» » » » Александр Вельтман - Кощей бессмертный


Авторские права

Александр Вельтман - Кощей бессмертный

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Вельтман - Кощей бессмертный" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Современник, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Вельтман - Кощей бессмертный
Рейтинг:
Название:
Кощей бессмертный
Издательство:
Современник
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кощей бессмертный"

Описание и краткое содержание "Кощей бессмертный" читать бесплатно онлайн.



В сборник популярного писателя пушкинской поры Александра Фомича Вельтмана (1800-1870) вошли его исторические произведения, не переиздававшиеся ни в XIX, ни в XX веке: "Кощей бессмертный", "Светославич, вражий питомец", "Райна, королевна Болгарская".

"Талант Вельтмана, - писал В.Г.Белинский в 1836 году, - самобытен и оригинален в высочайшей степени, он никому не подражает, и ему никто не может подражать. Он создал какой-то особый, ни для кого не доступный мир, его взгляд и его слог тоже принадлежат одному ему".

Былина старого времени






ДИДА — богиня любви и супружества. Венера Северных Славян. Испорченные ее названия — Дидилия, Дзидзилия, Зизилия, Циза. Это Скандинавская Диза (матерь богов, земля), богиня любви, брака и урожая. Она изображалась ни пешая, ни едущая на колеснице или верхом, ни одетая, ни нагая, но сидящая в половину на овне, прикрытая только сетью, и с изображением новолуния над головою.

Мнение о существовании у славян такой богини основывалось, главным образом, на результатах начавшегося вXVIII в. собирания и изучения славянских народных песен, в которых не редки припевы типа: "Ай, дидо, ай, ладо!"} "Ой диди ладо" (исходная форма: "Ой-дид-ладо"). Но уже в концеXIX в. выяснилось, что слово «дид» может означать Лишь качество другого божества (ср. "Великое Божество" — Dedis Demie — в литовском языке). Упоминающееся же в двух средневековых сочинениях имя богини Дивий, или Дивы, прямо относится к античному пантеону: "Ов Дыю (Зевсу. — А. Б.), жрет, а другый — Дивии" (ср. «Ма-Дивия» в надписях Крито-Микенского храма). О «создании» в романтический период славяноведения новых богов см. также Лад.

ДЫМВОЛОК — окно за печью с деревянною трубою в сени или во двор.

Дымовое, «волоковое», т. е. закрывающееся вставленной в пазы. заслонкой окошко еще вXVII в. встречалось не только в крестьянских избах, но и в царских дворцах.

ЗАВОЛОК — род шкафа с задвижными дверцами, у стен близ печи; в нем хранится посуда.

ЗАЙМИЩЕ — старое слово, то же, что облаве.

В таком значении в древнерусских исторических и литературных памятниках не отмечено.

ЗАРАНЬЕ — рассвет.

"С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленым" ("Слово о полку Игореве").

ЗАРЕВ — месяц авгует.

В «Стихираре» XII в. читаем: "…месяц август, рекомый зарев, имат дний 31день".

ЗАЦЕПЫ — охотничье слово, значит лапы.

ЗВОННИЦА — колокольня,

ЗНАКОМЦЫ — бедные, бездомные дворяне, жившие из милости. у бояр.

ЗОРАНА — древнее Славянское женское имя, употребляемое ныне в Сербии и в Болгарии.

ИДЕЖЕ — где.

"И приде в словени, идеже ныне Новград", — читаем в "Повести временных лет".

ИДЕЛЬ, Эдель, Этель — по-Старотатарски значит река. От сего и название Волги: Этель, или Атель, а Дуная: Атель-Кучюк, то есть малая река.

ИЛВМЕНЬ — по-Татарски значит озеро Лиман, слово, проис от Греч, и то же значит..

Это объяснение было поддержано многими специалистами по славянской этимологии. Но нужно заметить, что в древнерусских текстах новгородское озеро называется Илмерь и происходит скорее от финского Ilmajäryi.

ИЛЬМЕНЬ — Новгородское озеро, в старину называлось Мойско. Так вообще называли небольшое озеро или залив, образовавшийся во время разлива воды.

ИЩЕЙНЫЙ ПЕС — гончий.

КАЛПАК — Татарская шапка из шелковой материи, обшитая мехом (от татарского kalpak.- A.Б.).

КОРДЫ ЛЯЦКИЕ — Корды, испорченное Готфское слово Sverda — меч, так же как, наприм: Valsca hialma — Вольский, влахский шлем.

Корд, корьда — короткий меч, кортик. Название идет от индоевропейского корня (ср. персидскийkärd,авестийскийkАгаta,древнеиндийскийkartari- охотничий нож). В сред ненижненемецкий язык слово попало, вероятнее всего, из русского.

КОСМЫ — кудри.

КОСТЯНИЦА — костяника, ягода.

КЫРЬ — по Татарски-Вашкполе. От сего Озу-Кыры — Узовское поле, между Днепром и Азовским морем.

ЛАД — правильнее Ладо. По Длугошу, Ляд (по произношению Польскому) — бог войны, односвойственный Марсу. В жертву сему богу Славяне приносили и людей. Недаром ввелась брань, вероятно, со времени упадка язычества: пошел к ляду!


ЛАРНИК — чин Веча, хранитель ларя вечевого с деньгами и грамотами.

Существовал в древнем Пскове; у веча, однако, не было «чинов» — ларник был представителем городской администрации.

ЛЕЧЕЦ — лекарь.

"И аште и лечец прилунится, ты дождь цену исцеления его деля" ("Изборник Святослава" 1076 г.).

