Евгений Торчинов - Философия Буддизма Махаяны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия Буддизма Махаяны"
Описание и краткое содержание "Философия Буддизма Махаяны" читать бесплатно онлайн.
Книга известного петербургского буддолога и китаеведа Е. А. Торчинова посвящена философии буддизма Махаяны, или Великой Колесницы, направления буддизма, получившего широчайшее распространение в Китае, Японии, Тибете, Монголии, а также и на территории России. На основе анализа сложнейших буддийских философских текстов автор раскрывает основные положения главных интеллектуальных направлений махаянской мысли — мадхьямаки (срединного учения о пустотности сущего), йогачары (йогического дискурса о только-сознании) и теории природы Будды, присутствующей во всех существах. Особый интерес представляют параллели, проводимые автором между буддийскими теориями и идеями ряда европейских мыслителей. Е. А. Торчинов также рассматривает развитие философских основ классической индийской Махаяны буддистами Тибета и Китая. Завершает книгу очерк истории изучения буддийской философии в России.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей и философией буддизма, проблемами истории философии и религиоведения.
Очень важны для понимания современного состояния буддологии в России 80-е годы, когда активно заявили о себе как об участниках научного процесса представители нового поколения, определившие лицо российской буддологии 90-х годов. Это А. Н. Игнатович (история буддизма в Японии, школы Тэндай и Нитирэн), В. Н. Андросов (учение Нагарджуны), В. Г. Лысенко (ранний палийский буддизм), А. В. Парибок (палийский буддизм), А. М. Кабанов (Дзэн и классическая японская литература), С. Д. Серебряный (индийская религиозная философия, литература махаянских сутр), М. Е. Кравцова (буддизм и общество в раннесредневековом Китае), М. Е. Ермаков (буддийская агиография в Китае, простонародный китайский буддизм), Р. Н. Крапивина (тибетская школа Сакья-па), В. Л. Успенский (буддийская литература на монгольском языке) и многие другие.
Особо следует сказать о группе В. И. Рудого, ученого, активно работавшего еще в 70-е гг. Она позднее (на рубеже 80—90-х годов) организационно оформилась в виде группы буддологии СПб. Филиала Института востоковедения РАН, и ее можно считать первым после школы Ф. И. Щербатского оформленным отечественным буддологическим направлением с четко определенными методологическими принципами. Наиболее активные и последовательные члены этого направления, помимо самого В. И. Рудого, — Е. П. Островская и Т. В. Ермакова. Основным и практически единственным предметом изучения этой группы является классическая буддийская Абхидхарма, причем даже не вся Абхидхарма, а трактат Васубандху «Абхидхармакоша». На основе всестороннего анализа этого памятника группа В. И. Рудого делает широкие выводы общебуддологического характера. Как чрезвычайно важный положительный фактор деятельности школы В. И. Рудого должны быть названы: 1) обращение к классической буддологической проблематике и возрождение традиций школы Ф. И. Щербатского; 2) наличие разработанной теоретико-методологической базы исследований и герменевтической процедуры, а также 3) высокий уровень как филологического, так и историко-философского анализа текста.
В начале 90-х годов постепенно формируется буддологическая школа философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Е. А. Торчинов, К. Ю. Солонин и ряд начинающих молодых ученых). Генетически эта школа, базирующаяся в настоящее время на кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ, восходит к школе В. И. Рудого, однако отличается от нее как по предмету своих занятий, так и по ряду подходов. Во-первых, университетские буддологи работают прежде всего на материале китайских текстов, во-вторых, они склонны рассматривать буддизм как принципиально плюралистическую традицию, отказываясь от попыток найти некий «эталонный», «нормативный» или даже «классический» буддизм.
Подводя итог обзору тернистого пути российской буддологии, с сожалением должны констатировать тот факт, что, несмотря на быстро идущий процесс возрождения отечественной буддологии и освоения ею новых тем и подходов, в целом российская буддология значительно отстала от западной и японской и пока не в состоянии выступать в качестве равного этим научным традициям субъекта современного научно-исследовательского процесса. Но останемся оптимистами: ведь главное все-таки в том, что в России снова есть подлинная научная буддология.
