» » » » И. Тихомирова - Школа творческого чтения


Авторские права

И. Тихомирова - Школа творческого чтения

Здесь можно скачать бесплатно "И. Тихомирова - Школа творческого чтения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Тихомирова - Школа творческого чтения
Рейтинг:
Название:
Школа творческого чтения
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Школа творческого чтения"

Описание и краткое содержание "Школа творческого чтения" читать бесплатно онлайн.








В сегодняшних условиях, когда развитие детей происходит часто в зоне отчуждения от взрослых, в ситуации одиночества, важность общения, не регламентированного никакими алгоритмами, трудно переоценить. Это своего рода социальный заказ всем институтам детства. О том, что потребность современных детей в личностном общении в связи с чтением велика, можно судить по стихийным письмам детей в издательства. Ребенок не только рассказывает о своих чувствах, но и ждет ответа на свое откровение.

Основоположник отечественной психологии А.Н.Леонтьев указал на две стороны субъективно-значимого общения. Первая – «открытие значения для меня самого», вторая – «выражение открытого, найденного для другого». В контексте проблемы личностного общения руководителя детского чтения и ребенка интересен замысел и его осуществление в программе Челябинской областной детской библиотеки «Мастер диалога», с заложенной в ней идеей формирования в библиотекаре и в ребенке способности к «сотворчеству понимающих». В этой программе, разработанной библиотекарем-исследователем И.В.Андреевой, три блока. Цель первого – разбудить воспоминания подростков и библиотекарей о читательских рефлексиях прошлых лет, осмыслить читаемое в «значении для меня». Второй блок – тренинг рефлексивного сегодняшнего чтения, развивающий качества «мастера диалога», активность ассоциативных связей в рамках авторской модели мира. В третьем блоке приобретенные участниками качества «мастера диалога» закрепляются и отрабатываются в практике групповых обсуждений («Значение – для другого»). Важнейшим условием осуществления замысла программы является готовность самого библиотекаря к самораскрытию. Слово библиотекаря об откровениях и прозрениях в собственном опыте чтения является доминантным в диалоге с подростком. Немалое значение для личного диалога придается умению руководителя чтением точно оценить и помочь выразить в слове эмоциональную реакцию подростка, создать ситуацию успеха. Кроме развития у библиотекаря навыков прямого диалога с ребенком, ориентированного на обнажение субъективно-значимого аспекта восприятия, Челябинская областная детская библиотека большое внимание уделяет методам опосредованного диалога. К ним можно отнести рукописные газеты, альманахи типа «Заметки на полях», «Пять тысяч любимых строк», тематические полки типа «Рекомендует библиотекарь», «Рекомендует читатель». Подросткам, избегающим открытого контакта с библиотекарем, предлагаются книги с закладками, цель которых дать эмоциональную установку на чтение от имени самой книги. Примером может служить закладка к сборнику повестей Б.Пастернака «Детство Люверс»:

«Милая барышня! Любезный молодой человек!

Вас привлекли загадочность и благородство моей обложки? Вы хотите меня прочитать? Подумайте хорошенько, я не хочу попадать в случайные руки. Я жду читателя, в котором бурлит тайна прощания с детством и пробуждения в себе чего-то неизвестного. Читателя, которому знаком глубокий глоток перед трудным разговором и ожидание сильного чувства. Читателя, который умеет понимать намеки, ибо то, чему дано имя, перестает быть тайной. Читателя, который не любит, чтобы с ним заигрывали и ради приманки закручивали лихой сюжет или упрощали язык. И если вы из числа таких людей, я доверяю Вам свою судьбу.

От имени книги ее доверенное лицо – библиотекарь».

Для подобной рекомендации используется часто читательский опыт самих подростков, и их голос находит живой отклик у сверстников.

Опыт Челябинской областной детской библиотеки может стать примером для руководителей литературно-художественным развитием детей на материале чтения, в каком бы институте детства это не проходило. Надо сказать, что открытие, выражение, коммуникация личностного смысла культуры, заложенной в книге и прежде всего, в художественной литературе, – это акт высшей эмоциональной напряженности, требующей неустанного духовного роста личности, обуславливающий радость творчества, чтения и человеческого общения.

