» » » » Александр Вельтман - Кощей бессмертный


Авторские права

Александр Вельтман - Кощей бессмертный

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Вельтман - Кощей бессмертный" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Современник, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Вельтман - Кощей бессмертный
Рейтинг:
Название:
Кощей бессмертный
Издательство:
Современник
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кощей бессмертный"

Описание и краткое содержание "Кощей бессмертный" читать бесплатно онлайн.



В сборник популярного писателя пушкинской поры Александра Фомича Вельтмана (1800-1870) вошли его исторические произведения, не переиздававшиеся ни в XIX, ни в XX веке: "Кощей бессмертный", "Светославич, вражий питомец", "Райна, королевна Болгарская".

"Талант Вельтмана, - писал В.Г.Белинский в 1836 году, - самобытен и оригинален в высочайшей степени, он никому не подражает, и ему никто не может подражать. Он создал какой-то особый, ни для кого не доступный мир, его взгляд и его слог тоже принадлежат одному ему".

Былина старого времени






В Киевской Руси Перун был уже богом — владыкой мира, первым из богов. Еще до крещения Руси началось постепенное замещение Перуна Ильей-пророком, ездящим по небу в огненной колеснице: летопись говорит, что при заключении договора Руси с греками в 945 г. русы-язычники мялись Перуном, а русы-христиане приносили присягу в церкви св. Ильи. До началаXX в. во многих районах России сохранялись кровавыежертвоприношения Илье-Перуну; на начельниках изб идо сихпор вырезают иногда "громовый знак" колеса сшестью спицами для предохранения от молнии.

ПЕСТУН — то же, что дядька.

Значит — воспитатель; например, в Остромировом евангелии: "Страсти святааго Вита и Медоста, пестуна его".

ПИДОБЛЯНИH — житель селения Пидьбы, на реке Лидьбе.


ПОГОСТ — прежде слово сие значило приходское село, ныне значит кладбище. Разделение селений на погосты сделано Ольгою. Каждый погост имел при себе несколько, окрестных зависимых деревень. Г Соч Ист Княж Псковского полагает, что слово сие происходит от Греческого… «крепость», с округою подведомственных волостей и сел. Вероятно, погост значило приходское село; обычай же Христиан хоронить покойников при церквях дал погосту название кладбища.


ПОГРЕБ. — В летописях темница называется погребом.

Вельтман мог иметь в виду фразы: "И реши: пойдем, высадим дружину свою ис погреба". (Лаврентьевская летопись); "задохлися в погребе" (Ипатьевская летопись); "дружину его в погреб всадиша"; "првеле въметати в погреб что есть новгородец, а иных в гридницю" (НовгородскаяIлетопись); "А инии, в погребах запечатавшеся, подохша зноем" (ПсковскаяIлетопись) и. т. п.

ПОМИНКИ — в старину значило: подарки в знак памяти, особенно при свадьбах.

В том числе подарки между государями; вXVII в. царь шлет Крымскому хану, "любительные поминки". Иногда означало дань.

ПОСВИСТ — бог ветра и безгодия. Его называли также Вихорь и неправильно: Позвизд, Похвист.


РЕЗЬ — процент (Русск Правда).

Упоминается в Правде несколько раз: "Аще кто куны дает в резь, или настав на мед, или жито в просон, то послухы ему ставити"; "а месяцьный резь, оже за мало, то имати ему"; и др.

РЕНЬ — пристань или наносной низменный песчаный берег, вообще в тех местах, где река отступает, обваливая противный крутой берег. В подобных местах волны, разбегаясь, выбрасывают на берег все плывущее на воде. Перуня рень — место, где пристал брошенный в воду Перун.


РУНЫ — иссеченные на камне или вырезанные на дереве Готические надписи в память великих дел. Рунических букв, употребляемых для сего письма, было 16, 11 сходных с древними Ионическими, а 5 неизвестных.


СААДАК — Сайдак — тул. "И не токмо Боемляне были храбровоинственные и изрядные Сайдачники, но и жены и девицы оные страны были такожде природою хрзбровоинственны" (Мавроурбин, стр. 42).

СВЕТОВИД, СВЕТОВИЧ. — Сему идолу поклонялись Северные Славяне, жившие при Балтийском море, называвшиеся Поморянами, и особенно на острове Ругене.[262] По мнению Страленберга, земля Холморугия (по Далину, Холмоградская) была между Ладогой и Пейпусом, но это ложно; древний остров Руген есть тот же, который и до сего времени не изменил своего названия: "При КапутеIV,Короле Датском, Богу слав, князь Поморянский, вел войну с соседом Князем Ругенским Яромиром".

Примеч. В надежде скоро выдать Славянскую Мифологию, не распространяюсь здесь в описании старых богов.[263]


СМАГА — жар.

В "Слове о полку Игореве" сказано: "Поскочи по Русской земли, смогу мычучи в пламяне розе".

СОПЕЛКА, СИПОВКА — род маленькой дудочки с язычком.

"Возьмите сопели, бубны и гусли и ударяйте… — говорится в "Повести временных лет" — и ударили в сопели, в гусли и в бубны, начаша им играти".

СРЕДОВЕЧИЕ — возраст мужества, средние лета.

