» » » » Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования


Авторские права

Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования

Здесь можно скачать бесплатно "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования
Рейтинг:
Название:
Психология развития: методы исследования
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-318-00472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология развития: методы исследования"

Описание и краткое содержание "Психология развития: методы исследования" читать бесплатно онлайн.



Трудность проведения исследования в области психологии развития — сквозная тема предлагаемой книги. Автор рассматривает ряд основных законов и принципов, которые необходимо учитывать при осуществлении собственных и оценке сторонних исследований. Это издание преследует три основные цели. Первая из них — помочь выработать навыки, необходимые для того, чтобы качественно изучать различные феномены в психологии развития, в связи с чем представлены разного рола принципы и инструкции, часть которых касается непосредственно вопросов развития, а другие относятся к психологии в целом. Вторая цель заключается в ознакомлении читателей с важнейшими направлениями научной работы в данной области. Третья цель — сформировать не только навыки критической оценки любого исследования, но и умение на его основе сделать адекватные выводы.

Эта книга адресована всем желающим углубить свои знания о проблемах и методах исследований в психологии развития: студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии, психологам и психотерапевтам.






Тем не менее прикладное исследование связано с особыми трудностями, которые накладываются на трудности исследования вообще. Поэтому в разделе, посвященном целям, рассматриваются в основном разнообразные формы прикладных исследований в области психологии развития.

Условия проведения исследования

Существуют разные способы классификации условий проведения исследования. Система, которую я использую для первоначальной классификации, взята из статьи Росса Парке (Ross Parke, 1979) и в общем виде представлена в табл. 6.1. Первое разграничение, которое вводит Парке — это разграничение на полевые и лабораторные условия. Полевое исследование осуществляется в естественной для испытуемого среде — к примеру, в упоминавшихся ранее условиях игровой площадки или супермаркета. Лабораторное исследование проводится в специально созданных условиях, в условиях, которые могут резко отличаться от естественной для испытуемого среды, и в которые испытуемого ставят исключительно в целях исследования. Передвижная исследовательская лаборатория, размещенная в трейлере, где измеряется изменение частоты сердечных сокращений в ответ на определенные звуки, подаваемые в наушники, — наглядный пример лабораторных условий.


Таблица 6.1 Классификация условий проведения исследования

Локус зависимой переменной Лабораторные условия Полевые условия Локус независимой переменной Лабораторные условия 1 2 Полевые условия 3 4

Источник: «International Designs», R. D. Parke. In R. B. Cairns (Ed.), The Analysis of Social Interactions; Methods, Issues, and Illustrations (p. 15-35), 1979, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.


В приведенных выше примерах граница между полевой и лабораторной обстановкой кажется довольно четкой. Однако часто она гораздо неопределеннее. Лабораторные условия могут в той или иной мере приближаться к условиям естественной среды, а полевые условия могут тут же потерять свою естественность при введении экспериментального контроля и процедур измерения. Поэтому различие между полевыми и лабораторными условиями правильнее рассматривать на континууме, а не как дихотомию. Кроме того, «естественность» — это не монолитный конструкт; существует ряд параметров, по которым может изменяться степень естественности условий. Парке рассматривает три таких параметра: неспецифическая физическая среда, стимульное поле и социальные агенты, присутствующие в ситуации. В связи с этой комплексностью дальнейшее использование терминов «полевые условия» и «лабораторные условия» следует рассматривать как упрощение, удобное при обсуждении методологии, однако искажающее более сложную реальность.

Второй фактор в системе классификации Парке имеет отношение к разграничению зависимой и независимой переменной. Независимой переменной можно манипулировать либо в лабораторных, либо в полевых условиях. Зависимую переменную можно измерять либо в лабораторных, либо в полевых условиях. Сочетание независимых и зависимых переменных с лабораторными и полевыми условиями дает четыре варианта исследовательского плана, представленных в клетках табл. 6.1.

Использование конкретного примера поможет сделать более понятным дальнейшее изложение. Рассмотрим уже знакомую нам проблематику: связь между насилием на телеэкране и агрессией. Приводит ли просмотр детьми агрессивных телепрограмм к повышению агрессии? Это интересный, тщательно изученный, но остающийся спорным вопрос. Поскольку его можно исследовать — и он действительно исследуется — с использованием каждого из четырех подходов, представленных в табл. 6.1, для наших целей он послужит подходящим примером. В дальнейшем, как в этой главе, так и в последующих, мы встретим и другие примеры. В действительности, основная проблема состоит в том, чтобы определить, какого рода вопросы можно изучать с применением каждого из этих четырех подходов.

