Ирина Свенцицкая - История Древнего мира, том 2
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Древнего мира, том 2"
Описание и краткое содержание "История Древнего мира, том 2" читать бесплатно онлайн.
Вторая книга коллективного труда ведущих советских историков рассматривает социально-экономическую, политическую и культурную историю древних классовых обществ периода их расцвета (I тысячелетие до н.э.) — Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся древней историей.
Источник:
История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
В рудниках применяли и детский труд. Кормили работников настолько плохо, что они долго не выдерживали и погибали. Сильная охрана не давала возможности бежать. Пополнялись ряды работающих частично за счет военнопленных; осужденных за преступление; заключенных под стражу (без суда) «из-за несправедливых обвинений или личной вражды». Иногда к рудники отправлялись не только осужденные или обвинённые, но и их семьи. Таким образом, работа в рудниках была тяжелым наказанием, причем не только для уголовных преступников, но и для всех людей, проявлявших в той или иной форме ослушание государственной власти, или просто личных недругов власть имущих. Применяя труд осужденных в рудниках, Птолемеи преследовали и политические и экономические цели: они стремились подавить всякую возможность выступлений против правительства и используя жесточайшие методы внеэкономического принуждения, получать наибольшие доходы.
Основной опорой власти Птолемеев в Египте была целая армия чиновников: диойкет, экономы, писцы, инспектора, сборщики, полицейские и т.п. Высшие чиновники получали от царя «дарственные» земли. У-диойкета Аполлония были обширные владения в разных местах Египта, а также в Палестине. Эти земли частично были освобождены от податей; управляющий Аполлония сам ведал полицией и, следовательно, был в какой-то мере независим от царских чиновников. Однако цари могли отбирать «дарственные» земли: после смерти Птолемея II Аполлоний был лишен должности и его земли перешли в ведение царской казны.
Менее важным должностным лицам царь раздавал земельные участки (большей частью пустующие) в вечное пользование: с таких земель уплачивались налоги. Кроме того, чиновники получали денежное вознаграждение: в податном уставе Птолемея II указывается, что сборщикам налогов необходимо уплачивать 30 драхм в месяц каждому, их помощникам — 20 драхм и т.д. Помимо людей, непосредственно находившихся на службе царя, с государственным аппаратом была связана довольно большая группа людей — откупщиков, торговцев, получавших товары из царских мастерских. Птолемеи сбор ряда податей сдавали на откуп отдельным лицам, но деятельность последних находилась иод строжайшим контролем правительственной администрации. Откупщики должны были гарантировать государству определенную сумму сбора и все недоимки покрывали из собственных средств. Они не имели права собирать больше положенного, а в качестве вознаграждения, согласно данным III в. до н.э., получали 5% собранной суммы. Таким образом, эти люди тоже выступали своего рода агентами центральной власти, весь аппарат которой — чиновники и полицейские — способствовал получению царем дохода от сбора податей.
Государство стремилось в эту разветвленную бюрократическую систему включить также и должностных лиц деревни — старейшин, писцов и т.д. сделав их представителями государственной власти на местах. Эти должностные лица руководили сбором подати в своей деревни. В одном из папирусов из Тебтюниса комархи и старейшины земледельцев (последние выбирались деревней) сообщают о том, что они, «работая днем и ночью», собрали арендную плату со своих односельчан. Комарх и старейшины были также низшей судебной инстанцией.
Положение должностных лиц, за спиной которых стояло государство, давало им возможность обогащаться за счет общинников. В папирусах встречаются указания на конфликты между должностными лицами в деревне и крестьянами — в том же документе из Тебтюниса комарх и старейшины жалуются на крестьян-односельчан, силой разогнавших сборщиков налогов. Сельская община в птолемеевском Египте была не организацией свободного населения для защиты его интересов, по организацией зависимых земледельцев в интересах государства. Опорой Птолемеев в Египте были также воины-клерухи (держатели участков царской земли) и египетское жречество. Среди клерухов преобладали греки и македоняне, но встречались также сирийцы, фракийцы и даже кельты (Кельты, или галлы — племена, обитавшие в I тысячелетии до н.э. в Центральной и частично Западной Европе. Кельты говорили на языках одной из ветвей индоевропейской языковой семьи. В III в. до н.э. ряд кельтских племен вторгся в Малую Азию (там их называли галатами). Из этих областей кельты и попадали в Египет.). Египтяне служили только во вспомогательных войсках и в полицейских отрядах. Им выдавались значительно меньшие участки земли, чем другим воинам. Клерухи получали помещение для жилья — обычно часть дома местных жителей. В одном папирусе рассказывается, как некоторые жители Крокодилополиса в 242 г. до н.э., чтобы избавиться от постоев клерухов, разобрали крыши домов и поставили перед дверьми в качестве защиты алтари богам. Клерухи иногда привлекались к пополнению должности инспекторов урожая. Все это вызывало острую вражду рядовых египтян к клерухам.
