» » » » Юрий Скориков - Севастопольская крепость


Авторские права

Юрий Скориков - Севастопольская крепость

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Скориков - Севастопольская крепость" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство Стройиздат, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Скориков - Севастопольская крепость
Рейтинг:
Название:
Севастопольская крепость
Издательство:
Стройиздат
Год:
1997
ISBN:
5-87897-035-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Севастопольская крепость"

Описание и краткое содержание "Севастопольская крепость" читать бесплатно онлайн.



Книга написана на основе богатейшего собрания архивных материалов и редких фотодокументов. В ней рассказывается о истории возникновения и этапах строительства Севастопольской крепости. Подробно описаны важнейшие события 349 дней героической обороны Севастополя 1854—1855 гг. в ходе Крымской войны 1853—1856 гг., беспримерный труд саперов и минеров на линии обороны, мужество и героизм защитников крепости — военных моряков и солдат, сражавшихся под началом выдающихся военачальников — адмиралов В. А. Корнилова, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова и руководителя фортификационных работ инженера генерала Э. И. Тотлебена.

Большая часть приведенных в книге иллюстраций публикуется впервые.

Для широкого круга читателей.






Сравнительно мало стоили перевозки материалов. Баржи для перевозок моряки выделяли бесплатно, а стоимость работы лошади или вола за один рабочий день оценивалась в один рубль. Всего на перевозки было истрачено 1917 рублей.

За успешное выполнение поставленных задач при большой экономии отпущенных средств последовало "награждение всемилостивейшее за отличное усердие и деятельность по исправлению укреплений Севастопольского порта"[24]. Инженер-генерал-майор Клеманс, получивший генеральское звание руководя работами, награждался пятью тысячами рублей — столь значительной суммой ему постарались компенсировать затраты, связанные с его переездом из Бобруйска в Севастополь и обратно. Получили премии и другие чины. Всего по списку, подписанному инженер-генералом Оперманом, выплачено премий на 7115 рублей.

Так завершилась подготовка Севастопольской крепости к грядущей войне. А отношения с Портой столь сильно обострились, что в 1827 г. был подписан циркуляр о срочном приведении в оборонительное состояние крепостей юга России на случай военных действий против Турции[25]. В 1828 г. Оттоманская империя, разгневанная поддержкой Россией автономии Греции, объявила священную войну своему северному соседу. Вскоре после начала военных действий обстановка на поле брани определилась не в пользу Порты. Русские войска форсировали Дунай и преодолели Балканы, а на Кавказе вышли к Трапезунду. Черноморский флот под командованием адмирала Грейга успешно действовал при взятии Анапы и Варны. Несмотря на численное превосходство турок, моряки сражались героически. Экипаж брига "Меркурий" находился в разведке недалеко от Босфора. 14 мая 1829 г. его стали преследовать два линейных корабля турок, имевшие десятикратное превосходство в вооружении и людях. Команда брига во главе с капитан-лейтенантом Казарским решила вступить в бой и в случае поражения взорвать бриг, но не сдаваться в плен. Искусно маневрируя и метко ведя огонь в течениие трехчасового боя, "Меркурий" повредил преследующие его корабли и оторвался от неприятеля. Бриг получил 22 пробоины в корпусе и около 300 повреждений в парусной оснастке. На судне постоянно возникали пожары, но корабль не потерял хода и на следующий день присоединился к своей эскадре. Героический бриг "Меркурий" был построен в Севастополе инженером И. Я. Осьмининым и спущен на воду в 1820 г. Корпус судна имел длину 29,6 м и был сделан из крепкого крымского дуба. Корабль предназначался для несения дозорной службы и разведки. На его палубе находились восемнадцать 24-фунтовых карронады[26] для ведения боя на ближнем расстоянии, и еще два орудия меньшего калибра могли перемещаться с кормы на нос брига и обратно. За героическое сражение, равного которому не знала история, бриг "Меркурий" был награжден кормовым Георгиевским флагом, а весь личный состав получил боевые награды.

Этот выдающийся подвиг послужил поводом для создания первого памятника в Севастополе. По инициативе М. П. Лазарева памятник был заложен в 1834 г. на Мичманском, а ныне Матросском бульваре и открыт в 1839 г. Созданный по проекту академика архитектуры А. П. Брюллова, памятник прост и выразителен. На прямоугольный пьедестал из местного камня установлена модель античного военного судна, отлитая из металла; на чугунной плите — рельефное изображение сражения брига. На пьедестале размещены бронзовые жезлы бога войны Меркурия, в честь которого был назван корабль, и надпись: "Казарскому. Потомству в пример". Общая высота памятника 5,5 м.

Но вернемся к событиям 1829 г. Турецкий флот, обладая превосходством в корабельном составе, не смог одержать ни одной сколько-нибудь значительной победы и не рискнул предпринять атаку против главной базы Черноморского флота и ее береговых батарей. Потерпев ряд поражений на суше, Турция подписала в 1829 г. Адрианопольский мирный договор.

В течение последующих нескольких лет строительство и реконструкция укреплений в Севастопольской крепости практически не производились. Крепость как бы замерла в ожидании новых кардинальных решений.

