» » » » Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования


Авторские права

Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования

Здесь можно скачать бесплатно "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования
Рейтинг:
Название:
Психология развития: методы исследования
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-318-00472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология развития: методы исследования"

Описание и краткое содержание "Психология развития: методы исследования" читать бесплатно онлайн.



Трудность проведения исследования в области психологии развития — сквозная тема предлагаемой книги. Автор рассматривает ряд основных законов и принципов, которые необходимо учитывать при осуществлении собственных и оценке сторонних исследований. Это издание преследует три основные цели. Первая из них — помочь выработать навыки, необходимые для того, чтобы качественно изучать различные феномены в психологии развития, в связи с чем представлены разного рола принципы и инструкции, часть которых касается непосредственно вопросов развития, а другие относятся к психологии в целом. Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлениями научной работы в данной области. Третья цель — сформировать не только навыки критической оценки любого исследования, но и умение на его основе сделать адекватные выводы.

Эта книга адресована всем желающим углубить свои знания о проблемах и методах исследований в психологии развития: студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, психологам и психотерапевтам.






Описанное выше исследование — лишь одно из ряда работ, направленных на изучение долговременной памяти. Исследовалась также память на названия улиц и на адреса (Bahrick, 1983), а также память на испанский язык, который испытуемые изучали в школе или колледже (Bahrick, 1984). Другие исследовательские группы анализировали память на имена учителей (Schonfield, 1969), память на названия песен (Barlett & Snelus, 1980) и память на содержание университетских курсов (Cohen, Shanhopc, & Conway, 1992). Как и в исследовании с именами и фотографиями одноклассников, в этих исследованиях обычно обнаруживалось, что информация может храниться в памяти удивительно долго и что с возрастом наблюдается некоторое, но всегда существенное, ухудшение памяти.

Наиболее очевидный недостаток подобных исследований, по крайней мере в том, что касается старения, мы уже обсуждали: длительность хранения информации изменяется совместно с возрастом испытуемого. Так, обнаружив, что пожилые испытуемые выполняют тесты памяти не так успешно, как молодые, мы не можем сказать, объясняется это межвозрастными различиями или тем, что удерживать в памяти информацию в течение 50 лет труднее, чем в течение 5 лет. Скорее всего, имеют значение оба фактора; однако в подобных исследованиях разграничить их невозможно.

Альтернативный подход к изучению долговременной памяти иллюстрируют некоторые другие исследования (Botwinick & Storandt, 1974). Взрослые испытуемые в возрасте от 20 до 79 лет выполняли задания тестов, включавших ряд вопросов об общественно-исторических фактах. Примеры этих вопросов приведены во вставке 13.2. (Для тех, кто хочет себя проверить, ответы представлены в приложении, в конце этой главы.) Поскольку вопросы касаются событий, происшедших на протяжении четырех исторических периодов, появилась возможность рассмотреть память как функцию от возраста испытуемого, давности события, о котором задается вопрос, и возраста испытуемого на момент, когда это событие произошло. Ботвиник и Сторандт в целом не обнаружили никаких возрастных различий в успешности выполнения заданий. То есть 70-летние испытуемые справлялись с заданиями почти так же хорошо, как 20-летние. Однако наблюдаюсь интересное взаимодействие между возрастом испытуемых и историческим периодом, к которому относился вопрос. Это взаимодействие отражало тот факт, что испытуемые всех возрастов лучше всего помнили о событиях, происшедших в то время, когда им было 15-25-лет. Так, испытуемые в возрасте около 50 лет лучше всего отвечали на вопросы, касавшиеся событий 1930-1940-х годов; испытуемые в возрасте около 30 лет — на вопросы, касавшиеся событий 1950-1960-х годов. Следует добавить, что взаимодействие возраста и исторического периода, к которому относятся вопросы, в подобных исследованиях обнаруживается не всегда (в вышеописанном исследовании оно наблюдалось только у испытуемых мужского пола). Однако результаты других исследований (например, Howes & Katz, 1988; Perlmutter, Metzger, Miller, & Nezworski, 1980) подтверждают главный вывод, к которому пришли Ботвиник и Сторандт: память на общественно-исторические события с возрастом если и ухудшается, то незначительно.

Вышеописанный метод устраняет некоторые недостатки исследований Барик, однако имеет и свои собственные. Если стимулами являются имена и лица одноклассников, можно быть уверенными в том, что испытуемому они когда-то были известны, поэтому любые ошибки при выполнении тестов на воспроизведение или на узнавание могут объясняться неспособностью вспомнить, а не изначальным отсутствием знаний. При использовании вопросов об общественно-исторических фактах вероятность изначально одинакового объема знаний испытуемых меньше. Возможно, некоторые испытуемые никогда и не знали настоящего имени «красного барона*. И тогда неспособность дать правильный ответ вряд ли можно расценивать как неспособность вспомнить. Кроме того, спорным моментом является использование термина «память» в ситуации, когда события, о которых спрашивают испытуемого, произошли до его рождения. Вопросы, предлагаемые Ботвиник и Сторандт, не затрагивают специфических, личных воспоминаний, на оценку которых направлено исследование Барик с коллегами. Они направлены на оценку общих знаний, которые могут быть накоплены разными способами.

