» » » » Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане


Авторские права

Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Государственное издательство географической литературы, год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане
Рейтинг:
Название:
«Витязь» в Индийском океане
Издательство:
Государственное издательство географической литературы
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Витязь» в Индийском океане"

Описание и краткое содержание "«Витязь» в Индийском океане" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Е. М. Крепса посвящена первому плаванию «Витязя» в Индийском океане в 1959–1960 гг. (по плану международного геофизического сотрудничества).

Экспедиция проводила комплексные океанографические исследования в Индийском океане, от берегов Австралии до восточных берегов Африки.

Автор рассказывает о странах и островах, где побывала экспедиция. Многие из них, как, например, острова Мальдивские, Сейшельские, Коморские, остров Занзибар, впервые посещались советскими людьми. Природа островов, их население, борьба народов за национальную независимость — все привлекает внимание автора и находит свое отражение в книге.






Тоннье рассказывает интересные вещи о передаче информации у мальгашей. Иногда, бывало, шел дремучим лесом целый день, никого не встречая. А приходя в деревню находил, что староста приготовил для него дом и пищу. Невидимые наблюдатели следили за его движением.

Приближается день нашего ухода. Много мы гуляли по Таматаве, много завели знакомств с местными жителями. Многие из нас, «безлошадных», и я в том числе, приобрели себе маски для ныряния, так как нам предстоят еще интересные заходы на коралловые рифы.

Хочется напоследок вкратце рассказать еще об одном визите на «Ла Перуз». Наш капитан принимал французского командира, а потом командир пригласил начальника экспедиции, капитана и меня отобедать у них в воскресенье. Узнав, что мы собираемся заходить на Коморские острова, а карты острова Майотта у нас старые, командир велел принести новые, только что составленные по работам «Ла Перуза», карты острова Майотта и подарил их капитану.

Атмосфера в кают-компании гидрографического судна была самая дружественная. На прощание мы подарили офицерам «Ла Перуза» значки «Витязя», а они нам значки «Ла Перуза». Значок гидрографического судна «Ла Перуз» — художественно выполненный из синей эмали скачущий конь. Почему конь? Только французское воображение могло додуматься до такой эмблемы. Оказывается, имя Лаперуза было Галоп. Вот почему скачущий в галопе конь!

Французские моряки рассказывали нам, что циклон Кароль, так милостиво обошедшийся с нами, обрушился на острова Маврикия и Реюньон. На острове Маврикия насчитывается 17 убитых и 20 000 человек осталось без крова! Ветер достигал скорости 270 километров в час (75 метров в секунду).

Капитан объявил, что снабжение корабля заканчивается, приняли провиант, горючее. Отход назначен на 1 марта. В день отхода нас пришли провожать наши новые мадагаскарские друзья мальгаши. Пришли французские исследователи — Тоннье, с очаровательной мадам Джесси, Зибольд и др.

Мы отходим в рейд. Подходит лоцманский бот, выбирают якорь. «Витязь» медленно разворачивается, проходит мимо стоящего на рейде «Ла Перуза», дает прощальные три гудка. На рифе прибой уже не такой бешеный, как в последние дни.

Прощай, Таматаве!

Вечером заседание Совета экспедиции. Надо уточнить маршрут и составить план станции до Носи-Бе. Наша ближайшая задача — сделать разрез на север до Сейшельских островов. Это будет начало нашего меридионального разреза в западной части Индийского океана. Продолжать разрез на север от Сейшел мы будем после того, как подойдем к этим островам от берегов Африки.

Дебаты были долгие и ярые, так как начальнику одного отряда важно вернуться на восток и потом идти на север, другому интересно поработать в районе Мадагаскара. Гидрологическому отряду необходима добавочная суточная буйковая станция, а отряду планктона добавочные сборы глубинного планктона. Трудность начальника экспедиции в том, что все требования совершенно справедливы и обоснованны, но программа работ большая и сроки должны быть выдержаны.

Капитан сообщает, что рекомендованный курс — идти на север, так как в море большая зыбь с юга.

Принимается следующее решение. Из Таматаве мы идем на северо-восток и выходим на намеченный меридиональный разрез к Сейшельским островам. Идя таким курсом, мы пересечем под прямым углом северную ветвь южного пассатного течения и район дивергенции, т. е. район, где расходятся две ветви течения и где можно ожидать подъема глубинных вод. Необходимо разобраться в этом сложном по гидрологическим условиям районе.

ОСТРОВ НОСИ-БЕ

4 МАРТА. Идем на северо-восток. Довольно сильная зыбь с юго-востока, но ветер не сильный. Радист передает, что было сообщение ТАСС о бедствиях, причиненных циклоном острову Маврикия. Наши жены, следящие за плаванием «Витязя», присылают тревожные радиограммы, все ли у нас благополучно, тем более что долго нет известий. Дело в том, что когда корабль стоит в порту, судовая радиостанция не работает и связь с родиной временно прерывается. По этой же причине во время стоянки в Таматаве наш синоптик Юра был лишен возможности следить за продвижением циклона и должен был довольствоваться информацией с «Ла Перуза». Однако он был героем дня на «Ла Перузе», так как его прогноз оказался самым точным.

Повернули на север. Ветер балла три. Наш «друг» Кароль ушла к 40° южной широты — к «ревущим сороковым», но циклон все еще не «заполнился», а только «расплылся». На севере наметилась новая область низкого давления, но Юра думает, что ничего угрожающего нет, так как к югу от нас образовалась обширная область высокого давления.

