» » » » Владислав Татаркевич - История философии. Античная и средневековая философия


Авторские права

Владислав Татаркевич - История философии. Античная и средневековая философия

Здесь можно скачать бесплатно "Владислав Татаркевич - История философии. Античная и средневековая философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Издательство: Издательство Пермского Университета. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Татаркевич - История философии. Античная и средневековая философия
Рейтинг:
Название:
История философии. Античная и средневековая философия
Издательство:
Издательство: Издательство Пермского Университета
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
5-8241-0229-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История философии. Античная и средневековая философия"

Описание и краткое содержание "История философии. Античная и средневековая философия" читать бесплатно онлайн.



«История философии» Вл. Татаркевича (1886–1980), академика ПАН, известного польского историка философии, специалиста по этике и эстетике, выдержала в своей стране более десяти изданий и является популярным учебником по истории европейской философской мысли. Книга отличается энциклопедичностью, ясностью и простотой языка, содержит оригинальную концепцию развития историко-философского знания. Она переведена на многие европейские языки, издана в США и Китае. На русском языке публикуется впервые. Рекомендуется преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений, изучающим философию, а также всем тем, кто интересуется ее историей.


Публикация: Владислав Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия. Издательство Пермского Университета. Пермь. 2000.


Перевод с польского В. Н. Кваскова.






Концепция бытия, которую развивал Витело, была неоплатонической, эманационной. Он считал, что характеристикой бытия является лучистость, что бытие имеет световую природу. Он занимался не только метафизикой, но и эмпирической наукой о природе. Это было характерной чертой того направления, к которому он принадлежал. Одним разделом физики — оптикой — Витело занимался специально. Он придавал оптике особое значение, которое следовало из его метафизики. В силу того, что бытие обладает световой природой, все в природе должно быть подчинено законам оптики. «Метафизика света» привела его к эмпирическому исследованию света.

Оптический трактат Витело носил название «Перспектива», а излагал вопросы о разложении, отражении, преломлении света, а также о строении глаза, зрительных ошибках, геометрических основах оптики. Витело исходил из древнего арабского текста АльГазали, но в то же время его работа в латинской литературе средневековья была уникальной.

Его трактат содержал также и психологические рассуждения. Эти рассуждения носили больше эмпирический, чем спекулятивный характер, бывший особенностью средневековой психологии. Следуя и здесь за своим арабским предшественником, Витело подверг анализу процесс зрительного восприятия, сделав особый акцент на отделении чувственных ощущений от факторов иного рода. Он пришел к тому результату, что зрением мы воспринимаем только цвета и свет, но и то только в плоскости, все же иные элементы восприятия, такие как расстояние и величина, мы определяем при помощи обобщения и предположений, которые получены подсознательно. Способ выражения идей у Витело был средневековым, но взгляды отличались от типично средневековых. Он возрождал античные теории и вместе с тем предвосхищал психологию Нового времени.

То обстоятельство, что Польша в XIII в., не имея ни высшей школы, ни научной среды, дала миру известного философа, конечно, было случайным. Случайным было также и то, что он принадлежал к неоплатонизму и естественнонаучному направлению. Но уже в следующем столетии философское движение в Польше стало развиваться регулярно и широким фронтом.

Поздний период (начиная с XIV в.). В интеллектуальной жизни Польши XIV в. был переломным: в 1364 г. Казимир Великий основал Краковский университет, который объединил ученых, получивших образование за границей и работавших до этого времени самостоятельно. Свершилось важное событие: в Польше сложилось научное сообщество. После восстановления университета в 1400 г. Владиславом Ягеллой, когда на философию и естественные науки обратили такое же внимание, как и на право, научная жизнь Польши стала активно развиваться. Не случайно, что все разновидности зрелой схоластики — как античный, так и модернистский пути — нашли своих сторонников среди краковских магистров.

1. Модернистский путь, являясь наиболее распространенным направлением в то время в Европе, раньше всего достиг Кракова. К этому имел отношение ученый, который во времена Ягелло реорганизовал университет. Это был Матеуш из Кракова (ум. в 1410 г.), известный на Западе польский схоластик, профессор, а в 1396 г. ректор Гейдельбергского университета, ставший в конце жизни епископом в Вормсе, воспитатель первых краковских профессоров. Он действительно отошел от платоновско-августиновского способа мышления (вращаясь на Западе в кругах оккамистов в Праге во время учебы в университете, он был в дружеских отношениях с Генрихом из Оута, переписывался с Генрихом из Хессии, а в Гейдельберге встречался с Марсилием из Ингена) и не был чужд идеям номинализма.

Первый ректор возрожденного университета Станислав из Скальмежа, а также третий ректор Николай из Горшкова (ректор в 1402 г., ум. в 1412 г. в сане Виленского епископа) по установившейся традиции были номиналистами. Известными номиналистами были Анджей из Кокожина, ректор университета в 1426 г., нЯкуб из Парадиза. Типично номиналистские трактаты оставил после себя Бенедикт Хессе, краковский магистр.