Каковы бы ни были недостатки исследования Ботвиник и Сторандт, подобные ему исследования иллюстрируют ряд важнейших особенностей памяти взрослых.


Вставка 13.2 Вопросы из теста долговременной памяти Ботвиник и Сторандт

Период: 1950-1960

Как звали первого человека, ступившего на Луну?

Как звали человека, убившего Мартина Лютера Кинга?

В каком городе был убит президент Джон Ф. Кеннеди?

В каком году русские запустили первый спутник?

Как звали человека, боровшегося за президентское кресло с Дуайтом Эйзенхауэром в 1952 и в 1956

годах?

Как звали сенатора из Висконсина, с именем которого связаны расследования в Конгрессе по делам о

коммунистах в 1950-х годах?

Период: 1930-1949

Как звали человека, избранного вице-президентом в 1948 году, когда президентом стал Гарри Трумэн?

Как звали немецкого генерала времен Второй мировой войны, которого назвали «лисом пустыни»?

Как звали командира известных «Летающих тигров» времен Второй мировой войны?

Когда (день, месяц, год) японцы осуществили атаку на Перл-Харбор?

Как звали единственного президента США, избранного на этот пост четыре раза?

Где (в каком штате) сгорел и разбился немецкий дирижабль «Фон Гинденбург»?

Период: 1910-1929

Как называлось судно, столкнувшееся с айсбергом и затонувшее во время первого своего плавания в 1912 году?

Как звали человека, смерть которого послужила поводом для развязывания Первой мировой войны?

Как на самом деле звали немецкого летчика-аса времен Первой мировой войны, которого называли «красным бароном»?

Как расшифровывается аббревиатура WCTW

Как звали человека, осужденного в известном «обезьяньем процессе»1925 года?

На каком самолете Линдберг перелетел через Атлантику?

Период: 1890-1909

Как звали человека, открывшего Северный полюс?

В каком штате США впервые была осуществлена казнь на электрическом стуле?

Как звали человека, ставшего президентом после того, как убили президента Маккинли?

Где прошел первый удачный полет братьев Райт?

Как звали боксера, которого все называли «Джентльмен Джим»?

В каком году Генри Форд выпустил Модель Т?

Источник: Memory, Related Functions, and Age (p. 189-191 ),J. Botwinick and M. Storandt, 1974, Springfield, IL: Charles С Thomas.


В целом они еще раз подтверждают тот факт, что у пожилых людей не обязательно должно наступать значительное ухудшение памяти. С некоторыми заданиями пожилые люди справляются не хуже, а иногда и лучше молодых. Результаты исследования, свидетельствующие о длительном сохранении в памяти информации общего плана, согласуются с результатами других исследований по этому вопросу.

Например, с работами по кристаллизованному интеллекту, описанными ранее. Наконец, исследования, подобные исследованию Ботвиник и Сторандт, указывают на возможность позитивной оценки памяти в старости, если речь идет об осмысленном материале из области общих знаний о мире, а не о произвольных, необычных лабораторных заданиях.

Личность и социальное развитие

Перейдем теперь от интеллекта к личности и социальному аспекту развития. Начнем с рассмотрения двух подходов-к изучению личности в период взрослости. Затем мы обсудим некоторые общие вопросы, касающиеся этих и аналогичных подходов.

Удовлетворенность жизнью

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью? Для оценки удовлетворенности жизнью было разработано множество методик. Мы рассмотрим две, начав с одной из первых и наиболее известных — с «Индекса удовлетворенности жизнью» {Life Satisfaction Index), или LSI, который разработали Нойгартеи, Хэвигхерст и Тобин (Neugarten, Havig-hurst, & Tobin, 1961).

LSI был создан в ходе одного из первых широкомасштабных исследований старения — Канзасского исследования жизни взрослых (Kansas City Study of Adult Life). Выборка состояла из 177 мужчин и женщин в возрасте от 50 до 90 лет. С каждым испытуемым в течение 2-летнего периода проводилась серия подробнейших интервью. Как следует из приведенного ниже описания, в интервью анализировался целый ряд аспектов жизни в зрелом и пожилом возрасте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология развития: методы исследования"

Книги похожие на "Психология развития: методы исследования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скотт Миллер

Скотт Миллер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования"

Отзывы читателей о книге "Психология развития: методы исследования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.