» » » » Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера


Авторские права

Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера

Здесь можно купить и скачать "Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Воспоминания театрального антрепренера
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспоминания театрального антрепренера"

Описание и краткое содержание "Воспоминания театрального антрепренера" читать бесплатно онлайн.



Введите сюда краткую аннотацию






— Нанимались?

Я встал в тупик от такого резкого вопроса и, несколько задетый за самолюбие, ответил:

— Нет, — меня пригласили.

— Пригласили? — удивленно посмотрел на меня сквозь очки Верстовский и медленно забарабанил двумя пальцами правой руки по большой табакерке, которую держал в левой. — Пригласили? — повторил он. — Не слыхал что-то… И что ж вы покончили?

— Покончил.

— Приняты?

— Принят.

— Хорошо, мы это увидим!

Такой недружелюбный тон будущего моего начальника меня озадачил. Не успел я сделать от него двух шагов, как ко мне подошел Щепкин и тихо спросил:

— Что вам сказал Верстовский?

Я передал ему наш разговор.

— Не хорошо! — произнес Михаил Семенович, сделав одну из типичных своих гримас. — Не с того конца зашли… Гедеонов-то уедет, а этот здесь останется…

После Щепкина меня стал исповедовать Дмитрий Тимофеевич Ленский, известный остряк и водевилист:

— Зачем к тебе подходил Щепкин?

— Спрашивал о разговоре моем с Верстовским.

— С ним лишнего не болтай, — шепнул мне Ленский и спросил:

— А какой разговор был у тебя с Верстовским?

— Недружелюбно встретил мой прием в состав московской труппы.

— А ты к нему раньше не заходил?

— Нет…

— Ну, не бывать добру… Погиб! Затрет он тебя…

К нам подошел актер Сергей Сдобнов и, узнав обо всем происшедшем, сказал мне:

— Плюнь ты на все это! Пойдем со мной, я тебя рекомендую саратовскому антрепренеру Богданову. У него служба хорошая, это меценат, помещик, — жалованье даст 1,500 рублей и обеспеченный бенефис тысячу.

Обескураженный затруднениями и неприятностями, встретившимися на первых шагах серьезного начинания, я поступил по совету Сдобнова: подписал контракт с Богдановым и уехал в Саратов, не дожидаясь никаких результатов от дирекции театров.

Так и остался я только при желании на счет службы на казенной сцене, манящей к себе двояко: почетным положением и обеспеченным существованием. Особенно последнее имеет громадное значение в жизни каждого театрального деятеля, волею судеб мыкающегося по провинциям. Никакой крупный талант ни на минуту не гарантирован от нищеты, вся его отрывистая жизнь строится на случайных сцеплениях обстоятельств, ухудшающихся год от году более и более в силу утрачивающейся молодости, в театральном мире ценимой высоко, — а в перспективе почти всегда — голодная, бесприютная старость. Доля провинциального актера тяжелая, бесформенная и забитая. Вот почему все мечты и желания у него сводятся к одному — как бы пристроиться на казенную сцену и выслужить какой-нибудь пенсион, чтобы не умереть с голоду под старость. Старания каждого провинциального актера в этом смысле безусловны, а потому те, которые называют их людьми беспечными, беззаботными, отчаянными, должны отказаться от своего обвинения.

Кстати, упомянув о Ленском, я припомнил несколько его острот и экспромтов, на которые он был неподражаемым мастером. Его находчивость была известна всем и каждому, его остроты облетали Москву и твердо запоминались любителями.

Как-то, во время представления трагедии «Эдип в Афинах» я был на сцене Малого театра и стоял за кулисами вместе с Ленским. К нам подошли два брата Орловы, Илья и Павел, игравшие: первый — Креона, второй — Тезея. Дмитрий Тимофеевич, как бы представляя мне их, произнес, указывая на того и другого:

«Вот вам Креон, вот вам Тезей.

И дуралей, и ротозей».

Действительно, оба они были не хватающими звезд с неба и, кроме того, жестоко преданными живительной влаге.

После первого действия, к Ленскому подошел Илья Орлов и что-то сказал ему жалобным тоном; вслед за ним явился и Павел Орлов, тоже что-то негромко сообщивший Дмитрию Тимофеевичу. По физиономии их можно было заключить, что они не особенно довольны друг другом, что между ними произошло какое-то недоразумение. Когда они удалились, я спросил Ленского:

— На кого они тебе жаловались?

Он ответил экспромтом:

«Илья Орлов винит Орлова Павла в пьянстве.

А тот его винит и в пьянстве я в буянстве».

Ленский не покидал своей страсти к остротам и каламбурам ни в какие минуты жизни. Иногда, в самые грустные моменты, он разражался каким-нибудь «кислым» (как сам он отзывался о своих остротах) словом, приводившим всех окружающих в неудержимый хохот, вовсе неприличный случаю.