Работы на корабле идут своим чередом. Рельеф дна к северу от Мадагаскара сильно расчленен. Тут геологи открыли подводную гору, которую промеряют крест-накрест. Гора эта, лежащая на 13°55′ южной широты и 53°38′ восточной долготы, возвышается над дном океана на 3 километра. Минимальная глубина над горой 1510 метров. Богоров предлагает назвать гору именем академика И. П. Бардина, председателя советского комитета МГГ. Как обычно, на склоне возвышенности ни грунтовая трубка, ни дночерпатель не смогли ничего взять — все морские отложения смыты с твердой породы.

5 марта вышли на последнюю станцию этого короткого разреза — на 7° южной широты, немного южнее Сейшельских островов. Глубина океана уже начала уменьшаться. В этой точке она всего 3500 метров. К вечеру закончили станцию, повернули и легли курсом на юго-запад, нацелившись на северную оконечность Мадагаскара.

Утром на следующий день, во время очередной станции, к судну подплывали крупные рыбы: меч-рыба (Xiphias gladius) длиной метра в два; можно было разглядеть длинный меч, торчащий вперед. Подошли корифены и порядочная акула. Одну корифену и акулу поймали, но меч-рыба ушла.

Все эти дни погода была хорошая, но сегодня к вечеру небо заволокло темными тучами, весь горизонт в завесе дождей, неприятный шквальный ветер с запада. Юра успокаивает: «Это временно, мы проходим фронт. Ночью еще будет дождь, к утру погода прояснится». И действительно, все исполнилось как по писаному. Я начинаю уважать метеорологию. Наши товарищи, занимающиеся радиометрическими измерениями, отмечают резкое повышение радиоактивности атмосферных осадков. Не результат ли это атомных взрывов в Сахаре, от которой мы не так далеко находимся?

Погода после временного прояснения снова ухудшилась, пошел дождь, усилился ветер. Мы уже подходим к Мадагаскару. Ветер и течения мешают работать, судно все время разворачивает, тросы уходят под борт. Синоптик уверяет, что это ветер местного значения, в Носи-Бе будет спокойно. Сейчас в Носи-Бе и на Коморах тихо, ветер всего 2 балла.

7 марта около семи часов вечера, при серой шквалистой погоде, открылась северная оконечность Мадагаскара — мыс Амбр. Подходим ближе. Северная часть Мадагаскара совсем не похожа на плоские берега Таматаве. Здесь высокий берег, изрезанная линия гор, глубокие заливы, бухты.

Завтра Международный женский день. Но так как завтра предстоит заход в Носи-Бе, то решено отметить этот день сегодня в море. Как всегда, женский день проходит весело. Все женщины получили подарки от нас, мужчин. Потом был вечер самодеятельности, выявивший новые таланты. В маленьких сценках заслуженный успех имела работница камбуза Маргарита Иванова, а разносторонне одаренный радиохимик Лев Хитров изготовил остроумные и прямо-таки художественные куклы-карикатуры из папье-маше. Особенно удачны были Касьяныч с неизменным своим сачком и наш массивный ученый секретарь Игорь Михайлович Белоусов.

Рано утром 8 марта меня будит Богоров: «Вставай, смотри, какая кругом красота!» Быстро выбегаю на палубу (одеваться ведь не надо — весь туалет одни трусы). Корабль идет среди многочисленных гористых островков. Погода ясная, тихая. Слева виден большой, высокий остров Носи-Бе. Горы покрыты лесом, а внизу по склонам и долинам зеленеют поля и плантации. Видны белые домики небольшого городка, утопающего в зелени садов, — это Эльвиль, столица острова. Правее, у подножия заросшей лесом горы, приютились постройки океанографической станции. Перед ней стоит на якоре небольшое судно.

С правого берега тянутся, уходя вдаль, высокие берега Мадагаскара. Это уже западное побережье острова. Капитан указывает на большую бухту, глубоко вдающуюся в берег Мадагаскара. На английской карте она называется по-местному — бухта Амбаватоби, но французы называют ее Бухтой русских (Baie des russes). Здесь в 1904–1905 годах стояла эскадра адмирала Рожественского во время своего трагически закончившегося перехода из Балтики на Дальний Восток.

Гористый, изрезанный берег, покрытые лесом острова, глубокие заливы — все так не похоже на знакомое нам плоское, низменное, ровное восточное побережье Мадагаскара.

«Витязь» отдает якорь в бухте Эльвиль и вскоре прибывает катер с «властями»: три толстых веселых француза — таможенный чиновник, полицейский и пароходный агент. Они рассказывают, что Носи-Бе веселое место, что летом, в сухой период, сюда приезжает много отдыхающих из Тананариве. Они подтвердили местоположение стоянки эскадры Рожественского, сообщили, что в Эльвиле еще есть люди, помнящие русских, что в Бухте русских стояло не менее 60 кораблей, что на острове есть дети от русских моряков и, наконец, что на городском кладбище мы сможем найти русские могилы. «Власти» снабдили нас полной информацией. Рассказали, что основные культуры здесь — это перец, эфиронос иланг-иланг, кофе и сахарный тростник; эссенция иланг-иланга экспортируется отсюда через Марсель, и крупным потребителем ее является СССР.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Витязь» в Индийском океане"

Книги похожие на "«Витязь» в Индийском океане" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Крепс

Евгений Крепс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Крепс - «Витязь» в Индийском океане"

Отзывы читателей о книге "«Витязь» в Индийском океане", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.