Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Описание и краткое содержание "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать бесплатно онлайн.
Повести Бориса Привалова «Веселый мудрец», «Нестерко — мужик озорной» и «Два чудака» написаны по мотивам узбекских, белорусских и молдавских народных сказок и анекдотов.
Герои повести — находчивые, остроумные, веселые люди. Мудрость народа, которую они олицетворяют, помогает им преодолевать трудности, выходить из беды, побеждать своих недругов, достигать цели.
— Чудак ты! Всего два дня прошло, как мы встретились с ним. А сколько дней он один, без нас обходился? Вот то-то… Он получше нас придумать может чего хочешь! Ну, а раз так случилось, что я да вы с братом тут — отчего ж и не помочь.
Фэникэ перешел на другую мелодию. Это означало — осторожно! Митикэ оглянулся — к ним шел Бэрдыхан.
— Соскучился, — сказал староста, плюхаясь на траву возле моша Илие.
— И мы тоже, — вздохнул Митикэ, — Не так ведь часто приходится с таким уважаемым человеком, как вы, бадя, поговорить.
— Эй, Фэникэ, кончай песню, — сказал мош Илие, — и зови сюда парней, девчат. И Мариуцу! Пусть присядет хоть на минутку, а то у меня, на нее глядя, ноги гудеть начинают! Я расскажу бывальщину — как Пэкалэ себе невесту выбирал.
Молодежь расселась вокруг моша Илие, а старшие — не останавливать же работу! — заменили своих дочерей, сыновей, младших братьев и сестер на стройке, возле котлов, на подноске глины.
— Однажды Пэкалэ так заскучал, — начал мош Илие, — что Тындалэ с ног сбился — не знал, как друга вылечить. Даже травами целебными лечить его принимался — все без толку.
«Не нужны мне лекарства», — говорил Пэкалэ.
«Лекарства лишь мертвому не нужны», — отвечал обычно Тындалэ и принимался потчевать друга какой-нибудь новой травой.
«Эх, горемычный я, — сказал Пэкалэ, — все один да один…»
«Так я ж с тобой!» — удивился Тындалэ.
«Но ты тоже один! Оба мы одни. А одному и в раю скучно».
Тогда Тындалэ понял — нужно другу невесту искать.
Вот пришли они в одно село, которое красивыми девушками славилось.
Со всей округи туда женихи съезжались — невест себе выбирать. Пэкалэ даже растерялся: куда ни посмотришь — одна девушка лучше другой. Голова кругом идет!
«Давай что-нибудь придумывать, — говорит Тындалэ, — а то запутаемся».
И вот что придумали побратимы. Насыпали полную каруцу яблок, остановились посреди села и давай кричать:
«Даем яблоки, берем сор из хаты! Даем яблоки, берем сор из хаты!».
Смеются все кругом над чудаками, потешаются. Где ж это видано — яблоки за сор! Ну, и потащили — у кого сколько набралось. А уж старались — в каждый уголок по десять раз заглядывали, по десять раз подметали. Одна два ведра тащит, вторая — корзину, третья — сама едва несет и мужа нагрузила.
Пэкалэ и Тындалэ только успевают поворачиваться — кто сколько сора принес, тому столько и яблок отсыпают. Все довольны, а у кого сора много было — больше всех радуются. Такая удача не часто бывает! Лишь одна девушка стоит возле каруцы с яблоками и плачет:
«Мне тоже яблок хочется…»
«Где сор из твоей хаты, девушка?» — спрашивает Пэкалэ.
— «Вот!» — раскрыла девушка ладонь, а там щепотка сора.
Кругом ее подружки стоят, хохочут:
«И на яблочный огрызок не намела! Сора пожалела!»
«Я не жадная, — сквозь слезы говорит девушка. — А что мне делать, если у меня в хате сора нет? И этот взаймы взяла у соседей…»
— Держи ее, Пэкалэ! — кричит Тындалэ. — Вот она, невеста! Чистоту любит, работы не боится!».
Посадили ее в каруцу — и к хате, свататься… Мош Илие прищурился, оглядел собравшихся и сказал:
— Ну, а ты, Мариуца, как себе жениха выбирала? Мариуца сверкнула большими зелеными, как лист тополя, глазами, засмеялась:
— Костикэ сам меня выбрал! А уж ошибся или нет — ему видней.
— Не ошибся, не ошибся! — воскликнула одна из подружек. — Мы же с тобой ворожили на воске! Забыла уже?
Ворожбой на воске занимались многие девушки на селе. Это очень просто: нужна только свеча, сделанная из воска диких пчел. Зажжешь ее, капнешь два раза воском в миску с водой, помешаешь воду пальцем, чтобы водоворот получился, — вот и все. Теперь смотри в оба: капельки воска одна другую догонят или нет. Догонят — значит, быть свадьбе, а не догонят — что же, в этом году жениха не жди!..
— Что показала ворожба, Мариуца? — спросил мош Илие.
— Бегали да бегали две вощинки друг за дружкой! — отмахнулась Мариуца.
— Вот вам и ворожба! — сказал Митикэ. — И новый дом уже скоро готов будет, и жених тут как тут, а вы все ворожбе верите!
— Но-но, — возразил Бэрдыхан, — чепуха! Небось сегодня-то счастливый день, вот и клаку созвали. А в несчастливый день никто строить не начнет!