ГЛАВА 3. Каменное фортификационное строительство в крепости (1834—1852 гг.)

План сухопутной обороны Севастополя. Оборонительные казармы. Чумной бунт. Возведение казематированных сооружений из местных материалов

К 30-м годам XIX столетия Севастопольская крепость представляла собой ряд земляных батарей, защищавших рейд. Однако возросшая мощь артиллерии, появление на вооружении бом-бических пушек и мортир крупного калибра требовало коренной реконструкции этих укреплений. В то же время с суши город был совершенно беззащитен. Поэтому было принято решение создать в первую очередь сухопутную оборону Севастополя, используя фортификационные сооружения из камня.

Подготовка к такому строительству началась давно. Еще в 1821 г. Инженерный департамент Военного министерства поручил командиру Севастопольской инженерной команды инженер-полковнику Мишо составить топографический план Севастополя и его окрестностей[27]. Работа над составлением карты завершилась в 1827 г., и сразу приступили к разработке чертежей.

В том же году командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Грейг представил проект сухопутной обороны Севастополя на утверждение в Санкт-Петербург.

Инженерный департамент, одобрив в целом план обороны города, предложил внести в него существенные изменения: укрепления рекомендовали возводить на господствующих возвышенностях, а между ними расположить куртины; на ровных участках предписывали строить оборонительные казармы, а в лощинах — каменные стены с бойницами для ружейной обороны; все сооружения следовало защищать от прямых артиллерийских выстрелов земляными насыпями[28]. Указания Инженерного департамента были одобрены Николаем I, и вице-адмиралу Грейгу оставалось только выполнять волю монарха.

В 1828 г. архитектор Штауберт разрабатывает проект двухэтажной оборонительной казармы на тысячу солдат. Главный фасад казармы, обращенный к неприятелю, был прорезан тремя ярусами бойниц для ружей, а стены выполнялись из камня и имели толщину 1 м 20 см. Поскольку они не защищали от прямых артиллерийских выстрелов, то перед ними должен был возводиться земляной вал. Следует отдать должное архитектору в оформлении фасада, обращенного к тылу, и в соблюдении санитарных норм: на одного солдата в казарменной спальне полагалось не менее 9 м3 воздуха. Исходя из этого в проекте Штауберта предусматривалось одноярусное размещение солдат при высоте помещения более 3 м; в подвале находились кухни, пекарни, кладовые, сушилки для обмундирования. Стоимость одной казармы определили в 130 тысяч рублей.

Севастопольская эскадра пополнялась новыми кораблями, и для матросов нужно было строить береговые казармы. Вот на этом и решили сэкономить петербургские чиновники, посчитав, что оборонительные казармы следует построить для матросов, а во время военных действий казармы будут переданы пехотным частям — "не будут же моряки воевать на суше", рассуждали чиновники. Подготовили соответствующий доклад Николаю I, и в марте 1829 г. поступило распоряжение о срочном строительстве двух казарм для Морского ведомства. Определить место их расположения поручили адмиралу Грейгу, а к возведению остальных шести оборонительных казарм намечалось приступить после внесения изменений в проект сухопутной обороны Севастополя. Изыскали и 260 тысяч рублей для производства работ в текущем году[29].

Мыслящий, высокообразованный адмирал Грейг категорически возражал против этого решения. Он считал, что удаление флотских казарм от порта и кораблей понизит боеготовность эскадры. Кроме того, одна казарма, по уточненным подсчетам, стоила 190, а не 130 тысяч рублей, как определили ранее. Заручившись поддержкой Морского ведомства, командир Черноморского флота и портов к строительству оборонительных казарм не приступил.

Тем временем бывший командир Херсонского инженерного округа инженер-генерал-майор Латынин откорректировал проект сухопутной обороны города; проект отправили на утверждение Николаю I[30]. Документ, вызывавший много возражений, почти год путешествовал по кабинетам, но наконец 29 января 1831 г. на проекте появилась утверждающая надпись. Согласно этому документу, от десятой приморской батареи до вершины Южной бухты намечалось возвести девять каменных оборонительных казарм, соединенных каменной оборонительной стеной. Далее оборонительная линия следовала восточнее Корабельной слободы и примыкала к пятой приморской батарее. На этом участке предполагалось возвести три бастиона с казематированными флангами; между ними строилась каменная стена.

Внимательное изучение чертежа линии сухопутной обороны приводит к выводу, что на его содержание большое влияние оказала не фортификационная наука того времени, а Севастопольское восстание. Действительно, намечаемые к строительству оборонительные сооружения с пробиваемыми снарядами стенами не могли выдержать длительной осады. Они были пригодны для отражения атак небольших десантов противника или взбунтовавшихся крымских татар, но главное, они превращали Севастополь в закрытый город, войти и выйти из которого стало бы невозможно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Севастопольская крепость"

Книги похожие на "Севастопольская крепость" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Скориков

Юрий Скориков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Скориков - Севастопольская крепость"

Отзывы читателей о книге "Севастопольская крепость", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.