» » » Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев - Святитель Николай Чудотворец


Авторские права

Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев - Святитель Николай Чудотворец

Здесь можно купить и скачать "Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев - Святитель Николай Чудотворец" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев  - Святитель Николай Чудотворец
Рейтинг:
Название:
Святитель Николай Чудотворец
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святитель Николай Чудотворец"

Описание и краткое содержание "Святитель Николай Чудотворец" читать бесплатно онлайн.



В основу этой книги легло одно из самых полных изданий о Николае Чудотворце, составленное А.Вознесенским и Ф.Гусевым. Помимо жития святителя Николая, Архиепископа Мирликийского и чудесах, совершаемых им при жизни и после кончины, в книге особое внимание уделено почитанию Чудотворца в России.






Первым, подвергшим бытовавшие в древней русской агиографической письменности жития святых основательной исторической проверке и переработке, был митрополит Ростовский Димитрий. В основу жития святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, у него положено Метафрастово житие. Но он не перевел его и не поместил целиком, а составил свое — «из Метафраста и иных взятое».

---------------------------------

(1) В начале (перед службами) находится изображение святителя Николая с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой руке. Вверху, по сторонам, изображены Спаситель, подающий ему Евангелие, и Богоматерь — святительский омофор. Перед житием святителя (Метафрастовой редакции, с некоторыми очень незначительными отступлениями от московского первоначального издания) находится другое изображение святителя Николая с мечом в правой руке и кораблем в левой. Вверху, по сторонам, также Спаситель и Богоматерь с Евангелием и омофором. На полях — миниатюрные изображения событий из жизни святителя: рождение святого Николая, крещение, обучение грамоте, посвящение во пресвитера, явление во сне царю Константину и преставление.

---------------------------------


Составленное святителем Димитрием Ростовским «Житие святителя Николая Мирликийского, Чудотворца», в дальнейшей нашей агиографической популярной литературе (таковы, например, популярные издания «Жития святителя Николая», составленные М. Толстым, Протопоповым, С. Дестунис, А. Невским и др.) является уже без всякой сколько-нибудь значительной переработки. Следует, впрочем, указать на один опыт изложения жития святителя Николая, представляющий собой значительно большее, чем простое переложение «Жития» святителя Димитрия Ростовского. Это — «Жизнь святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца», составленная преосвященным Неофитом(1). Жаль только, что в то время вопрос о личности святителя Николая (по поводу открытых Фальконием и архимандритом Антонином списков «Иного жития») не был поставлен в той острой форме, как теперь, и преосвященному Неофиту не пришлось высказать свой решительный взгляд на этот спорный вопрос нашей агиографической литературы(2).

В основу рассказа о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град положено сказание одного из очевидцев этого события — западного писателя Никифора: «Пролог, составленный наименьшим из клириков Никифором на перенесение святого Николая исповедника»(3). Это барградское сказание Никифора (по которому со значительными сокращениями составлено и «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николая, архиепископа града Миры», помещаемое при службе святителю) занесено в римский мартиролог под 9 мая и считается за подлинное и общепринятое в Римской Церкви.

-------------------------------------

(1) Неофит (Неводчиков), архиеп. Житие святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца // Одесский воскресный листок. 1876 г.; Воскресный день. 1890 г.

(2) По отрывочным замечаниям, не составляющим, впрочем, результата обстоятельного исследования данного вопроса, преосвященный Неофит склонен признавать согласно с архимандритом Антонином двух святителей Николаев чудотворцев: одного — Мирликийского, другого — Пинарского, причем некоторые черты из жизни Николая Пинарского, умершего в начале VI века, например: сказания о трехчасовом стоянии новорожденного Николая в купели, о путешествии его в Палестину и поклонении святым местам, по мнению преосвященного Неофита, перешли у Метафраста в житие Николая Мирликийского, Чудотворца и таким образом образовали анахронизм (о поклонении святителя Николая святыням Палестины).

(3)  Фальконий издал это сказание с Ватиканского рукописного кодекса №6074, считая его более верным или, по крайней мере, любопытным, чем известное сказание о том же предмете Иоанна, архидиакона барского, написанное им для епископа Барского Урсона; оба писателя были современники события.

---------------------------------------

  В русском переводе сказание Никифора о перенесении мощей приведено в статье архимандрита Антонина (Капустина) «Перенесете мощей святителя и Чудотворца Николая из Ликии в Италию»(1).