ЛИВАН — благоуханная Ливанская смола.

МОЙСКО — древнее название озера Ильменя.

В письме "О Господине Новгороде Великом? Вельтман писал, что это слово преобразовано изMaosz.В действительности оно ближе к слову мой, в диалектах — мойский, восходящему к индоевропейскому корню.

НЕЛЮБИЕ — ненависть, иногда досада (выражение летописи)

НАУТРИЕ — на другой день.

НАЧЕЛЬНИК — повязка девушек.

Она носилась на челе — на лбу.

НЕВЕГОЛОС — невежда.


НЕБОГИЙ — бедный.

НЕДРО — грудь.


ОБИЛЬЕ — трава, сенокосные пастбищные луга, от слова былие трава.

Witey leto liberzne,

Obilicko Zelene…

т. е. здравствуй, любезное лето, зеленый лужок… (Богемс песня).


ОБРЫ. — "В сии же времена (в 7 столетии) быша Обри, иже воеваша на Царя Ираклия и мало его не яша. Сии ж Обри воеваша на Словены и примучиша Дулебы, сущия Словены" (Нестор. Кенигс сп, стр. 11). Ираклий вступил на престол в 610 году до Р. X. "В 624 году война возобновилась с Абарами (Аварами)… Приск, предводительствовавший войсками Ираклия в Мизии, совершенно погибал уже от недостатка в продовольствии, в разоренном крае… Хан Абарский (Аварский), хотя язычник, оказывает свое великодушие и снабжает войско Приска продовольствием. Великодушие Хана служит причиною к заключению мира…" (История Рима). Слова Нестора, поверенные Историею Рима, кажется, ясно доказывают, что Нестор под именем Обров разумел Абаров, т. е. Аваров.


ОБЯЗ — пояс с пряжкою, на чем висит меч (древнерусская обязь, перевязь. — А. Б.).

ОДИН — был Верховный жрец и Правитель Азов, пришедших с Митридатом из Азии и поселившихся при озере Темеринде, получившем от них свое название: Азак-Денгйс или Озеро-Азов. Один был Царь ТирНов, следовательно, Азы были поколения Тюрков, т. е. Торков.[260] Победителем на Севере Один появился около 70 года до Р. X. и стал ботом в понятиях Скандинавов и законодателем сего народа.

Повсюду пронеслись слухи, что он в одну минуту может облететь свет, что он владеет стихиями, оставляет свое тело и переселяется душою в зверей, рыб и птиц, воскрешает мертвых и сам ложится вместо них в гроб, предсказывает будущее, посредством очарования и зелья возрождает силы человека и уничтожает их, поет песни,[261] от которых разверзается земля и трескаются горы.

Он и сыновья его обладали Скифией и Холмоградским царством. В его походах участвовали и народы Славянского поколения.

В мифологических и героических песнях Старшей Эдды и других произведениях древней германской литературы Один — верховное божество, предводитель богов-асов, покровитель военных дружин, отец валькирий и т. д. Его функции весьма обширны, многочисленные одеяния" упоминаются, обычно мимоходом, во многих произведениях.

В духе своего времени, «романтического» периода историографии а филологии, Вельтман свободно пользуется сопоставлениями слов по созвучию и историческими ассоциациями. Германские боги-асы связываются с Азовским морем (входившим в состав владений знаменитого царя Митридата, воевавшего с Римом) и с узами-торками (см. Азак-Денгис), несмотря на их географическую и хронологическую несовместимость; название одного из германских племен, в свою очередь, ассоциируется с тюрками, что равносильно, например, сопоставлению небольшого племени из Средней Азии со всеми народами индоевропейской языковой группы (см. также Азы и Азгард в комментарии к "Светославичу").

Говоря о «песнях» Одина, Вельтман вольно пересказывает отрывки из "Речей Высокого" (Одина) в Старшей Эдде, в действительности насчитывающих 164 строфы.

ОЛЕЛЬ — древнее Славянское имя (упоминается в летописях и в былинах. — Л. В.).

ОЛУЙ — масло, елей.

ПАРОВАЯ ЛУЧИНА (употребляемая в деревнях для освещения) — знач — годовая, сушенная в пару; связывают ее в снопушки (пачки).

ПЕНЯЗЬ — общее название денег у древних Руссов. Оден наложил на подвластную ему Скандинавию подать с носа, сия подать называлась пенязию (см. Далина).


ПЕРУН — идол древних Славян. Бог грома, молний; снега и дождя" Сей идол принадлежал более многобожию Литовцев, по сие время гром называется у них Перкуном…

Возникновение культа Перуна-воителя относится к героической эпохе расселения индоевропейцев (конецIIIтысячелетия доmэ.), когда образуются военные дружины, складывается военная демократия; это бог-гроза конных воителей-пастухов, вооруженных секирами, надолго ставшими символом божества. Культ Перуна засвидетельствован у южных славян, у славян полабских; он тождествен литовско-латышскому Перкунису-Перконсу, возможно, индийскому Парджанье, кельтскому (Р)erkuniaи др. Перун упоминается в "Повести временных лет" (см. Даждь-Бог). Видимо, с ним связаны были описанные там же человеческие жертвоприношения: "Мечем жребий на отрока и девицю: на него же падеть — того зарежем богом…"


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кощей бессмертный"

Книги похожие на "Кощей бессмертный" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Вельтман

Александр Вельтман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Вельтман - Кощей бессмертный"

Отзывы читателей о книге "Кощей бессмертный", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.