Лидия Новицкая - Уроки вдохновения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Уроки вдохновения"
Описание и краткое содержание "Уроки вдохновения" читать бесплатно онлайн.
Книга старейшего театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержат ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматиче-ской студии. На примере работы над трагедиями Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. В книге возникает яркий образ К. С. Станиславского с его художественными и этическими исканиями.
Вторая часть книги — «Тренинг и муштра» — связана с непосредственной практикой преподавания актерского мастерства. Она содержит ценный, проверенный автором материал для практических занятий с будущими актерами по элементам системы Станиславского.
Чтобы отражать на сцене внутреннюю жизнь, нужен не только хорошо разработанный внутренний аппарат, но и исключительно отзывчивый физический аппарат, верно передающий результат творческой работы чувства, его внешнюю форму воплощения.
Движениям необходимо дать то разнообразие, ту быстроту сменяемости, ту слиянность, которые обеспечивали бы точность, полноту передачи душевных волнений, переживаний и гаммы чувств. «Такое физическое состояние артист должен научиться вызывать в себе на сцене, приводя в порядок, разминая и пуская в действие все составные части своего телесного аппарата воплощения. […] Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, бессознательного, инстинктивного рефлекса. […] Это состояние мы называем на нашем языке внешним сценическим самочувствием».[69]
Внешнее сценическое самочувствие складывается из составных частей-элементов: мимики, голоса, речи, интонации, движения, пластики и т. д.
И когда созданы внутреннее и внешнее сценические самочувствия, то образуется состояние, которое мы называем общим сценическим самочувствием — рабочим творческим самочувствием.
Только создав общее сценическое самочувствие, артист может приступать к творчеству. И вот здесь-то в творческий процесс вступает органическая природа с ее подсознанием. «В таком состоянии артисту легко откликаться на все задачи, которые ставят перед ним пьеса, поэт, режиссер, наконец, он сам. [Все душевные и физические элементы его самочувствия у него начеку и мгновенно откликаются на призыв. […] Что бы ни делалось артистом в процессе творчества […] — читает ли актер в первый или в сотый раз пьесу и роль, учит ли или повторяет ее текст, […] ищет ли он духовного и физического материала для роли, […] думает ли об ее внутреннем и внешнем образе, […] о костюме и гриме, словом, при всяком малейшем соприкосновении с ролью он должен непременно находиться в состоянии внутреннего и внешнего, или общего сценического самочувствия»,[70] — так учил К. С. Станиславский, призывая артистов к правде жизни на сцене.
Правильное сценическое самочувствие создает почву для зарождения подсознательного творческого процесса. «Подсознательное творчество природы — через сознательную психотехнику артиста», — [71] говорил К. С. Станиславский.
Вот почему каждый человек, желающий стать актером или режиссером, чтобы подойти к законам творчества органической природы с ее подсознанием, должен в первую очередь изучить и практически овладеть всеми приемами, всеми элементами психотехники.
Нам, обыкновенным смертным, часто говорил К. С. Станиславский, приходится приобретать, развивать, воспитывать в себе поодиночке каждый из элементов внутреннего сценического самочувствия долгим временем и упорным трудом. Без работы над собой артист не постигнет мастерства.
Предмет «Мастерство актера» является практическим, конкретным, а поэтому и изучать его мы должны не отвлеченно, а на конкретных действиях, упражнениях, тренинге.)
За долгие годы режиссерской и педагогической работы я убедилась, что изучение внутренних элементов сценического самочувствия надо строить в определенной последовательности. Я придерживалась примерно следующей схемы, но ее нельзя считать незыблемой и обязательной для всех изучающих систему.
1. Освобождение мышц.
Действие, «если бы», предлагаемые обстоятельства.
Воображение.
Сценическое внимание.
Чувство правды, логика и последовательность.
Вера и сценическая наивность.
Эмоциональная память.
Общение.
Темпо-ритм.
Характерность.
Мизансцена.
От этюда до спектакля.
