрешимой, что на нее будто не распространяются законы диалектического развития.

Выделение математики в «особую» отрасль знания, не подведомственную законам диалектического развития, в конечном счете, объясняется классовыми причинами, но этому сильно помогают гносеологические причины.

Прежде всего, возникает большая путаница в «трех соснах»: Явление-Образ-Понятие, - с какой из них имеет преимущественно дело математика? С реальностью или с ее отражением?

Предмет математики, несмотря на оживленные поиски, продолжает оставаться туманным. Когда-то этот вопрос не вставал; можно было ограничиться накоплением материала, его исследованием, классификацией и т.д. И при этом особенно не задумываться над проблемой:

что к чему?

Достаточно было сказать:

«Математика имеет дело с числами, величинами, их измерением, отношениями, формами» - и этого оказывалось вполне достаточно, чтобы дальше ни о чем не думать. Но подошло время, материала накопилось много, отдельный человек уже не способен вмещать в себя современную математику, а это ведет к отделению математики от человека и к стремительному растеканию ее предмета вширь, главным образом в сторону абстракций.

Математика давно сделалась обособленной, наиболее «абстрактной», наиболее точной наукой - «царицей наук». К тому времени нигде не оставалось такого простора и свободы для абстракций, идеализма и субъективизма, как в математике. И это сказалось. Похоже было, что в математику вселился Гордый Мировой Дух или Разум гегелевского пошиба, способный к саморазвитию в отрыве от Земной Основы. Это направление в развитии математики особенно резко обозначилось, начиная с французских трансценденталистов и заканчивая современными математическими идеалистами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу познания (О трех соснах)"

Книги похожие на "К вопросу познания (О трех соснах)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Фетисов

Александр Фетисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Фетисов - К вопросу познания (О трех соснах)"

Отзывы читателей о книге "К вопросу познания (О трех соснах)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.