Кроме сказания Никифора (причем в нужных случаях делаются выдержки из сказания Иоанна, архидиакона барградского), в статье архимандрита Антонина помещен в русском переводе рассказ венецианского писателя — Иордана, монаха францисканского (миноритов) ордена, жившего в первой половине XIV столетия. По этому рассказу, мощи были перенесены из Мир в 1097 году не в Бар, а в Венецию. По мнению архимандрита Антонина, весь этот рассказ — выдумка честолюбивой Венецианской республики, не хотевшей уступить славы приобретения святых мощей великого Чудотворца торговцам ничтожного города безвестной Апулии.

Некоторые, впрочем, находят возможным признать оба сказания истинными. К числу последних принадлежит А. Красовский, составивший специальное исследование под заглавием: «Установление в Русской Церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град». В этой статье А. Красовский, между прочим, находит возможным признать истинным наряду с барградским (Никифора) и сказание Иордана, исходя из того что, поскольку были два святителя Николая — один в IV, а другой в VI веке, — могло быть и два перенесения мощей: одного святителя Николая перенесли баряне в 1087 году, другого — венециане в 1097 году. Но и в этом случае оставалось бы труднообъяснимым совпадение многих частностей в том и другом рассказе. Такое толкование уже по тому имеет мало достоверности, что существование двух святителей Николаев, живших один от другого на расстоянии в два века, еще не доказано, а некоторыми, например архимандритом Леонидом (Кавелиным), отвергается. Если выбирать между двумя сказаниями — барградским и венецианским, то несомненно, первое имеет более достоверности.

-------------------------------

(1) Иерусалим 9 мая 1870 г. Труды Киевской духовной академии за 1870 год. 2-я ч., май. С. 396-427.

(2) Труды Киевской духовной академии за 1874 год, декабрь. С. 521-585.

-------------------------------

Кроме приведенных писателей — Никифора и Иоанна, архидиакона барградского, это утверждает и Сигеберт (1030—1112) в своей хронике. Последний так рассказывает о 1031-м годе: «В то время как венециане рассуждали о том, чтобы взять тело блаженного Николая из Мир Ликийских, разоренных турками, баряне в числе 47 человек, идя из Антиохии к Мирам, предупредили их. Они принудили находившихся там четырех монахов указать гроб и, разломав его, вынули оттуда кости святителя Николая, плававшие в масляной влаге, и перенесли со славой в Бар в 1087 году» (по указаниям архимандрита Антонина Капустина).

Когда в России был установлен праздник в честь перенесения мощей святителя Николая, приуроченный к 9 мая? Несомненно, в очень непродолжительном времени после самого перенесения, так как вообще время установления праздника в память какого бы то ни было церковного события, оказывающего сильное впечатление на верующих, не может отойти далеко от того времени, когда оно произошло. Но в наших летописях и списках год перенесения мощей показывается различно: 1087-й (в летописи Густынской), 1088-й (в 3-й Новгородской), 1089-й (в летописи Никоновской и Степенной книге), 1095-й и 1096-й (в списках Слова №№ 69, 2 и 4 библиотеки митрополита Макария). Ближайшим к истине представляется 1087 год, на каковой согласно указывают и западные писатели об этом предмете (за исключением Иордана, относящего его к 1097 году). Принять 1087 год годом перенесения мощей из Мир в Бар побуждает и то обстоятельство, что, по сказанию, прибытие в Бар-град с мощами произошло 9 мая, в воскресенье, каковые день и число из всех указываемых в летописях и списках годов совпадают только в 1087 году (Пасха была 28 марта). Но никак нельзя признать ни 4-го, ни 5-го показаний, потому что к 1095—1096 годам великий князь Киевский Всеволод, при котором, по славянскому сказанию, произошло перенесение мощей, уже скончался (+ 1093).

При каком митрополите был установлен на Руси этот праздник? Мнения об этом разделяются. Преосвященный Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский, историк Н. М. Карамзин и из новейших архимандрит Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры, установление его приписывают митрополиту Ефрему, управлявшему Киевской митрополией между Иоанном III и Николаем (1091 — 1097). Другие — Захария Копыстенский(1), митрополит Макарий (Булгаков), А. Красовский — относят учреждение его к митрополиту Иоанну 11 (1077— 1089). Последние имеют за собой основание в Никоновской летописи, которая одна из всех упоминает об имени нашего митрополита, при котором совершилось перенесение мощей святителя Николая, и называет этого митрополита Иоанном.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святитель Николай Чудотворец"

Книги похожие на "Святитель Николай Чудотворец" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев

Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев - Святитель Николай Чудотворец"

Отзывы читателей о книге "Святитель Николай Чудотворец", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.