Влияние западных номиналистов проявилось в Кракове в теории познания в меньшей степени, чем в этике (и связанной с ней экономике). Павел из Воршина (ум. примерно в 1430 г.) в своем комментарии к «Этике» Аристотеля выводил верховенство этики над метафизикой, поскольку, по его мнению, поведение в соответствии с нормами этики более важно, чем познание. Значительно усилился интерес к социальной и политической проблематике, а также к реформе церкви, как это видно у Матеуша из Кракова и Павла Влодковича.

Номинализм дал знать о себе в Кракове также своим интересом к философии природы. Он проявился также и в способе трактовки теологии: ее аргументами некоторые краковские трактаты признавали только правдоподобие и практическое значение, больше чем познавательное. «Теологические аргументы — это некоторая разновидность лекарств», — писал Матеуш из Кракова.

Особенностью краковских ученых было стремление к компромиссному решению проблем, к согласованию нового номинализма со старой традицией. Хессе, например, признавал теорию импетуса, однако не применял ее к небесным сферам.

Равнозначным с изменением содержания краковских трактатов оказалось постепенное изменение языка и литературной формы изложения: Матеуш из Кракова, Станислав из Скальмежа, Якуб из Парадиза уже не писали комментариев к Аристотелю. Они отбросили закостенелую форму вопросов и писали диалоги и речи. Этим выделялся Павел Влодкович.

2. Во второй половине XV в. в Кракове получил преимущество античный путь развития схоластики. Это был период, в который номинализм стал подвергаться преследованиям, старая схоластика праздновала победу. Главный центр томизма находился в Кёльне, и оттуда его влияние достигало Кракова. Но в Кёльне, который был родиной Альберта Великого, сохранился и его стиль мышления. Там возникли два направления — томистов и альбертистов, между которыми шел спор. Даже томисты обладали в Кёльне неоплатоническими чертами, присущими Альберту Великому: они провозглашали эманацию, иерархичность бытия и метафизику света.

К школе альбертистов прежде всего был близок Ян из Глогова (ок. 1445–1507 гг.) — знаменитый историк того времени, философ, географ, астроном, разделявший по одним проблемам взгляды Фомы, по другим — Альберта, а также Якуб из Гостынина (ум. в 1506 г.), вице-канцлер университета, автор второй (после Матеуша из Кракова) польской теодицеи, развивавший неоплатонические мотивы в стиле Альберта Великого и его более позднего парижского ученика Иоанна Парижского.

Чистого томизма придерживался Михал из Вроцлава (ок. 1450–1534 гг.) — студент, а впоследствии краковский профессор, который в наименьшей степени подвергся влиянию из Кёльна, но и он не был последовательным томистом, когда, например, помимо перипатетически-томистских доказательств существования Бога принимал также и доказательства св. Ансельма.

3. Скотизм, между тем, одновременно с другими странами появился и в Польше. В этом случае влияние пришло из Парижа, вначале привез его Михал Тваруг из Баспгржикова (род. ок. 1450 г. — ум. в 1520 г.). Он учился в Париже в 1473–1477 гг., то есть в те времена, когда номиналисты были там торжественно преданы анафеме (в 1473 г.), однако школа скотистов праздновала свою победу в Сорбонне. Михал из Бастржикова приехал в Краков в 1485 г. и принял участие в полутора суточном диспуте с тридцатью магистрами в защиту доктрины Скота. С того же года он начал преподавать в Кракове, вначале на факультете искусств, а затем, получив в Париже между 1506–1507 гг. теологический докторат, перешел на теологический факультет. В 1513 г. он был ректором. Михал из Бастржикова был скотистом, который упорно придерживался идей Скота и еще более последовательно шел имеете с его верными сторонниками в XV в., такими как Иоанн Магистр и Тартаретус, которые в молодости учили Михала в Париже. Он имел ученика, Яна из Стобницы. Этот схоластик, получивший образование в Польше, профессор в Кракове, работавший некоторое время в коллегиуме Любраньского в Познани, был автором работ по логике, философии природы, этике и принадлежал к тем скотистам, которые считались с другими современными скотизму философскими течениями: с теориями оккамистов, томистов и гуманистов.

В конечном счете, преобладание античного пути развития схоластики было недолгим. Когда на Западе номинализм вновь возродился в конце XIV — начале XV в., особенно благодаря Якову Лефевру д'Этаплю, взгляды Якова быстро достигли Кракова. Их принес его ученик Ян Шиллинг, краковянин, который учился в Париже в самом начале XVI в., а затем был кафедральным каноником в Кракове. Гжегож из Ставишина, краковский профессор, также был горячим сторонником Лефевра и, начиная с 1510 г., издавал его произведения в Кракове.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История философии. Античная и средневековая философия"

Книги похожие на "История философии. Античная и средневековая философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Татаркевич

Владислав Татаркевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Татаркевич - История философии. Античная и средневековая философия"

Отзывы читателей о книге "История философии. Античная и средневековая философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.