В заключение следует сказать, что, хотя буддология за последние сто лет прошла огромный путь и о буддизме написано не поддающееся учету множество академических и популярных книг, не сделанного, тем не менее, остается гораздо больше, чем сделанного. И это не только потому, что до сих пор не изучены и не переведены многие базовые тексты как индийского буддизма, так и тибетской и дальневосточной ветвей этой религии. Главная проблема заключается в том, что мы до сих пор лишены понимания буддизма как единого во всем своем многообразии религиозного и культурного феномена и мозаика отдельных текстов и направлений заслоняет от нас целостность буддизма, вмещающего в себя все это многообразие и не существующего вне его. А это означает, что поле деятельности для буддолога остается огромным и особенно важна буддология именно для нашей страны. Во-первых, долг российских востоковедов — восстановить историческую справедливость и вернуть отечественной буддологии ее былой блеск и былой авторитет. Во-вторых, буддизм — традиционная религия нескольких народов нашей страны, народов, стремящихся ныне к национально-культурному возрождению. В-третьих, я лично глубоко убежден в том, что богатства буддийской философии и психологии важны для нас здесь и сейчас, но быть востребованы современной российской культурой, философией и интеллектуальной сферой вообще они могут только благодаря посреднической миссии специалиста-буддолога, что, несомненно, накладывает на него и дополнительную ответственность, и дополнительные обязательства.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анагарика Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма СПб., 1993
Андросов В. П. Нагарджуна и его учение М., 1990
Буддизм в переводах: Альманах Вып. 1 СПб., 1992; Вып 2 СПб., 1993
Буддизм и государство на Дальнем Востоке М., 1987
Буддизм в Японии / Под ред. Т. П. Григорьевой М., 1993
Буддийский взгляд на мир СПб., 1993
Васубандху Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) Ч. I Анализ по классам элементов / Предисл., пер., коммент. В. И. Рудого М., 1990, Раздел третий Учение о мире / Предисл., пер., коммент. В. И. Рудого и Е. П. Островской СПб., 1993
Васубандху Учение о карме СПб., 2000
Вопросы Милинды (Милинда паньха) / Предисл. пер., коммент. А. В. Парибка М., 1989
Дхаммапада / Пер. В .Н. Топорова под ред Ю. Н. Рериха М. 1960 (2-е изд. СПб., 1994)
Далай-лама Буддизм Тибета СПб.,1991
Далай-ламаМир тибетского буддизма СПб., 1996
Дармакирти Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева / Пер. с тибет. Ф. И. Щербатского // Памятники индийской философии Вып 1 Пг., 1922
Дылыкова В. С. Тибетская литература М., 1990
Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма Индия и Китай СПб., 1994
Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма СПб., 1995
Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX—первой трети XX века СПб., 1998
Ермакова Т. В., Островская Е. П . Рудой В. И. и др. Введение в буддизм СПб., 1999
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм СПб., 1999
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классические буддийские практики — I СПб., 2001
Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. с кит., исслед., табл., указ. М. Е. Ермакова М., 1990
Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории М., 1987
Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги. Страны Снегов М., 1975
Лысенко В. Г. Философия раннего буддизма М., 1994
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего к народу Элиста, 1993
Розенберг О. О. Труды по буддизму М., 1991
Серебряный С. Д. «Лотосовая сутра». Предисловие к первому русскому переводу М., 1998
Син-юнь Чаньские беседы СПб., 1998
Солонин К. Ю. Учение Тяньтай о недвойственности // Петербургское востоковедение Вып 8 СПб., 1996
Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Деяниях и Дхарме Бодхисаттвы. Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит. и коммент. А. Н. Игнатовича М., 1998
Сутра сердца праджня-парамиты / Пер. с кит. Е. А. Торчинова // Буддизм в переводах Вып 2 СПб., 1993
Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций СПб., 2000
Трактат о Пробуждении Веры в Махаяну (Махаяна шраддхот-пада шастра Да чэн ци синь лунь) / Пер. с кит. , предисл. и коммент. Е. А. Торчинова СПб., 1997
Утехин И. В. Учение виджнянавадинов о восьмом сознании // Мысль. Ежегодник Петербургской Ассоциации Философов Вып. 1 Философия в преддверии XXI столетия СПб., 1997
Цзун-ми Чаньские истины / Пер . предисл. и коммент. К. Ю. Солонина и Е. А. Торчннова СПб., 1998
Чже Цонкапа Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (Lam-rim Chen-mo) / Пер. с тибет. А. Кугявичус, ред. А. Терентьев Т. 1—5 СПб., 1994—2000
Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия М., 1998 Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму М., 1988
Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма Новосибирск., 1995
Примечания
1
Надо помнить, что слово «буддизм» создано европейцами в XIX в Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Законом, Учением) или Буддкадкармой (Учением Будды)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия Буддизма Махаяны"
Книги похожие на "Философия Буддизма Махаяны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Торчинов - Философия Буддизма Махаяны"
Отзывы читателей о книге "Философия Буддизма Махаяны", комментарии и мнения людей о произведении.