План 1: «лаборатория-лаборатория»

Исследования, проводимые по этому плану, вероятно, более других соответствуют представлениям большинства людей о том, что такое «психологический эксперимент». Экспериментальные манипуляции производятся в контролируемых лабораторных условиях, эффект этих манипуляций оценивается в той же лаборатории. В случае изучения связи насилия на телеэкране и агрессии типичным является следующий порядок работы. Испытуемых произвольно делят на две группы: экспериментальную группу, которая будет смотреть телевизионные ролики с эпизодами насилия, и контрольную, которая будет смотреть телепрограммы нейтрального содержания. Детей из обеих групп по одному приводят в экспериментальную комнату и там показывают телесюжет, предназначенный для их группы. Чуть позже ребенку предоставляется возможность проявить агрессию в тех же лабораторных условиях. Более высокий уровень агрессии детей из экспериментальной группы по сравнению с уровнем агрессии детей из контрольной группы может рассматриваться как свидетельство роли телевидения в формировании определенной Модели поведения.

В рамках этой базовой парадигмы возможен ряд вариаций. В качестве примеров могут служить исследования Бандуры, Росс и Росс (Bandura, Ross, & Ross, 1963а), а также Либерт и Бэрона (Liebert & Baron, 1972) (последнее мы уже рассматривали в главе 4, говоря о принципах измерения). Телесюжеты, которые показывают детям, могут в большей или меньшей степени походить на те, что обычно транслируются по телевидению. В одних случаях их специально монтируют для исследования (Bandura et al., 1963a), в других — показывают эпизоды коммерческой телепродукции (Liebert & Baron, 1972). Агрессивные действия также отличаются по степени их приближенности к реальному агрессивному поведению. Иногда в качестве объекта агрессии выступает неодушевленный предмет (в исследовании Бандуры и его коллег — это кукла Бобо); а иногда — другой ребенок (Liebert & Baron, 1972). В одних случаях агрессивное поведение физически идентично реальным проявлениям агрессии (удары, пинки в исследовании Бандуры); в других — оно отличается от реального (нажатие на кнопку в исследовании Либерт и Бэрона). Наконец, агрессивные реакции различаются по тому, насколько легко их измерить. Реакция нажатия на кнопку в исследовании Либерт и Бэрона может фиксироваться автоматически; а для учета ударов и пинков обычно требуется наблюдатель, который выносит решения о наличии или отсутствии определенных действий и об их значении.

Исследование в контролируемых лабораторных условиях имеет два больших преимущества. Первое — это контроль независимой переменной. Изучая эффекты просмотра агрессивных телепрограмм, исследователь может выбирать, какие именно телесюжеты показывать детям, какие именно дети будут смотреть определенный телесюжет и каков именно будет контекст просмотра телесюжетов. Как уже было сказано, для получения четких выводов о причинно-следственных связях необходим как раз такого рода контроль. В итоге в исследовании типа «лаборатория—лаборатория» создаются наилучшие условия для максимизации внутренней валидности.

Второе преимущество лабораторного исследования связано с зависимой переменной. Но определению, зависимая переменная может свободно изменять свое значение и поэтому никогда не бывает под контролем исследователя. Однако зависимую переменную нужно измерить, и это измерение легче всего произвести в структурированной обстановке лаборатории. В лаборатории, к примеру, можно заснять на видеопленку агрессивное поведение, а затем использовать ее для воспроизведения и анализа— роскошь, зачастую недоступная на игровой площадке детского сада или в домашне}! обстановке. Можно также отказаться от услуг наблюдателя и работать с результатами по большей части автоматического регистрирования. Нажатие на кнопку в исследовании Либерт и Бэрона — пример автоматического фиксирования агрессивных действий; специальная кукла Бобо, фиксирующая каждый получаемый удар (Dcur&Parke, 1970), -еще один пример. Наконец, как мы вскоре увидим, некоторые зависимые переменные просто нельзя измерить нигде, кроме как в контролируемых лабораторных условиях.

Лабораторный подход имеет не только достоинства, но и недостатки. Если все достоинства можно объединить в категорию «контроль», то недостатки можно определить словом «искусственность». Лабораторная обстановка может в разной степени приближаться к реальным жизненным условиям, которые нас интересуют; однако она всегда в той или иной мере отличается от них, и подчас весьма значительно. Поэтому встает вопрос; можно ли переносить результаты, полученные в лаборатории, на естественную среду? Это проблема компромиссного выбора между внутренней и внешней валидностью, о которой говорилось в главе 2. Как мы тогда отметили, факторы, повышающие внутреннюю валидность, зачастую снижают внешнюю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология развития: методы исследования"

Книги похожие на "Психология развития: методы исследования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Скотт Миллер

Скотт Миллер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Скотт Миллер - Психология развития: методы исследования"

Отзывы читателей о книге "Психология развития: методы исследования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.