— Конечно, — подтвердила Мариуца, — разве можно, например, в пятницу начинать хату строить?
Мош Илие тихонько засмеялся, и все сразу же замолчали, посмотрели на него.
— Плохо считаешь, красавица, — сказал копач. — Ведь четверг вчера был, а нынче — самая настоящая пятница.
— Нет, я же знаю, что четверг! — обиделась Мариуца. — Ложилась спать — все сочла. Проснулась — пересчитала.
— Правильно, ночью был четверг, а с утра сегодня пятница! — подтвердил Фэникэ.
— Ой, — испуганно воскликнула Мариуца. — Значит, не будет нам счастья! Пятница — день нехороший.
— А понедельник? — спросил Митикэ.
— Еще хуже пятницы! — всхлипнула Мариуца.
— Эй, Костикэ! — крикнул Фэникэ. — Когда ты выиграл скачку — этот день был счастливым?
— Еще бы! — отозвался Костикэ. — Один из самых лучших в жизни!
— Так вот, Мариуца, — сказал Митикэ, — скачки, на которых победил Костикэ, были в понедельник.
— Ну, как теперь поживают твои приметы? — спросил мош Илие.
Мариуца улыбнулась.
— Давайте уговоримся: у нас будут свои приметы. Например, когда встречаешь хорошего человека — это к радости. Верно?
— Ну, если тебе нравится, можно называть это приметой, — улыбнулся мош Илие и, уже в который раз за день, взглянул на дорогу.
— А если пахнет уксусом, — лукаво спросила Мариуца, — к чему бы это? Ну, отвечайте.
— К тому, что нас сейчас будут кормить чечевицей с уксусом! — воскликнул Фэникэ.
Мариуца побежала к котлам, а Фэникэ заиграл очередной танец. Молодежь тотчас же встала в круг, взялась за руки — начался жок.
Калачник Тимофтэ священнодействовал возле котлов и заодно наставлял девушек, как делать калачи для гаданий.
Кто-то притащил в, подарок будущим хозяевам хаты большие корзины из хвороста — сысояки. В них обычно хранятся кукурузные початки.
— Эй, Костикэ, где у тебя будет кладовая? — спросили парни с корзинами.
Костикэ стоял на бочках и заканчивал обмазку верхней части стены. Сверху он увидел, что в сысояках лежит камыш, которым нужно будет крыть крышу.
— Вот молодцы! — закричал Костикэ. — Сразу столько даров — мне же придется работать на вас, как на помещика, чтобы хоть чем-то отблагодарить!
— Легко хочешь отделаться! — пошутил один из парней. — Я придумал тебе дело потруднее — ты будешь таскать камыш на крышу, когда я буду строить свою хату!
Стал я немощен и мал.
Бедняком бездомным стал.
Скот погиб, нет крова, пищи,
Нет земли — живу, как нищий,
Что мне делать, как мне быть?
В песне горе утопить! —
напевал Фэникэ, подыгрывая сам себе. А Митикэ вторил ему на флуэре.
Солнце уже прикоснулось к краю степи, и небо на востоке стало совсем вечерним — темным, как спелая слива.
Работы возле хаты закончились. Вместе с последними лучами солнца покинули стройку и последние строители.
На шелковицу повесили фонарь.
Мариуца и ее подружки едва успевали разносить еду.
Калачник Тимофтэ упарился у котлов — давно ему не приходилось готовить столько бобов и мамалыги.
Появление Цопы братья Чорбэ встретили восторженно:
— Ваше благородие! Садитесь сюда! Но Цопа подошел к полицейскому;
— Как? Идем?
— Все в порядке. Можно дальше следовать.
— Значит, остаемся… Поедим, — принюхиваясь к запаху жареных бобов, предложил Цопа.
При появлении Цопы чабан — впервые за целый день — ощупал свой пояс. Деньги были на месте.
Цопа опустился на ковер. Перед ним тотчас же появилась миска жареных бобов.
— Что ест волк? — спросил Митикэ.
— То, что берет в долг! — отвечал Фэникэ.
— Чем он платит?
— А кто с него станет спрашивать? — Фэникэ так удивленно развел руками, что даже мрачный полицейский усмехнулся.
— Это ты про кого? — спохватился Цопа.
— Не извольте беспокоиться, ваше благородие! Про волка! — отозвался Митикэ.
— Все подковырки да прибаутки! — опрокидывая чарку, произнес Цопа. — Кто думает, что он умнее всех, всегда оказывается в дураках! — многозначительно добавил он. — Эй, мош Илие, как у нас дела?
— У нас все в порядке! — ответил мош Илие и озабоченно взглянул на дорогу.
— Молодец, дед! — похвалил Цопа и выпил еще чарку. — Карауль дальше! А знаете, люди добрые, я водил под конвоем не такую мелочь, как эти бондари, пекари, старики… Конокрадов водил! Поджигателей! Бывало, просит какой-нибудь цыган: «Останови, у меня тут родня живет». Что ж, говорю, устроим привал. А родные у конокрадов с понятием — сразу мне подарочек. Возьмите, говорят в дорогу… Правильно я говорю? — обратился Цопа к полицейскому.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Веселый мудрец. Юмористические повести"
Книги похожие на "Веселый мудрец. Юмористические повести" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Привалов - Веселый мудрец. Юмористические повести"
Отзывы читателей о книге "Веселый мудрец. Юмористические повести", комментарии и мнения людей о произведении.