Сверхзадача и сквозное действие.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ
Превращение всего нашего физического аппарата в выразительное средство актерского творчества — это искусство из искусств, и возможно это только при условии повседневной работы над речью, голосом, над развитием выразительности своего тела.
Чтобы выработать умение двигаться выразительно и правдиво, нужно научиться освобождать наши мышцы от излишних зажимов, от ненужного напряжения. Предметом нашего изучения должны быть мышцы произвольных движений, которые подчиняются воле человека.
В начале занятий надо прежде всего предложить ученикам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц.
Упражнения.
1. Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15.
Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120; или вспомнить строки знакомых стихов; или вспомнить последовательно все события сегодняшнего дня.
Предложить ученику отыскать оброненный предмет (карандаш, записную книжку, кольцо и т. п.). Когда же он это сделает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. И тут же надо ему сказать, что остальные ученики будут проверять, так ли он все делает, как сделал в первый раз.
Ученик, начиная повторять, обычно конфузится, зажимается и, естественно, теряет логику действия. «У актера, поскольку он человек, они (мышечные напряжения. — Л. Н.) всегда будут создаваться при публичном выступлении».[72] Производится разбор проделанного, указывается на зажимы тех или иных мышц, в результате которых и возникла нелогичность действий.
Затем предлагается другим ученикам выполнить ряд подобных упражнений. Все на собственном опыте убеждаются, что физическое напряжение, непроизвольная зажатость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу.
Работа над телом требует большого тренажа. Пока актером владеет физическое напряжение, не может быть и речи ни о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица! Следовательно, прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими.
Изучение этого элемента мы разбиваем на четыре этапа:
1. Выработка мышечного контролера.
2. Определение центра тяжести и точки опоры.
3. Воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать, какие мышцы несут нагрузку при том или ином физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия.
4. Оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, поза и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ВЫРАБОТКА МЫШЕЧНОГО КОНТРОЛЕРА ИЛИ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Упражнения.
Предложить группе учеников сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Обратить их внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т. д., а потом объяснить разницу в состоянии и ощущениях.
Сесть на ручку кресла, определить зажимы и снять их.
Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д.
Прислониться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т. д. и опять найти лишнее напряжение.
Лежа отдыхать на диване. Определить, где зажимы, снять их.
Сесть нескольким ученикам на диван, определить, где зажимы.
Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока ученик не почувствует ощущения хотя бы частичной мышечной свободы. Только тренажем можно добиться умения наблюдать и контролировать у себя зажим и свободу мышц — «развить в себе мышечного контролера».
«Он (мышечный контролер. — Л. Н.) должен неустанно, как в жизни, так и на сцене, следить за тем, чтобы нигде не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов. […] Этот процесс самопроверки и снятия, излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности».[73]
Упражнения (на выявление индивидуальных зажимов и снятие их).
Измерить длину комнаты обыкновенным, спокойным шагом.
Открыть и закрыть дверь.
Поставить пять стульев к стене.
Приготовить комнату для приема гостей.
Открыть окно и протереть стекла.
Разобрать содержимое сумочки.
7. Завязать галстук, зашнуровать ботинки, повязать косынку.
Часто люди страдают индивидуальными зажимами. Например, у меня был зажим в плечах, который мешал мне в работе. Это заметила М. П. Лилина, работая со мной над пьесой Чехова «Вишневый сад». Мне назначили целый ряд упражнений и зажим был ликвидирован. А К. С. Станиславский рассказал нам на одном из занятий, что у одной артистки, обладающей прекрасным дарованием и темпераментом, очень часто чувство заменялось простым физическим напряжением. Совершенно случайно заметили, что в драматических местах роли правая бровь артистки чуть-чуть напрягается. Тогда ей предложили выработать в себе механическую привычку при переходе к трудному месту снимать всякое напряжение с лица. И когда ей это удавалось, то и все напряжение тела само собой ослаблялось и она начинала действовать органично.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уроки вдохновения"
Книги похожие на "Уроки вдохновения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лидия Новицкая - Уроки вдохновения"
Отзывы читателей о книге "Уроки вдохновения", комментарии и мнения людей о произведении.