» » » » Александр Бартэн - Под брезентовым небом


Авторские права

Александр Бартэн - Под брезентовым небом

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Бартэн - Под брезентовым небом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Советский писатель, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Бартэн - Под брезентовым небом
Рейтинг:
Название:
Под брезентовым небом
Издательство:
Советский писатель
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Под брезентовым небом"

Описание и краткое содержание "Под брезентовым небом" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — о цирке. О цирке как искусстве. О цирке как части, а иногда и всей  жизни людей, в нем работающих.

В небольших новеллах  читатель встретит как  всемирно известные цирковые имена и  фамилии (Эмиль Кио, Леонид Енгибаров, Анатолий  Дуров и др.), так и мало известные широкой публике или давно забытые. Одни из них  всплывут в обрамлении ярких огней и грома циркового оркестра. Другие — в будничной рабочей  обстановке. Иллюзионисты и укротители, акробаты и наездники, воздушные гимнасты и клоуны. Но не только. Еще  и инспекторы манежа, униформисты, технический персонал, администрация цирка.  И даже цирковые животные.

Почти всех своих героев автор знал лично и многих —  долгие годы. Истории, собранные за многие годы, и составили эту книгу.






Подошел день приемных испытаний. Иду, а ноги едва держат, зуб на зуб не попадает. Все же иду. Не помню, как отвечал на вопросы приемной комиссии. В соседнем зале по акробатике проверили. Вышел затем в коридор и подумал: можешь уходить и не возвращаться. Факт, что с треском провалился. Однако на следующий день прибежал с утра пораньше, читаю список принятых и — что бы вы думали — нахожу себя в этом списке. Вот как все неожиданно разыгралось. Вот откуда жизнь моя цирковая началась!

Здесь отступление. Как-то, беседуя с бывалым одним артистом, я поинтересовался, какую цирковую работу считает он наиболее трудной.

—  А я вообще не знаю в цирке легкой работы, — ответил артист. — Взять, к примеру, эквилибр. Возможно, кому-нибудь это искусство может показаться не таким уж трудным. Изящно, грациозно. Однако нельзя забывать: эквилибр — искусство не только равновесия, но и сверхравновесия. Безразлично, на шаре или катушке, на проволоке или перше, на велосипеде или переходной лестнице, искусство это требует адовой тренировки, сумасшедшего терпения. И еще есть один вид эквилибра. Нет на манеже более трудного. Я имею в виду ручную, стоечную работу. Михаила Егорова случалось вам видеть? Обязательно посмотрите. Вот кто работу такую постиг сполна!

Мне повезло: в том же сезоне номер Егорова был включен в очередную программу Ленинградского цирка. Я смог познакомиться с артистом, наблюдать его и на зрителях и на репетициях. И наконец условиться о нынешней беседе.

—  Началась моя цирковая жизнь! — задумчиво повторил Егоров. — Началась, но не сразу во всем удачно. Занимался-то я хорошо, с большой охотой. Достаточно сказать: за первый год одолел двухлетнюю программу. Ну, а на третьем курсе самое время призадуматься — куда идти дальше, какой жанр избрать. Сами знаете, сколько их, цирковых разных жанров. А я еще молод был, опыта на грош. Глаза и разбежались.

Вел у нас занятия педагог — Владимир Петрович Мирославский. Педагог авторитетнейший и артист прекрасный. Он в цирке работал с партнерами переходную лестницу. «Стальные капитаны» — назывался этот номер. Так вот, приглядевшись ко мне, Владимир Петрович сказал: «У тебя все данные, Миша, к тому, чтобы эквилибром заняться. Вполне можешь сольный номер подготовить!» Ну, а я, повторяю, был молод. Потому и взяло меня сомнение: почему же именно эквилибр? К тому же мне казалось, что одному выступать дело скучное. Что куда интереснее вдвоем, с партнером.

Не послушался я Владимира Петровича. Подыскал партнера, и соорудили мы с ним акробатический партерный номерок. Имя придумали для афиши: «2 Мишо 2». Почему Мишо? В то время, в конце двадцатых годов, принято было рядиться под иностранцев. В наши дни даже трудно представить себе такое. Выступали самые что ни на есть русские артисты — Сидоровы, Ивановы, Соловьевы. А на афишу посмотреть — сплошь заграничные имена — Альби, Коррадо, Дайтон. Вот так и мы. «2 Мишо 2»!

—   И долго выступали с этим номером?

—   Да нет. Партнер мой вскорости женился, вместе с женой надумал выступать. Перешел я тогда в труппу Анциферовых. Они воздушную лестницу работали. Ну и, конечно, также звались не Анциферовыми, а Стюард?

—   Сколько же вам было тогда?

—   А вот считайте. Восемнадцати лет цирковую учебу начал. Теперь же, в тридцать четвертом, считал себя вполне сложившимся артистом: как-никак уже двадцать два года стукнуло! Жаль, фотографии у меня не сохранилось. Выступали мы в светло-голубых костюмах, по вороту и манжетам золотая вышивка. С успехом проходил номер!

Прервав в этом месте рассказ, Егоров снова прошелся по гардеробной. Все тот же живой и легкий шаг, такое же выразительное движение рук. Им полагалось бы быть натруженными, огрубелыми, а они поражали гибкими пальцами, тонкими запястьями. Музыкальными называют такие руки.