Египетское жречество в целом оказало поддержку власти Птолемеев: опо получало от центральной власти привилегии, которые компенсировали им неудобства, связанные с вмешательством царской администрации. Храмам передавались участки запущенной земли, в пользу храмов шли некоторые подати.
Птолемеи использовали не только местные культы. Важным шагом в религиозной политике Птолемеев было учреждение царских культов. В 269 г. до н.э. Птолемей II учредил культ своей умершей сестры-жены Арсинои Филадельфы[78], а затем культ своих родителей, Птолемея I и Береники, под именем богов-сотеров (спасителей). Сбор податей в пользу храмов был после создания новых культов централизован: царские чиновники собирали 1/6 часть урожая с садов и виноградников, которая раньше шла непосредственно храмам. Затем эта подать распределялась царской казной но тем храмам, которые ввели у себя царский культ. В знаменитой Розеттской надписи (той самой, изучение которой помогло Шампольону дешифровать египетские иероглифы) жрецы восхваляют Птолемея V за то, что тот сумел подавить народные движения, освободил храмы от недоимок по поставкам продовольствия, денег и льняных тканей казне и оказал им почести (196 г. до н.э.): «Так как он привилегии храмов и Египта сохранил без изменений и в целости, в соответствии с законами, и украсил Апиейон (место пребывания священного быка Аписа.— И.С.) великолепными сооружениями... нуждающиеся же в восстановлении храмы он поправил, имея ко всему, что касается божества, усердие благодетельствующего бога: разузнав о наиболее уважаемых храмах, он восстановил их, как приличествует его царствованию», то жрецы всех храмов страны постановляют «как можно более умножить почести, оказываемые в настоящее время вечно живому царю Птолемею, возлюбленному Пта, богу Эпифан у Эвхаристу».
На землях египетских храмов могли работать царские земледельцы. Но существовала также особая группа людей, связанных с храмом, — иеродулы («священные рабы»), Иеродулы — не рабы в обычном, юридическом смысле слова. Они исполняли некоторые работы для храма, могли арендовать храмовую землю. Иеродулы могли иметь и собственное имущество, семью, обладали правоспособностью. Они считались как бы состоящими под покровительством храма. Зависимость иеродулов была наследственной; свободные люди могли добровольно посвятить себя божеству и стать таким образом иеродулами: в одном папирусе, например, женщина посвящает себя Сокнебтюпису, богу-крокодилу; она обещает платить определенные денежные взносы ежегодно, не покидать храмовой округи и просит бога защитить ее от всяких духов, от пьяного, от мертвеца, от безумного и т.п. Посвящали себя божеству, по-видимому, люди из низших слоев общества; стремление получить покровительство храма тесно переплеталось с суевериями, но и то и другое выражало в данном случае ощущение неустойчивости, незащищенности, свойственное людям эллинистической эпохи.
Особое место в общественной структуре эллинистического Египта занимали полисы: основанные после греко-македонского завоевания Александрия и Птолемаида и старый греческий полис Навкратис. Египетские полисы, по-видимому, напоминали всо остальные самоуправляющиеся гражданские коллективы эллинистического мира: они имели определенную территорию, их граждане пользовались самоуправлением (в Птолемаиде известно народное собрание и совет; в Александрии — во всяком случае, народное собрание), имели свои правовые установления. Наиболее сложным было устройство Александрии: там существовало несколько групп населения: полноправные граждане; люди, называвшиеся просто «александрийцы» (вероятно, пользовавшиеся ограниченными правами); самоуправляющиеся коллективы переселенцев из других областей Средиземноморья — такие коллективы назывались политевмами (так, в Александрии существовала политевма иудеев) и бесправные египтяне (подданные, лади — «люди»). Наряду с выборными должностными лицами в полисах были и царские чиновники, наблюдавшие за внутренней жизнью города. Основную массу населения Александрии (и, вероятно, других полисов) составляли торгово-ремесленные слои.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Древнего мира, том 2"
Книги похожие на "История Древнего мира, том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Свенцицкая - История Древнего мира, том 2"
Отзывы читателей о книге "История Древнего мира, том 2", комментарии и мнения людей о произведении.