"Иным бо человеком в начатце похваление бывает, иным же в средовечьи, другому же в старости" ("Софийский Временники).

СТРИБОГ — подземное божество древних Богемцев — вроде Плутона.

Так же как и Даждьбога Стрибога связывают со скифским (иранским) этапом истории праславян. Наиболее аргументированное объяснение имени Стрибога — "Бог отец", эпитет верховного божества как отца Вселеннной. Возможно, что Стрибог, Сварог ("Небесный") и Род ("Рождающий") означают одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах. Это позволяет объяснить, например, почему автор "Слова о полку Игореве" называет ветра "стрибожьими внуками". Объяснение Вельтмана основано на фантастических параллелях польского хрониста Яна Длугоша. Античным аналогом Стрибогу следует скорее назвать Зевса, а из скифского пантеона (каким его рисует Геродот) — Папая.

СТРУЖИЕ — оружие.

Вероятно, копье. В "Слове о полку Игореве", откуда заимствовал это слово Вельтман, читаем: "…сребрено стружие храброму Святьславичю"; "И дотчеся стружием злата стола Киевского".

ТАЙТЗИ — у Монг — чин.

ТАМА-ТАРХАН — настоящее название Тмутаракани, переиначенное Русскими. Город сей, согласно с исследованиями и названием, есть Тамань, на левом берегу Таманского гирла; по-Гречески Таматарха.

ВVI в. на этом месте находился античный город Германасса. ВVIII–IX вв. Таматарха входила в состав Хазарского каганата; после разгрома хазар Святославом в 945 г. Тмутаракань стала центром русского княжества. Под ударами половцев оно вXII в. потеряло связь с русскими землями, а вXIII–XIV вв. город Тамань под названием Матрика вошел в состав Золотой Орды.

ТЕПАТИ — по-Сербски значит заикаться. В выражении же: варганы тепуть, значит: зычат.

ТИАУКО — древний Ясский город на р. Герре, впадающей в Каспийское море. Означен на карте Ист Сербской Раича.

В Воскресенском летописце (Карамзин)) сказано, что русские воевали вместе с Татарами против Яссов и Алан и были "за рекою Терком (Тереком) на реце на Савенце, под градом под Тетяковым". Г. Карамзин полагает, что Тетяков есть нынешний Дивен или Дебух в Южном Дагестане. Но положение Тиауко на р. Саане (Севенце) более сходно с описанием Воскресенского летописца.


ТИУН, ТИВОУН — судья волостной или сельский.

Первоначально тиун — княжеский или боярский слуга, дворецкий, домоуправитель или назначенный князем из своих слуг управляющий городом, уездом, волостью. Вельтман пользуется поздним значением слова, появившимся вследствие того, что суд был одной из основных функций управляющего.

ТОЛА — река в Монголии, значит зеркальная.

УДАТНЫЙ — храбрый. Удатная дружина, Мечеслав Удатный.

Точнее — удачливый, счастливый; удача высоко почиталась воинами-дружинниками раннесредневековой Европы, отсюда прозвания «удатными» князей и дружин (так же как, например, Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, Буй Тур Всеволод и т. п.).

УРДА — в Монголии.

ФАТА — шелковое клетчатое покрывало, которое Татарки набрасывают на голову и на плеча. От Татар издавна перешло в употребление в России. И доныне фаты употребляются поверх кокошника. Богатые фаты делают с золотым и серебряным утоком; бывают различной величины: от 1 1/2 до 3 аршин.


ФЕРЕЗЬ — верхняя женская одежда. Происходит от Турецкого Фередже. Фередже у Турок надевают поверх всего платья, без оного женщина никуда не выходит.

До введения в 1670-х годах коротких «служилых» кафтанов царем Федором Алексеевичем, ферезь была распространенной парадной одеждой чиновников царского двора, а также их супруг и дочерей. Само слово действительно заимствовано из турецкого языка, но попало в него из греческого.

ШАУСИН — вино из сорочинского пшена, употребляемое в Монголии и в Китае.

ШВЕЦ — портной.

ЩИТ. — У древних Славян щиты были и кожаные. "Щит его был обтянут тремя буйволовыми кожами" (Краледв рукоп). У древних Руссов были в обыкновении красные щиты. У Скандинавов простые щиты и шлемы бывали также из кожи.

Кожей, нередко в несколько слоев, обычно обтягивался деревянныйщит, укрепленный также металлическими полосами и большой бляхой в середине для отражения ударов. Древнерусские щиты почти не сохранились, но судяпо сообщениям византийских авторов, изображениям на миниатюрах и тем мечам, которыми владели дружинники, легкие плетеные и обтянутые кожей щиты были не в ходу. Летописи многократно упоминают червленые (красные) щиты. Скандинавы предпочитали сражаться пешими и носили большие щиты, закрывавшие почти все тело.

ЯРО — весна. "Бы везди Яро было, как бы зрало яблко в саде". (Краледв рукоп).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кощей бессмертный"

Книги похожие на "Кощей бессмертный" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Вельтман

Александр Вельтман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Вельтман - Кощей бессмертный"

Отзывы читателей о книге "Кощей бессмертный", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.