Так, когда горел Большой театр в Москве, Дмитрий Тимофеевич стоял на театральной площади и с слезами на глазах смотрел на печальную картину пожарища.

Я в это время был в Москве и тоже присутствовал на этом памятном зрелище. Совершенно случайно столкнулся я в толпе народа с Ленским.

— Плачь! — сказал он мне. — Смотри чего мы лишаемся…

Между прочим, я припомнил ему, что он сам когда-то говорил, что оба театра, и Большой, и Малый, снабжены многочисленными кранами, вполне охраняющими их от пожара.

— И если действительно имеются такие краны, закончил я, — то отчего около них не дежурили сторожа на всякий случай. Они бы моментально затопили весь театр водой.

— Разве не видишь как его затопили, — сказал с горькой улыбкой Ленский. — Так затопили, что и погасить не могут.

В купеческом клубе Ленский бывал часто. Все члены считали за особое удовольствие его посещения и на перебой старались ему угодить; он это высоко ценил и оказывал купеческому клубу видимое предпочтение перед всеми другими.

Купеческий клуб до сих пор сохранил о нем массу анекдотов, передаваемых из поколения в поколение. Вот два из них:

Как-то к Ленскому, стоявшему около клубского буфета, подходит какой-то господин, должно быть из провинциалов, и обращается с заискивающим вопросом:

— Кажется, имею удовольствие разговаривать с господином артистом Ленским?

— Да я с вами еще не разговариваю.

— Ну, полноте чваниться! О вас я много слышал хорошего…

— А мне о вас ничего хорошего не удавалось слышать!

— Хе-хе-хе! Ну, вот уж и пошел!.. Не хотите ли лучше со мной бутылочку вина распить?

— Зачем только раз пить, мы можем и несколько раз.

Случился, однажды, в клубе скандал: сидевшие в столовой два гостя поссорились и затем один другого ударил бутылкой по голове. Учинивших это безобразие торжественно повели в контору клуба для составления протокола, а вместе с ними пригласили туда же и Дмитрия Тимофеевича, как очевидца происшествия.

— Вы видели, — спрашивает Ленского дежурный старшина, составлявший протокол, — как г. N. ударил по голове г. Z.?

— Не видал, — ответил совершенно серьезно свидетель, — а слышал, что сильно ударили по чему-то пустому.

В заключение еще одна очень удачная шутка Ленского. Встречается он на Тверской с одним своим знакомым и спрашивает:

— Куда и откуда?

— Из дома, — отвечает тот, — к своему кредитору долг несу.

— Кто же тебе верит? Что это за феномен?

— Алексей Иванович Простой.

— Познакомь-ка меня с таким простым, от которого можно было бы деньгами позаимствоваться. Не одному тебе пользоваться его простотой…


VI

П.В. Самойлов. — Его брат В.В. — Причина отставки В.В. — Дебюты его у меня в Казани. — Прием его на петербургскую сцену. — Рассказ отца Самойлова о встрече его с императором Николаем I.


В бытность мою казанским антрепренером в первой половине тридцатых годов, случилось мне познакомиться с горным инженером Василием Васильевичем Самойловым, впоследствии знаменитым петербургским артистом, через брата его Петра Васильевича, служившего у меня на драматических ролях. Василий Васильевич пребывал в то время в Казани на службе.

Петр Васильевич был даровитым актером и пользовался расположением публики, но неодолимая страсть к спиртным напиткам совершенно забивала его и часто даже лишала человеческого облика. За него нельзя было поручиться ни на одну минуту, — случалось так, что на репетиции он в сносном виде, а к спектаклю вдруг упивался, как выражаются, до положения риз. Через это происходили пертурбации с действующими лицами, — роли наскоро передавались другим, которые при поспешности не только не могли вникнуть в них, но не успевали даже порядком прочесть их, почему пьесы комкались, теряя всякий смысл и терпели фиаско.

Его сценическая игра много теряла от дурного зрения. Он видел на столько плохо, что принужден был измерять места на репетициях шагами и во время хода действия вечно заботиться о том, чтобы не отвлечься от расчета своего положения на сцене и не перепутаться входами, выходами, или чтобы не наткнуться на кого-нибудь из действующих лиц, а то и просто на мебель. Разумеется, такие мысли, вечно гнездящиеся в голове артиста, не позволяют ему увлечься, войти в роль всем своим дарованием и вдохновенно провести ее, — они его сдерживают, охлаждают. Потерей своего зрения, Петр Васильевич всецело был обязан своей пагубной страсти к вину; в молодости, по его словам, он обладал прекрасным зрением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспоминания театрального антрепренера"

Книги похожие на "Воспоминания театрального антрепренера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Иванов

Николай Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Иванов - Воспоминания театрального антрепренера"

Отзывы читателей о книге "Воспоминания театрального антрепренера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.