Приложения

Приложение 1. 

Чтение как вид творчества

Программа

для самообразования руководителей детского чтения

(Использованы фрагменты авторской учебной программы «Психология чтения детей» для студентов информационно-библиотечного факультета по специализации: психология и педагогика детского чтения)

Психология чтения детей – научная дисциплина, изучающая психические процессы, происходящие в сознании читающего ребенка, влияние произведений печати на его внутренний мир, раскрывающая закономерности читательского развития личности периода детства в целом. Читательское развитие в программе рассматривается в неразрывной связи с общим развитием ребенка, его образованием и воспитанием. В условиях кризиса детского чтения, переживаемого в последнее десятилетие, данный аспект приобретает особую актуальность, ибо он дает педагогу основу для целенаправленного руководства чтением детей, для пробуждения у них интереса к этому виду деятельности, для совершенствования восприятия произведений литературы.

Доминанта занятий – осмысление чтения как явления культуры, источника и ускорителя развития личности ребенка, его творческого потенциала, не сводимого к получению информации. 

В круг изучаемых входят темы как общего характера (о сущности чтения, его видах и методах, функциях, о структуре восприятия печатного текста, особенностях психических процессов и состояний читающего человека, их зависимости от субъективных и объективных факторов, о модели читательской деятельности), так и специфические, касающиеся своеобразия взаимодействия ребенка с книгой.

Цель. Сформировать у детей представления о сущности чтения, его уникальных свойствах, развить литературно-художественные способности, повысить уровень осмысления процесса влияния книги на читателя. Ввиду особой значимости духовно-нравственной основы для развития личности в детские годы, в программе преимущественное внимание уделено психологии чтения художественной литературы.

Виды занятий. Лекционные, семинарские, практические. Акцентируется внимание на анализе конкретных ситуаций, возникающих при общении с читателями-детьми. В совокупности практические занятия, среди которых деловые игры, дебаты, тестирование, имитация диалогов и др., представляет собой своеобразный тренинг в области психологии чтения. Навыки этого тренинга помогут будущему специалисту в общении с детьми, в диагностике читательского развития ребенка, в проведении исследований психологического характера.

Основными источниками изучения курса являются научные публикации (список основной литературы см. в конце пособия.)

Программа курса складывается из следующих тематических блоков:

1. Сущность чтения как психологического процесса. Чтение ребенка в современном мире. Функции чтения. Виды и методы чтения. Факторы, влияющие на чтение детей. Модель читательской деятельности.

2. Специфика чтения художественной литературы как вида искусства. Психологические «механизмы» восприятия текста. Чтение как творческая деятельность.

3. Типология чтения детей. Возрастная динамика читательского развития. Психологические методы изучения читателя-ребенка и взаимодействия с ним специалиста.

4. Методы психологической поддержки чтения детей. Библиотерапия как аспект психологии и педагогики чтения.

Содержание программы

 

Сущность чтения. Чтение ребенка в современном мире

Понятие «Чтение». Разные подходы и трактовки. Индивидуальное и общечеловеческое значение чтения. Соподчиненность понятий «чтение» и «получение информации», их сходство и различие. Специфика чтения текстов на печатных и электронных носителях. Уникальные возможности чтения для развития личности. Роль чтения в жизнедеятельности и духовном становлении ребенка. Разные концепции чтения: чтение как деятельность, как процесс, как общение, как творчество и др. Чтение как средство и как самоценность, как самодавлеющий культурный акт и как сопутствующее другим занятие.

Общемировые процессы и их влияние на чтение. Падение престижа чтения. Функциональная неграмотность: истоки и последствия. Тенденции в чтении детей. Читательский негативизм и его причины. Модели стимулирования детского чтения в разных странах. Роль семьи в приобщении ребенка к книге и приоритет в этом дошкольного этапа развития личности.

Семинар-«дебаты». Моя трактовка понятия «Чтение» и ее обоснование.

Функции чтения


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Школа творческого чтения"

Книги похожие на "Школа творческого чтения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Тихомирова

И. Тихомирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Тихомирова - Школа творческого чтения"

Отзывы читателей о книге "Школа творческого чтения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.