—  Сейчас я вам расскажу одну исключительную историю. Хоть и предупредил, что в жизни моей нет особых историй, все же припомнилась мне одна. Работали мы в Сумах, на эстраде в городском саду. День работаем, второй — все благополучно. А на третий погода нахмурилась и, главное, ветер сильный. Однако зрители собрались. Надо выступать. До самой финальной комбинации и на этот раз все проходило гладко. А комбинация эта, скажу не хвалясь, была у нас рекордной. Нижний держит на коленях лестницу, по ней подымается средний, ставит себе на колени вторую лестницу, а я, поднявшись еще выше, на десятиметровую высоту, обеими руками выжимаю на второй этой лестнице стойку. Чувствуете, какое тут сложное равновесие! Какая слаженность между партнерами требуется! К тому же учтите: работали мы без малейшей страховки, ни сеткой, ни лонжей не пользовались.  Поднялся я на верхнюю перекладину. Ветер свистит, хлещет по лицу и вдруг с размаху ударяет в лестницу. Дрогнула она, заколебалась, крениться стала. Слышу — снизу кричат панически: «Падает! Держите! Падает!» А как тут держать?

Считанные секунды длилось наше единоборство с ветром, но очень многого эти секунды стоили. Напряг я все мускулы, замер в стойке, стараясь затормозить падение лестницы. И нижний — Николай Анциферов — весь напрягся. Даже не знаю, как удалось, но справились, сбалансировали. После, вернувшись, увидели администратора: лица на нем не было. «Я вас, ребята, уже похоронил!»

А потом Анциферовы увлеклись велосипедным спортом, отошли от цирка. Пришлось мне еще один переход совершить — на этот раз в труппу Виларс. Со смешанным номером выступала труппа — тут и акробатика, и эквилибр, и каучук.

Руководитель был серьезный, и это сказывалось на всех участниках. Он не уставал напоминать, что день без тренировки — день потерянный. «Давай, Миша, давай! — ободрял меня руководитель. — Действуй настойчивее. У тебя должно получиться!» Именно тогда, в труппе Виларс, я и начал заниматься ручным эквилибром: прыгать на одной руке, ходули ручные осваивать, и притом с дополнительным грузом. Летом мы с шести утра репетировали, зимой с восьми. Ни одного дня не пропускали. Когда же, в тридцать шестом году, перешли на работу в Центральное управление госцирков, подал я заявку на самостоятельный номер. Теперь уже по-другому смотрел на сольную работу!

Как одержимый стал я готовить свой номер. Ни о чем другом не помышлял, только о номере. Дневных часов не хватало — репетировал ночами, и все равно казалось, что сутки до обидного коротки.

Первый раз показался в Архангельском цирке. Никакого успеха. До того жиденькие аплодисменты — точно милостыню подали. А за кулисами снова с Владимиром Петровичем Мирославским встречаюсь, он в той же программе стоял. Говорю ему: «Видели? Послушался вашего совета наконец. А что получилось?» Владимир Петрович поглядел на меня внимательно: «Так ведь номера у тебя, Миша, пока нет!» — «То есть как?» — «Нет у тебя, Миша, номера. Трюками, не спорю, владеешь. Сильные трюки. Но для номера этого мало. Тебе многое надо еще продумать: и композицию, и образ, в котором выступаешь!»

Первой мыслью было: точку раз навсегда поставить. Столько сил подготовке номера отдал, весь без остатка выложился, а добился чего? Значит, бесталанный! Значит, прочь из цирка!

Однако не ушел. Почему? То ли упрямство помешало, то ли самолюбие заело. Озлобился на себя, зубы стиснул — и назад на манеж — снова репетировать. И снова стал голову ломать, так и этак прикидывать, какие трюки сохранить, от каких отказаться, в каком расположить порядке. Снова всякой жизни лишился. Но вы и это запишите. Это тоже вошло в мою жизнь.

 Только теперь, поддавшись наконец усталости, Егоров опустился в кресло. Наклонив низко голову, он как будто забыл на миг о моем присутствии. Затем тряхнул головой:

— Ладно. К жалости или сочувствию взывать не собираюсь. Расскажу-ка я лучше вам о том, что решило дальнейшую мою работу.

Переделал я номер. Стал он активнее зрителями приниматься. И все-таки чувствовал я: еще не то, еще не найдено что-то. И так вплоть до самой Отечественной войны.

Где только не приходилось в войну выступать — в воинских частях, на пунктах призывных, на фронтовых позициях. Однажды в Саратове пригласили выступить в одном из госпиталей. Раненые собрались в палате — кто с палкой, кто с костылем, кто с двумя. Вышел я на середину и стал показывать ручную свою работу — стойки, балансы, прыжки. Показываю и слышу, как один солдат говорит другому: «А ты еще голову вешаешь. Гляди, чего можно учинить при помощи одних только рук!» Так хорошо он это сказал, что мне захотелось еще большую бодрость своей работой вызвать.

Кончилось выступление, и отправились раненые провожать меня. Остановились у лестницы. И тут, став снова на руки, я для всех неожиданно побежал вниз со ступеньки на ступеньку. Раненые за мной — кто с костылями, кто прыгая на одной ноге. Добежал я до того помещения, где переодевался. Дверь распахнул ударом ноги. И прямо со стойки на стул. Мне аплодируют, и я в ответ. После, уже в воротах, начальник госпиталя сказал: «Своими выступлениями, товарищ Егоров, вы способствуете лечебному процессу!» Так и сказал. И тут-то понял я окончательно, в каком виде должен выходить к зрителям. Именно таким и должен выходить: бодрым, уверенным, счастливым полнотой своих сил. И чтобы всех вокруг заражать своим настроением! Я об этом для того так подробно рассказываю, чтобы вам понятно стало — откуда родился мой нынешний номер.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Под брезентовым небом"

Книги похожие на "Под брезентовым небом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Бартэн

Александр Бартэн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Бартэн - Под брезентовым небом"

Отзывы читателей о книге "Под брезентовым небом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.